ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 декабря 2004, 18:16

Налоги из-под земли

По данным Комитета финансов, в скором времени на украшающих городские улицы рекламных щитах Лучшие налогоплательщики Санкт-Петербурга появится название еще одной компании ГУПа Петербургский метрополитен. По итогам ноября питерское метро оказалось на 10-м месте по величине уплаченных в городской бюджет налогов. Что ж, с лидера, как говорится, и спрос больше. Самое время обратить пристальное внимание на положение дел в Петербургском метрополитене.

Питерский метрополитен является предприятием планово убыточным. Каждый год при составлении бюджета этому ГУПу выделяются значительные средства, и каждый год при корректировке бюджета требуются (и, конечно, выдаются) дополнительные субсидии. Например, в текущем году доходы метрополитена составили 4,1 млрд. рублей, а расходы 5,2 млрд. Разница была покрыта за счет городской казны, то есть средств других лучших и не самых лучших налогоплательщиков.

В плане на 2005 год доходы Петербургского метрополитена должны резко вырасти до 6,35 млрд. рублей. Еще бы ведь с 1 января льготы по оплате проезда сохранятся лишь для школьников и студентов, да и то не в полном объеме. Другие же льготники будут живыми деньгами платить за удовольствие проехаться в метро. К тому же, стоимость проезда с того же 1 января вырастет на четверть с 8 до 10 рублей. Наверное, при столь благоприятной внешней конъюнктуре со следующего года метрополитен начнет получать прибыль? Нет, расходы в 2005 году заложены на уровне 6,49 млрд. рублей.

Как пояснил ЗАКС.Ру глава Комитета по транспорту Александр Дацюк, столь высокие расходы в будущем году необходимы для капитальных вложений, закладывания новых линий метрополитена. Дело благое, но почему его должны спонсировать пассажиры через повышение цен на проезд? Ведь из формируемого за счет уплачиваемых нами налогов бюджета Санкт-Петербурга и так выделяются средство на строительство метро. Скорее всего, и в 2005 году необходимые дополнительные средства в размере минимум 144 млн. рублей будут взяты из городской казны. Более того, исходя из данных прошлых лет, можно с уверенностью утверждать, что в течение года эта сумма будет значительно уточнена в сторону увеличения.

И очень трудно после взгляда на эти цифры радоваться тому, что метрополитен входит в список лучших налогоплательщиков. Ведь получается, что бюджет субсидирует ГУП, а потом уже он из этих денег платит налоги в бюджет. А если у предприятия вдруг случатся убытки, то они будут покрыты из того же бюджета, в который уплачены налоги, причем безвозмездно.

Впрочем, логика хозяйственной деятельности ГУПов, и не только Петербургского метрополитена, это задачка только для посвященных в тонкости постсоветской экономики. Но вот работу их ежедневно оценивают большинство жителей Петербурга. И так получилось, что вхождение метро в десятку лучших налогоплательщиков по времени совпало с резким увеличением очередей на станциях.

По официальным данным, перед грядущим повышением цен население начало в массовом порядке запасаться жетонами, из-за чего возник их недостаток и, соответственно, очереди. Представители метрополитена и Комитета по транспорту, правда, оговариваются, что никаких инструкций и приказов по ограничению продажи жетонов нет, и заявления два жетона в одни руки - личная инициатива кассиров. Остается открытым вопрос, не подпадают ли в таком случае действия служащих госпредприятия под определение самоуправство

Но что же делать пассажирам? Покупать карточки, к чему навязчиво призывает метрополитеновская пропаганда, откровенно невыгодно из-за ограниченности сроков их действия, к тому же за оформление так называемых БСК приходится платить дополнительно. При этом в Петербурге нет, как в Москве, карточек на 1, 2, 5 поездок. Хочешь проехаться в метро по карточке будь добр, приобрети минимум на 10 поездок. И истрать их не больше, чем за неделю, иначе пропадут. Где тут свобода выбора? Монополизм во всей красе.

В завершение грустного анализа надо добавить, что сегодняшняя ситуация еще будет казаться благополучной после того, как в январе 2005-го проезд действительно подорожает до 10 рублей и пенсионеров перестанут пропускать без оплаты. В общем, пассажирам метро сейчас не очень удобно, и улучшения ждать не приходится. В этом свете вхождение ГУПа Петербургский метрополитен в список лучших налогоплательщиков Санкт-Петербурга выглядит несколько иначе. Наверное, ГУПы (опять же, не только метро) должны бороться не за места в списке лучших налогоплательщиков, а за высокую позицию в рейтинге лучших обслуживальщиков. Жаль, что в таких списках госпредприятиям высокие места покорятся вряд ли.

Алексей ФЕДОРОВ

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама