ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 12 декабря 2013, 18:34

В кого летят шальные избиркомовские пули

Страница "ВКонтакте" Евгения Луконенко, частнопрактикующего юриста и запмпреда ИКМО Новоизмайловское, расстрелянного у своего дома 5 декабря, спустя уже несколько часов после убийства была совсем не похожа на страницы только что погибших людей. Обычно в таких случаях друзья и знакомые приносят на "стене" аккаунта свои соболезнования родным, делятся воспоминаниями о человеке, пишут, что им до сих пор не верится, что он мертв. Друзья и знакомые Евгения Луконенко вместо этого писали сообщения типа "Недолго музыка играла", "Недолго фраер танцевал" и так далее (позже записи, а затем и сам аккаунт, были удалены). Спустя неделю после убийства следствие все еще пытается установить мотив преступления, а друзья продолжают недоуменно разводить руками, даже не рискуя предполагать, что именно могло послужить причиной расправы над зампредом ИКМО. Между тем, эти друзья – не только не менее, но еще более скандально известные в Петербурге люди, имевшие с Луконенко общие интересы в сфере бизнеса и политики. Есть среди них, в частности, заместитель председателя Горизбиркома Александр Тетердинко, считающийся руководителем группы, в которую входил убитый. Сам Тетердинко говорит, что ему пока никто не угрожал.

Судиться по-братски

Евгений Луконенко родился 20 ноября 1984 года вместе со своим братом-близнецом Романом Луконенко. Оба стали юристами, как и их отец. Последний – Игорь Луконенко – как раз недавно был осужден на 4,5 года лишения свободы условно. Он признан виновным в том, что с бывшим заместителем главы УБОП Владимиром Сычом и еще двумя подельниками в 2005 году совершил рейдерский захват Фрунзенского плодоовощного комбината (ФПК). При этом Игорь Луконенко давал юридические консультации по оформлению поддельных документов, контролировал действия фиктивного директора ФПК Егора Лисицына (одного из подельников) и выезжал на захват комбината. В июне 2013 года Невский районный суд признал всех четверых виновными в совершении преступления, а как раз за 2 дня до убийства Евгения Луконенко в городской суд поступила апелляционная жалоба на приговор, которым, как выяснилось, остались недовольные как осужденные, так и прокуратура.

Евгений Луконенко на момент своего убийства являлся заместителем председателя избирательной комиссии МО "Новоизмайловское", членом территориальной избирательной комиссии №27, а также частнопрактикующим юристом. Его расстреляли утром 5 декабря у дверей его автомобиля в присутствии супруги.

Формальная сфера интересов Евгения Луконенко находилась в плоскости арбитражного процесса. Так, 19 декабря у него должно было состояться слушание по делу ООО "Трейд Лайн", в котором Луконенко представлял интересы заявителя, намеревавшегося признать компанию "Трейд Лайн" банкротом и отсудить у нее 12 млн рублей.

На январь было назначено заседание по делу о банкротстве ЗАО "ОРМА". Изначально свои претензии к компании озвучило ООО "ОРМА Турбо", которому ЗАО задолжало примерно 42,5 млн рублей. Однако позже исковые заявления подали ещё несколько кредиторов. При этом самые высокие требования выставило ООО "Баланар", намеревающееся истребовать с ЗАО почти 117 млн рублей.

В данном деле оказались замешаны сразу два брата Луконенко. Роль убитого Евгения Луконенко, как сообщает издание "Фонтанка.Ру", заключалась в том, чтобы взять на себя долги ООО "Интер Мастер". "Интер Мастер" должна была выплатить ООО "ОРМА Турбо" 117 млн рублей. Но в январе 2010 года ООО "Тинкер", принадлежащее Евгению Луконенко, приняло этот долг на себя. В тот же самый день, когда долги перешли компании покойного, Алексей Орберг, на тот момент руководитель ЗАО "ОРМА", подписал поручительство за ООО "Тинкер" перед ООО "ОРМА Турбо". А иск к ООО "ОРМА Турбо" в итоге оказался подан компанией ООО "Баланар", принадлежащей брату убитого Роману Луконенко.

Свободное плавание

Кроме репутации в области арбитражного процесса, Евгений Луконенко зарекомендовал себя и на ниве политической юриспруденции. Залогом карьерного роста покойного в избирательной системе стали его однокурсники. Евгений Луконенко учился вместе с братом Романом, с Антоном Медведевым и с Александром Тетердинко. Медведев и Тетердинко сейчас работают в Санкт-Петербургской избирательной комиссии, Тетердинко является заместителем ее председателя.

- Он был моим очень хорошим другом и профессиональным юристом, – рассказывает ЗАКС.Ру о Евгении Луконенко Тетердинко.

Зампред Горибиркома поясняет, что в свое время он совместно с Луконенко занимался юридическими консультациями. Однако с тех пор, как попал в органы госвласти, бизнес больше не ведет. При этом успехам покойного в области избирательного права, уверяет Тетердинко, он не способствовал.

- Конечно, мы контактировали и в этой области, когда у него появлялись какие-то заказы. Но я бы не сказал, что мы входили в какую-то группировку, команду. По некоторым делам так получалось, что он кого-то представлял в рамках этих дел, а я представлял Горизбирком, – продолжает Тетердинко.

Затем, говорит собеседник ЗАКС.Ру, Евгений Луконенко стал оказывать юридические услуги МО Новоизмайловское.

- Как юриста, профессионала, муниципальный совет посчитал необходимым назначить его в свою избирательную комиссию, ИКМО. А потом уже ИКМО избрало его заместителем председателя. Я знаю, что он оказывал муниципальному совету какие-то юридические услуги. Какие именно – я уж не знаю, это вы в муниципалитете спрашивайте, – добавил Тетердинко.

Уточнить в МО Новоизмайловское, какие услуги выполнял для муниципалитета Евгений Луконенко, не удалось. Глава МО Серей Шубин пояснил ЗАКС.Ру, что не знает этого и что наиболее полной информацией обладает следствие.

Морской бой

Есть и другой взгляд на историю становления Евгения Луконенко как "высокопрофессионального юриста в области избирательного права".

- Всей этой группой руководил Тетердинко, а входили в нее братья Луконенко и Медведев Антон. Луконенко Евгений на поприще выборов обладал поверхностными знаниями и способен был только озвучивать в суде правовые доводы Тетердинко. Всем было понятно, что это команда, организованная именно Тетердинко, – рассказывает ЗАКС.Ру про автовские муниципальные выборы 2010 года Игорь Рулев, член избирательной комиссии Ленобласти с правом решающего голоса, в 2010-м году – глава администрации МО "Автово".

Впервые Евгений Луконенко был замечен общественностью на выборах 2009 года в МО "Морской". Тогда вместе с Антоном Медведевым они защищали интересы ИКМО в судебном разбирательстве, инициированном Борисом Вишневским, сейчас являющимся депутатом ЗакСа от фракции Яблоко. Вишневский в 2009-м баллотировался в МО Морской. Он подал заявление в суд после того, как его обсчитали на УИКе №127: протокол переписали таким образом, что победа досталась единороссам, а не "яблочнику". В суде Луконенко и Медведев настаивали, что подделан как раз протокол Вишневского, а не ИКМО.

- На моих протоколах были все синие печати, все подписи. А те протоколы, которые приносили Луконенко с Медведевым, были тоже с печатями, но не со всеми подписями. Часть из тех подписей, которые все-таки стояли, были подделаны, – рассказывает ЗАКС.Ру Борис Вишневский. – В частности, подтвердил, что подделана его подпись, член комиссии от СР. К сожалению, впоследствии в возбуждении уголовного дела по факту фальсификации избирательных документов мне отказали.

В конце концов суд удовлетворил требования Вишневского, он почти что стал депутатом, но через неделю ИКМО инициировала пересчет голосов на основании неких жалоб и признала выборы по всему округу несостоявшимися. При этом сторону Горизбиркома в процессе представлял Александр Тетердинко.

"…в том числе и в этом грязном деле"

В следующий раз друзья-юристы появились на муниципальных выборах в Автово, где с 2009 года шли затяжные бои за муниципалитет.

- Луконенко представлял интересы нашей временной избирательной комиссии (временная ИКМО была ориентирована на ЕР и препятствовала тамошним депутатам-эсерам – прим. ЗАКС.Ру), которая отказала в регистрации всем нашим кандидатам, – рассказывает Рулев.

Евгению Луконенко удалось принять участие в одном из самых скандальных эпизодов автовских выборов 2010 года, когда нынешний глава МО Геннадий Трусканов был обвинен в антисемитских высказываниях в отношении Михаила Левина, тогда являвшегося членом ИКМО, а сейчас возглавляющего ТИК №7.

- ИКМО долго не хотело нас регистрировать в качестве кандидатов. Наши депутаты из ЗакСа тогда очень дружно поднялись – это была серьезная поддержка. До сих пор у нас не могут забыть, как Алексей Ковалев там рубился, даже драка была! – рассказывает ЗАКС.Ру Геннадий Трусканов. – В конце концов я поговорил с Гнетовым (Александр Гнетов, тогда – глава Горизбиркома – прим. ЗАКС.РУ), и он как-то вынудил ИКМО принять наши заявления.

Именно после этого, по мнению Трусканова, была придумана версия об оскорблении Михаила Левина.

- Когда я подавал документы, ко мне подошла Либуркина (жена депутата Виталия Милонова Ева Либуркина, тогда – член Горизбиркома – прим. ЗАКС.Ру) и ни с того, ни с сего стала меня укорять. Сделала такое кривое лицо, говорит: "Геннадий Борисович, я от вас не ожидала". И вот потом мы узнаем, что глава ИКМО Анастасия Шубина написала заявление, что Трусканов, находясь в комиссии, допускал антисемитские высказывания в отношении Левина. Заявление в суд поступило не от комиссии, а от неких кандидатов в депутаты, причем не присутствовавших в помещении.

Как уточняет Игорь Рулев, заявление в суд с требованием лишить Трусканова регистрации в качестве кандидата на основании его антисемитских высказываний, подали кандидаты от ЛДПР Шарандов и Яковлев. А Евгений Луконенко выступил в роли их представителя. В свою очередь интересы ИКМО в этом деле представлял Антон Медведев, а сторону Горизбиркома – Александр Тетердинко. В качестве свидетелей по делу со стороны ИКМО выступали Елена Ахилова (сейчас – секретарь ТИК №3 – прим. ЗАКС.Ру), Ева Либуркина и Андрей Малков (помощник депутата Виталия Милонова – прим. ЗАКС.Ру).

- Вообще, это был "верняк". По крайней мере, так этим мерзавцам казалось. Как раз в это время убили девочку таджикскую. Но то был не 2011 год, когда всех уже нагнули (имеются ввиду массовые нарушения и фальсификации на декабрьских выборах 2011 года – прим. ЗАКС.Ру). Судьи вели себя достаточно объективно. И решение было принято в мою пользу, – рассказывает глава МО Автово.

Затем заявители обратились в Горсуд, но и его удалось выиграть Трусканову.

- Грязнее технологии я не знаю. И вот тебе, пожалуйста, адвокат! Да, Луконенко участвовал в грязных делах. В том числе и в этом грязном деле. Не хотелось бы забывать, чем вот эти мерзавцы не брезгуют, – резюмирует Трусканов.

Северная кампания

2011 год для Евгения Луконенко, Антона Медведева и Александра Тетердинко стал периодом совместной работы в Мурманске.

- В 2011 году я был назначен заместителем руководителя аппарата правительства. Затем приехали Евгений Луконенко и Антон Медведев. Они работали членами мурманской областной избирательной комиссии. Конечно, мы контактировали. Но поездка в Мурманск была его (Луконенко – прим. ЗАКС.Ру) самостоятельным решением, – уверяет ЗАКС.Ру Александр Тетердинко, добавляя, что, когда его спрашивали об этих людях, он "естественно, рекомендовал их как высочайших профессионалов".

По другой версии, перед Тетердинко ставилась задача добиться на декабрьских выборах высокого результата для ЕР, в том числе используя средства административного давления. Однако, несмотря на усилия всей его команды, достигнуть цели не удалось. По результатам выборов Мурманской областной Думы партия власти получила 33% голосов, депутатов Госдумы – 32%.

- Хотя они тогда всей компанией поехали в Мурманск, ничего у них не получилось, а их "большие планы" осуществить не удалось, – отмечает Игорь Рулев. – До сих пор их там недобрым словом вспоминают, потому что и своему хозяину они помочь не смогли – тогда губернатора сняли с должности (губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко был отправлен в отставку весной 2012 года – прим. ЗАКС.Ру), и самим закрепиться не удалось. Тетердинко, по моему мнению, занимается не избирательным законодательством, а гнусностями в избирательном законодательстве. Я бы его назвал юристом административного ресурса. Легко быть квалифицированным специалистом, когда за тобой стоит админресурс. А когда ресурса нет или он недостаточен, тогда совершенно иной результат и получается. Вот что и произошло в Мурманске.

Путевка в выборы

Работать на выборах Евгению Луконенко, Антону Медведеву и Александру Тетердинко совместно с тех пор не приходилось. "У нас не возникало юридических коллизий, в которых и он, и я принимали бы участие", – говорит Тетердинко. Зато все трое продвинулись по службе.

В марте 2012 года Тетердинко был избран заместителем председателя Горизбиркома. На тот момент он являлся мужем дочери Дмитрия Краснянского – формально заместителя ГИКа, а фактически его "серого кардинала" и "великого комбинатора". Поговаривали, что Тетердинко рассчитывал возглавить Горизбирком или получить тот же статус, что и Краснянский, после ухода последнего. Краснянский действительно должность зампреда, как и собирался, вскоре оставил, однако руководить Горизбиркомом из Тамбова прислали Алексея Пучнина. С тех пор считается, что Тетердинко в ГИКе является представителем "старой власти", а сейчас ориентируется на спикера ЗакСа Вячеслава Макарова. Пучнин, в свою очередь, ориентируется скорее на Москву.

При формировании состава Горизбиркома в 2012 году в комиссию был назначен Антон Медведев. Его выдвинуло МО "Звездное", а утвердил губернатор.

Евгению Луконенко достались должности в территориальной избирательной комиссии №27, в которую он направлен муниципальным образованием Новоизмайловское и в ИКМО Новоизмайловское, в которую он был избран также в 2012 году.

Характерно, что оба фигурирующие в этой истории муниципалитета – Звездное и Новоизмайловское – появились, судя по всему, не случайно. Так, с 2009 по 2011 годы руководителем аппарата МО Звездное и председателем муниципальной КРК работал Александр Тетердинко. Именно от МО Звездное Тетердинко был направлен в Горизбирком в 2008 году.

Считается, что эти 4 года не прошли для нынешнего зампреда Горизбиркома напрасно. Во-первых, работая в Московском районе, он познакомился с Мариной Ждановой. Жданова с 2003 года трудилась председателем ТИК №19, а с 2012-го стала секретарем Горизбиркома. При этом, как и Тетердинко с остальными, в 2011 году Жданова успела поработать в Мурманской области в качестве заместителя областного избиркома.

- У Тетердинко остались интересы в Московском районе. В том числе, финансового характера. Он занимался выборами в муниципальных образованиях. Точнее, как они в Кировском районе пытались применить свои технологии, точно также они занимались и Московским районом, – рассказывает Игорь Рулев. – Он тогда только пришел в Московский район и позиционировал себя как грамотный юрист, как человек, который добивается результата. Отношения с главой администрации района Александром Полукеевым (бывший вице-губернатор Петербурга, с 2003 по 2006 годы работавший главой администрации Московского района – прим. ЗАКС.Ру) у него на тот момент уже сложились, он покровительствовал Тетердинко. А Жданова была главой ТИК №19. Я знаю, что он тогда Войтановскому (экс-депутат ЗакСа Вадим Войтановский – прим. ЗАКС.Ру) помогал провести нескольких депутатов в МО "Московская застава". Это в 2009 году было, тогда там были драки с бюллетенями, с полицией, ЧОПовцы приезжали.

Рулев утверждает, что Тетердинко на тех выборах оказывал услуги одновременно и нынешней главе МО Московская застава Валентине Афонькиной, и Вадиму Войтановскому, боровшимся друг с другом.

- Он работал фактически на два фронта. В итоге победила Афонькина, но одну пятерку Войтановского Тетердинко все-таки провел, – добавляет Игорь Рулев.

Общие интересы

МО Новоизмайловское, в избирательной комиссии которого зампредом трудился Евгений Луконенко, не только находится в Московском районе, но и тесно связано с Горизбиркомом. Точнее, с членом Горизбиркома, в прошлом – секретарем комиссии, а еще ранее – бессменным главой смольнинского комитета по местному самоуправлению, Ниной Шубиной. Дело в том, что главой МО Новоизмайовское является сын Шубиной Сергей Шубин, а заместителем главы администрации – ее племянник Роман Якубов. Трудно себе представить, чтобы у Александра Тетердинко не сложились отношения с Ниной Шубиной, поскольку оба являются довольно яркими и влиятельными членами Горизбиркома.

Хотя Александр Тетердинко говорит, что Евгений Луконенко оказывал юридические услуги МО Новоизмайловское, достоверно известно, что покойный имел опыт сотрудничества только с муниципалитетами Морские ворота и Красненькая речка. В 2011 году принадлежавшая Евгению Луконенко компания "Тинкер" получила там несколько муниципальных контрактов. При этом размещением данных заказов занималось уже упоминавшееся ООО "Баланар", принадлежащее Роману Луконенко.

Между тем, по мнению Игоря Рулева, у Тетердинко и Луконенко вплоть до гибели последнего оставались общие финансовые интересы.

- Думаю, общие финансовые интересы у Луконенко с Тетердинко есть до сих пор. Луконенко ведь юрист; занимаясь арбитражем, государственными муниципальными заказами, он не мог не иметь финансовых интересов. Поэтому у них, безусловно, были эти интересы и в определенных МО, и в компаниях, которые занимаются государственным муниципальным заказом и подрядами, – уверен Рулев.

Тетердинко, Луконенко и Медведеву раньше действительно принадлежала "Юридическая компания «Гарант-ТМ»". До 2007 года ее совладельцами были Антон Медведев и Александр Тетердинко, затем 100% компании достались Медведеву, а в декабре 2012 года перешли Луконенко. Больше ни в каких юрлицах Александр Тетердинко ни совладельцем, ни директором на данный момент не числится. В картотеке арбитражных дел единственное упоминание о нем связано с неким делом, в рамках которого ЗАО "Евромонолит" пыталось получить долг с ЗАО "Первая проектная компания" (ППК) в размере 77 миллионов рублей. А в качестве обеспечительных мер добилась ареста некой квартиры, принадлежащей ППК. Тетердинко же обратился в суд с ходатайством об отмене обеспечительных мер, поскольку данную квартиру он приобрел в собственность, а ППК не может окончательно переоформить на него документы. ЗАКС.Ру Тетердинко пояснил, что данная покупка касается исключительно его личной жизни.

Как бы то ни было, даже если предположить, что Евгения Луконенко, Антона Медведева и Александра Тетердинко связывали не только дружеские отношения и "юридические коллизии" во время выборов, а еще и некие общие финансовые интересы, о которых говорит Рулев, ни Тетердинко, ни Медведев не берутся предположить, что могло послужить причиной убийства их коллеги. Точнее, Медведев с ЗАКС.Ру разговаривать отказался, а Тетердинко пояснил, что надеется, что следствие найдет убийц, и что ему, во всяком случае, никто не угрожал.

Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости16 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама