ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 18 декабря 2014, 14:59

Борис Кагарлицкий: Думаю, власть поменяется в срок от трех недель до трех лет

Нынешний политический режим может смениться уже в январе. "Линий разрыва", которые подтолкнут процесс передела власти, может быть много. Однако все так или иначе связаны с силами, относящимися к нынешним "элитам". Уличный протест во время предстоящих событий неизбежен, но он станет лишь инструментом, а не причиной становления новой системы. Об этом в интервью ЗАКС.Ру рассказал руководитель Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

- Текущая политическая ситуация повлияет на протестное движение?

- Нет, не повлияет. Тем не менее, те разные группы элит, которые раньше существовали мирно, передерутся друг с другом. Да так, что Украина покажется детским садом. Изменят страну. Но население будет терпеть. Возможно, людей будут тянуть на митинги даже против их собственной воли.

- Как это можно сделать?

- Элементарно, скажут: "или идете на митинг, или мы вас всех увольняем". Как на митинг за Путина ходили по приказу, так будут и ходить на митинг против Путина.

- Вариант давления снизу вы считаете невозможным?

- Нет, населению необходимо выживать. Ситуация-то у нас будет только хуже. Почему у нас не протестуют люди? Не потому что у нас нет протестных настроений, эти настроения не имеют ничего общего с протесом как таковым. Нужны не настроения, а определенные структуры, навыки, организация, определенный тип отношений между людьми и тип коммуникаций. Люди у нас не могут собраться на протест. Даже тот потенциал, что был в 2005 году, когда пенсионеры вышли на протест против монетизации льгот, утрачен. А вот если будут говорить: "Завтра на митинг, обязательно быть, да еще оружие возьми или тебя уволят", тогда все выйдут как один.

- Вы сказали, что с 2005 года потенциал был утрачен. А как же митинги 2011-2012 годов?

- Ну, это вообще не митинги, это смешно просто. Это прогулки, гуляния, так средний класс мог и в парк выйти погулять. Протестный митинг – это когда хотя бы 500 тысяч человек, осознав свои интересы, через свои структуры мобилизации, которые созданы, сконструированы и работают, объединено выходят и, осознав, куда, зачем и как, проводят какие-то действия. Такие навыки были слабы в начале девяностых и полностью утрачены в "нулевые". У нас общество индивидуалистов. Причем, как выразился один мой коллега - индивидуалистов без собственного достоинства. Что будут делать наши люди, когда им плохо? Уедут на дачу, будут искать 2-ю или 3-ю работу. Может быть потихоньку воровать. Что угодно, но будут решать свою проблему в индивидуальном порядке. Может быть, им и хотелось бы не так, но они не могут – организации нет, нет лидеров и механизмов поиска или выдвижения лидеров. Другое дело, что после, например, месячного несильного втягивания в политику они научатся все делать сами. Но нужно сначала принудить: я не могу просто так взять и поехать на метро, кто-то должен его построить сначала.

- Кто будет людей на протест свозить?

- Я не знаю, кто кого привезет. Группировка, которая проиграет борьбу за власть - может быть это уже будет через три недели - и привезет этих людей. Группировка попытается переиграть результат, используя протест. Но сам протест на данном этапе не будет Майданом. Может быть, будет переворот в Кремле. И чтобы его прикрыть, устроят "как бы Майдан". Но настоящего Майдана не будет.

- Уличный протест в любом случае будет декорацией?

- На данном этапе - только так. А после переворотов, если люди простоят достаточно долго, грубо говоря, незнакомые люди перезнакомятся и самоорганизуются. Возможно, они станут самостоятельной силой и будут определять повестку. Они могут "послать" тех, кто их свозил, а могут и поддержать текущую власть. Или давить на нее. До этого могут быть точечные вспышки типа Пикалево. Но они, кстати как и события там, будут не направлены на свержение власти. Власть не будет меняться под давлением толпы. Толпа – не инструмент смены власти, а элемент уличной борьбы, когда нужна декорация или давление. Или нужно кого-то защитить.

- Кто потенциально может быть источником перемен?

- Одна линия разрыва – это условно либералы и условно силовики. Мы их так называем. Но я имею ввиду тех либералов, кто во власти. Вторая линия разлома – центр и регионы. Может быть, регионы и не захотят "дергаться", но им придется. Может быть, для того, чтобы спасти экономическую ситуацию. Вообще, поймите, никто не хочет раскачивать лодку. Но когда на лодке драка и решается, кого выкинут, то это уже другое. Консенсусом, который ставили во главу угла раньше – не решить кого выкинуть за борт. Тот, кого будут хотеть выкинуть, будет упираться, скандалить. Не бывает так, что меняется экономическая ситуация, но все остается по-старому. Но к изменениям люди не готовы. Раз не готовы, то будут принимать импровизированные решения. И они будут разными от разных людей.

- Власть может сразу смениться окончательно?

- Нет, следующая будет делать примерно то же самое, что и предыдущая. Но у них ошибок будет больше, а легитимности меньше. Развитие ситуации будет зависеть от темпов экономического кризиса, от того на сколько хватит ресурсов и так далее. Думаю, власть поменяется в периоде от трех недель до трех лет. Потом будет чехарда смены власти, придут какие-то новые люди. Но рано или поздно все утрясется и придёт какая-то стабилизация. Как было на Украине – власть сменилась быстро в феврале, а потом выяснилось, что новая власть не является властью, начались смены, возникли "народные республики" и там началась чехарда. Россию можно сравнивать с Донбассом. Этот период чехарды, будет тоже до трех лет.

- Будет ли процесс смены власти сопряжен с кровопролитием?

- Я вообще не рассматриваю будущие события в России как "будут они иметь насильственный характер или нет". Принципы организации протеста у мирного или не мирного, а правильнее сказать вооруженного или невооруженного, протеста, одинаковы.

- Если лидеров самоорганизованной толпы будут убивать, эта толпа не разбежится?

- Нет, напротив, это толпу только разозлит, она самоорганизуется, выдвинет новых лидеров, станет радикальней. Каждая новая волна лидеров, как правило, радикальнее предыдущих. К тому же, генералы, выращенные во время войны воюют лучше, чем те, которые выросли в мирное время.

- Как будет себя вести Владимир Путин во время всех этих событий?

- Он должен выбрать какую-то роль в этих событиях.

- Он может остаться у власти?

- Может быть, но это малоинтересный вопрос. Даже для него, я думаю, это не главный вопрос. В отличие от того, как провести передачу власти с наименьшим ущербом для, так сказать, держателей контрольного пакета акции власти. Корректный уход для него был бы лучше всего. Он хотел это сделать в 2008 году, ему не дали. Сейчас он понимает, что его сделают крайним, во всем виноватым, независимо от того, кто придет к власти.

- Он сбежит или постарается остаться?

- Возможно, он останется правителем, но не будет иметь власти. Такая конституционная монархия. Но, конечно, это маловероятно. Сбежать куда-то ему уже поздно – на Кубу не возьмут, а Беловежская пуща – это не Канарские острова.

Беседовал Артем Александров

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама