ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 2 декабря 2004, 16:03

Либерально-бюджетный медведь: Виктор Семенович Плескачевский

В свое время председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Семенович Плескачевский едва не стал главой Федеральной службы по финансовым рынкам. В Думе эту тему обсуждали широко и активно, ведь данный господин личность известная не только в нижней палате парламента. Он из клана питерских, что делает его одним из перспективных претендентов на государственные должности.

На самом деле, нынешний глава думского комитета по собственности - не совсем петербуржец. Виктор Семенович родился 27 сентября 1956 г. в казахстанском Целинограде. Впрочем, двадцать с небольшим лет назад он перебрался в Петербург, где и закончил школу. Среди однокашников будущий депутат, говорят, отличался успехами в физике и скверной дисциплиной.

После школы Плескачевский отправился грызть гранит науки в ЛЭТИ, где, правда, мало кому запомнился. Но те, кто все-таки его припоминают, говорят о способном и скромном студенте, подрабатывавшем параллельно слесарем. Прямо ангел бескрылый После института Виктор Семенович отправился трудиться на кафедру экспериментальной физики Ленгидромета, но долго там не продержался. Зарплата оставляла желать лучшего, да и рутинная работа Плескачевскому не шибко нравилась.

Зато Виктор Семенович всерьез увлекся альпинизмом, что со временем аукнулось ему травмой позвоночника. Однако, как выяснилось, страсть к восхождениям, принесла Плескачевскому не только эмоциональное удовлетворение, но и вполне конкретные материальные выгоды. Уже расставшись с Ленгидрометом, Плескачевский собрал бригаду из приятелей-альпинистов, предлагавшую различным строительно-монтажным управлениям услуги по проведению высотных работ. А в 1988 году на базе той же бригады Плескачевский организовал собственный кооператив под названием "Алтус". Виктор Семенович и его коллеги попрактиковались на капремонте заводских труб, а потом и прошли своеобразное боевое крещение во время ликвидации землетрясения в Армении.

Экс-физика и состоявшегося альпиниста оценили в Ленинградском обкоме комсомола. Наладившееся понимание с властями оказалось совсем не лишним. На излете перестройки Виктор Семенович не на шутку заинтересовался вопросами финансов и функционирования рынка ценных бумаг. Кооператив Алтус стал одним из соучредителей Петербургской фондовой биржи, и тут знакомство с власть предержащими очень даже помогло. Плескачевский же в 1991 году стал управляющим Алтуса, получившего статус инвестиционной компании.

Примерно в это время Виктор Семенович познакомился с известным в Северной столице главой страхового общества Русь Владиславом Резником. Со временем знакомство переросло в дружбу.

Между тем, Алтус действовал все активнее, и Плескачевский решил попробовать себя в роли руководителя пилотного инвестиционного проекта. Местом проведения эксперимента стал военный городок Сертолово в Ленинградской области на трассе Петербург-Хельсинки. Виктор Семенович первым осознал, что на ранее засекреченном объекте можно сделать неплохой бизнес. Бывший физик предложил вложить средства в строительство торгового центра в Сертолово, вокруг которого потом выстроить целый благоустроенный район. Власти области встретили проект на ура и даже даровали городку статус отдельного муниципального образования. Благодеяния Плескачевского не оставили его внакладе: сертоловцы потянулись в торговый центр, и проценты с оборота потекли в карман Виктора Семеновича.

В 1998 году предприниматель собрался поучаствовать в выборах то ли ради спортивного интереса, то ли на всякий случай захотел обзавестись неприкосновенностью. Плескачевский пошел в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга от блока Согласие объединенные демократы. Округ он себе подобрал в Красногвардейском районе, где либералы, бизнесмены и демократы особенной популярностью не пользовались в принципе. Так что провал в виде четвертого места на выборах был закономерен. Впрочем, не исключено, что поход Виктора Семеновича в депутаты был обречен на провал коллегами по блоку. Как спонсор он им был нужен, а как парламентарий нет. Эта версия объясняет странный выбор округа.

Однако первая неудача не разочаровала Плескачевского и он вновь решил попытать счастья в политике. На этот раз в блоке Медведь, в который бизнесмен вступил накануне думских выборов 1999 г.

Кто привел его в медвежье Единство, точно неизвестно. Но называют двоих вышеупомянутого Владислава Резника и Бориса Грызлова. Якобы Плескачевский был представлен Грызлову еще в то время, когда последний возглавлял Межрегиональный фонд делового сотрудничества "Развитие регионов". Поскольку большого выбора потенциальных кандидатов в медведи осенью 1999 г. у руководства блока не было, Грызлову пришлось листать старые записные книжки. Вот так Виктор Семенович и попал в список и стал депутатом Госдумы.

Впрочем, в Думе таких медведей последнего момента хватало, и Плескачевскому пришлось долго пребывать в роли рядового заднескамеечника. Все изменилось в марте 2001 года, когда лидер фракции Единства Борис Грызлов был назначен министром внутренних дел и ушел из Госдумы. На его место перешел глава комитета по собственности Владимир Пехтин, а последнего и сменил Плескачевский. Кстати, по слухам, именно старый знакомый Резник (влиятельный в Единстве) и порекомендовал назначить петербургско-сертоловского бизнесмена на место главы Комитета по собственности.

Так это или не так, доподлинно неизвестно. Но Виктор Семенович очень быстро получил шанс помочь Резнику. Плескачевский возглавил комитет в разгар очередного выяснения отношений между компаниями "Илим Палл Энтерпрайз" и "Базовый элемент" по поводу Котласского ЦБК. Резник был не чужд Илим Палпа и его главы Смушкина, и свой человек в важном комитете был нужен экс-страховщику как воздух. В итоге именно Плескачевский возглавил думскую рабочую группу для расследования ситуации вокруг Котласского ЦБК. Ощутимых результатов деятельность этой группы не принесла, в чем некоторые депутаты не преминули упрекнуть ее председателя. В ответ на упреки Плескачевский даже обратился в думскую комиссию по этике, которая, впрочем, его жалобу отклонила. Зато Виктор Семенович успешно нейтрализовал попытки Базэла добиться помощи от депутатов.

Вскоре бумажно-целлюлозные войны привели к конфликту между Плескачевским и покровителем Базэла Игорем Костиковым, возглавлявшим Федеральную комиссию по ценным бумагам. Но отношения Костиков и питерский думец выясняли совсем по иному поводу. Еще в 2000 году глава ФКЦБ попытался сменить руководство Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), поскольку намеревался включить в сферу своего влияния все структуры, так или иначе связанные с рынком ценных бумаг и обрести дополнительную возможность вмешательства в корпоративные войны.

ПАРТАД, естественно, сопротивлялся, и нашел союзника в лице Плескачевского, занятого в тот момент разработкой закона о саморегулируемых организациях. Финал конфликта оказался показателен. Костиков сумел сместить руководство ПАРТАД, но на место нового председателя совета директоров организации был избран Виктор Семенович Плескачевский.

Надавить на ФКЦБ он сумел. Глава думского комитета предложил, как гласят слухи, руководству Федеральной комиссии выбирать: или против Костикова и компании будет подан иск и организован шумный скандал вокруг вмешательства в дела общественной организации, или же формальные требования комиссии будут выполнены, но де-факто ПАРТАД останется независим. Костикову скандалов и так хватало, и он пошел на попятный.

Накануне думских выборов 2003 г. Плескачевского и вовсе прочили на место главы ФКЦБ. Ведь Костиков являлся креатурой семейного политика Александра Волошина. А в конце 2003 г. в российской политике оказались в чести совсем иные типажи и фигуры.

Но пока что Виктор Семенович остается на своем посту главы комитета по собственности. Многие полагали, что кому-кому, а ему не удастся вновь поруководить комитетом. Ведь особых успехов Плескачевский не добился. К примеру, он совершенно не сумел уговорить коммунистов и аграриев ходить на заседания комитета во время обсуждения Земельного кодекса летом 2001 года. И спасать ситуацию пришлось сотрудникам президентской администрации и члену фракции ОВР Геннадию Кулику (ныне он состоит в одной с Виктором Семеновичем партии Единой России). Косвенные намеки на то, что Плескачевскому не быть больше в руководителях были. Он оказался всего лишь на пятом месте в одном из региональных списков в Волжско-Камском районе. И только фантастические проценты, полученные Единой Россией позволили ему не остаться за бортом Государственной Думы.

Однако в новой Думе комитет по собственности был сохранен в тех же надежных руках. То ли потому, что "единороссов" в парламенте так много, что им уже все равно кто и чем руководит. То ли у Виктора Семеновича есть и иные таланты, неизвестные широкой публике, но хорошо знакомые Борису Грызлову сотоварищи.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама