На съезде Совета муниципальных образований Петербурга 31 марта председателем переизбрали главу МО "Финляндский округ"Всеволода Беликова. В феврале на Беликова некоторые члены Совета подавали в суд. Председатель, по их мнению, сфальсифицировал съезд Совета 21 ноября, сказав, что он был "заочным". На этом "заочном" съезде был изменен Устав: председателя теперь мог выбирать весь Совет, а не только президиум из своего состава, что позволяло Беликову гарантированно переизбраться, хотя до этого, по мнению оппонентов, у него было мало шансов. Однако иски были отозваны и конфликт "замяли". Всеволод Беликов дал интервью ЗАКС.Ру, в котором попытался объяснить свое видение ситуации, рассказал о планах на будущее и о том, что у него общего с австрийцем Андреасом Кифером.
– Какие у вас планы и будут ли изменения в работе Совета?
– Никаких серьезных изменений не будет. Полномочий у председателя ни убавилось, ни прибавилось. Основная задача на этот год – работа над бюджетом 2016 года и возможность защиты бюджета в 2015 году. Для этого будем проводить целый ряд мероприятий. Впервые рабочая группа смольнинского комитета финансов начнет работу в марте, а не в июне или июле. Еще перед нами абсолютно понятная задача: как в условиях кризисной ситуации, в рамках распоряжения губернатора Петербурга Георгия Полтавченко найти свое место в строю. Мы уже нашли: вице-губернатором Петербурга Александром Говоруновым на съезде это было четко сформулировано. Это первое важное и нужное. Еще у нас будут собрания и семинары для глав советов и местных администраций. Ведь этой работе никто не учит.
– За два месяца – февраль и март – было без проблем проведено три съезда, зачем 21 ноября вам понадобилось, как вы говорите, проводить заочный?
– Это только кажется, что все так просто делается. Из поселка Серово за 70 км нужно ехать для того, чтобы формально просто поднять руки. И так делать нужно еще людям из Колпино, Ижоры, Понтонного, Белоострова и так далее. Нужно ехать 111-ти главам муниципальных образований, у которых все расписано по минутам. Это формальность, а я не ее сторонник. У нас заседание правительства проводится по интернету, люди в мире заочно на выборах голосуют. Я убежден, что заочное голосование должно существовать.
– В новой редакции Устава Совета возможность заочного голосования есть?
– Нет. Мы не стали вводить эту норму. Будем проводить, если понадобится, 20 съездов в год. Потом коллеги взмолятся, скажут: "Давайте введем норму". Ну и введем.
– Когда были внесены поправки в Устав о том, что председатель выбирается всеми членами Совета, а не президиумом?
– Когда все поправки были внесены, тогда они и были внесены.
– На каком из съездов?
– Вы меня ставите в дурацкое положение. Я не понимаю сути ваших вопросов. Я не понимаю, зачем и, самое интересное, для чего вы это спрашиваете. Если мне это неинтересно, если это не интересно муниципальному сообществу, то почему у вас-то это вызывает такой нездоровый интерес?
– Как минимум потому, что мы бралиинтервьюу одного из ваших оппонентов – Олега Смакотина.
– У меня нет оппонентов! Они закончились 31 марта на съезде. На нем никто не высказался против, и при трех воздержавшихся мою кандидатуру единогласно выбрали. У меня в принципе не может быть оппонентов, так как то, что я делаю, я делаю исходя из интересов подавляющего большинства. К сути моей работы, к способам и методам решения задач вопросов не возникало никогда.
– А как же глава МО "Петровский" Владимир Бородин, сказавший, что "из-за вашего мифического съезда вам большенельзядоверять"?
– Вот его и спрашивайте! Я не знаю, какие у него вопросы. Комментировать его я не буду, я ответил ему тогда. Я не очень понял, что он имел в виду, и не стал уточнять. Кому-то было непонятно, как прошла регистрация Устава? Вопрос снят, все. Потому что я на последнем съезде сказал: нет задач, которые формулируются без учета мнения муниципалитетов. Все задачи и мероприятия формулируются нашим муниципальным сообществом. Напоминаю: я на неоплачиваемой работе. Я всего лишь первый среди равных. Я не диктатор и не вождь. Меня избрали человеком, выражающим общую позицию. Все эти годы так было – и так остается.
– Ваши оппонентыговорили, что вы устроили, по вашим же словам, заочный съезд и изменение Устава потому, что вас не выдвигали в президиум и вы гарантированно не могли вновь стать председателем.
– Что это обсуждать, когда этот вопрос снят? Оппоненты считали так, большинство считало не так. Вопрос этот снят. Устав принят. Обсуждать нужно не процедуру, а норму. Норма, которую мы приняли, соответствует действующему законодательству.
– По новой редакции Устава Совет теперь не может вести коммерческую деятельность?
– Совет ни разу не вел коммерческую деятельность за все 11 лет своего существования. Это де-факто. Де-юре раньше мог вести коммерческую деятельность, но теперь нет. Как только появилась норма закона, мы внесли изменения в Устав.
– На съезде Совета 11 марта председатель комиссии по местному самоуправлению ЗакСаСергей Соловьевсказал, что норма о коммерческой деятельности действует и из-за нее вас могут снять с должности оппозиционеры. Он не знал, что из Устава убирается пункт о коммерческой деятельности?
– Я не знаю – спрашивайте Соловьева. Изменение Устава – это процесс постоянный. Там бывают нормы, которые могут вступать в прямое или косвенное противоречие. Мы и в уставы наших муниципальных советов регулярно вносим изменения. Например, сегодня стало известно, что в закон о муниципальной службе внесено изменение. Не будет переподготовки муниципальных служащих. Меняется вся система переподготовки кадров для муниципалитетов. Еще раз: у нас было противоречие в Уставе, и мы с ним разобрались.
– С этим разобрались, убрав из Устава пункт о том, что Совет может вести коммерческую деятельность?
– Да.
– Но на съезде 11 марта вы еще были против изъятия этой нормы из Устава.
– Я не понимаю о чем речь. Как только появилось изменение в федеральном законе, мы сразу отменили норму о коммерческой деятельности в Уставе.
– А когда об этом стало известно?
– В 2014 или 2015 году, не помню.
– Почему 11 марта изменения вносились по предложению главы МО "Малая Охта" Дмитрия Монахова?
– Процедура понятна и проста. В Устав изменения могут вноситься по предложению любого участника Совета. Мы разработали концепцию новой редакции Устава, разослали ее, а Монахов подготовил поправки. С большинством из них мы согласились, поблагодарили его и приняли.
– Это те поправки, которые убирали у Совета возможность вести коммерческую деятельность?
– Нет, там такого не было.
– А когда были внесены эти поправки?
– Я не помню.
– А хотя бы в каком году их принимали: в 2014 или 2015?
– Еще раз: я не помню. Что вы так зацепились к этому вопросу?
– Это важная тема.
– Для кого? Для меня и моих учредителей – глав муниципальных образований – это абсолютно неважная тема. Нельзя – значит нельзя. Это никак не сказывается на нашей работе. Это всего лишь норма, которая была когда-то допустима. Сейчас перестала такой быть и не обсуждается.
– Почему Совет никогда не вел коммерческую деятельность?
– Потому что она всегда вызывает какие-то проблемы в организации этого процесса. Мы, например, могли бы проводить платные семинары, а деньги тратить на Совет. Но для кого? Явно не для чиновников и людей с улицы. Значит, для представителей органов МСУ. А для этого у нас есть членские взносы, и было бы странным брать деньги с тех, кто и так платит. Вот в Совете муниципалитетов Финляндии работает 600 человек, бюджет 36 млн евро и 250 муниципалитетов. У них есть при каждом муниципальном образовании представители разных фирм, так как из-за того, что их мало, нет смысла иметь сильную юридическую или консалтинговую службу. Вот они платят взносы, но их Совет еще и является учредителем целого ряда организаций, которые предоставляют за деньги ряд услуг муниципалитетам. У нас это было бы слишком сложно. Потом у нас есть ФЗ № 44 "О контрактной основе", и аналогичным компаниям у нас пришлось бы предоставлять услуги на конкурсной основе. К тому же в случае если нам нужна организационная или, например, правовая помощь, мы обращаемся к органам государственной власти.
– И все же, как вы думаете, почему вы были единственным кандидатом на должность председателя Совета?
– Вопрос не ко мне.
– Безусловно, но это не говорит в пользу демократичности этих выборов.
– Это нормальное явление. Я как представитель РФ в Конгрессе региональных и местных властей и руководитель национальной делегации в палате местных властей Совета Европы докладываю, что на последней сессии в Страсбурге 23–25 марта были выборы Генерального секретаря. В подавляющем большинстве случаев, как и здесь, выборы проходили безальтернативно. Это была согласительная процедура руководителя национальных делегаций. У нас есть четыре политические группы, которые проводят консультации и выдвигают кандидатов на должность. И в Совете Европы, где высшая форма проявления демократии, нас информируют, что после консультаций в очередной раз генсеком конгресса стал Андреас Кифер, представляющий Австрию. Кстати, на прошлых выборах у него был конкурент Антонелло Контулати из Италии, и мы голосовали.
Мы поддерживали Кифера. А на этих выборах конкурента не было. Человек показал свою состоятельность, профессионализм, и никто не выставил свою кандидатуру ему в противовес, мы даже руки не поднимали. Просто председатель сказал: "Подтвердим наш выбор аплодисментами".
Что до нас, то когда кандидатуру единогласно выдвигает президиум, представляющий все районы, то, конечно, гипотетически оппонент может быть, но его не было.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1