ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 27 августа 2015, 16:56

Реставрация с криминальным душком

Вот уже несколько месяцев у Казанского собора можно наблюдать строительные леса и рабочих, которые красят каменные колонны в бежевый цвет. Архитекторы и художники в ужасе: по их мнению, такая "реставрация" — это преступление против памятника. Специалисты комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) уверяют, что рабочие используют не краску, а раствор, почти схожий по составу с фасадным камнем. И привычный цвет собора вскоре вернется.

Стахановские методы реставрации

Одним из первых бить тревогу начал президент Фонда возрождения архитектурного облика русских городов Дмитрий Лагутин. По его мнению, представители КГИОП лукавят, когда говорят, что производится не покраска собора, а его реставрация.

— Это правда, но только наполовину. Если бы была сделана полноценная реставрация, то делались бы вставки из камня, а штукатурка не использовалась. В итоге работами занимаются гастарбайтеры, а не реставраторы. Я ходил с начальником участка по стройке, спрашивал его, где же реставраторы? Он мне ответил, что их больше нет — советская школа закончилась, реставраторов больше не выпускают и поэтому работают узбеки, — рассказал ЗАКС.Ру Лагутин. — Получается то, что получается: разноцветные вставки, все криво и косо, а сверху покрашено немецкой известковой краской. Рабочие, по сути, используют две банки: одну с грунтовкой, другую с краской. В результате теряется эстетическая красота здания, но каждые пять лет появляется новая работа — перекрашивать колонны. Только вот зачем тогда Павел I, Александр I и Андрей Воронихин мучились и делали собор из камня, если с таким успехом можно было соорудить его из гипса? — недоумевает архитектор.

По его словам, обещаниям КГИОП о том, что собор не поменяет свой цвет, нельзя верить по той причине, что четыре года назад подобные процедуры покраски его колонн уже проводились.

— В 2011 году уже была "отреставрирована" часть собора — 55 колонн. Тогда говорились те же слова, что и сейчас: "Подождите, через год пойдет химическая реакция, цвет камня восстановится и выйдет наружу". Но этого не произошло — штукатурка и краска отваливаются, это видно невооруженным глазом, — отметил Лагутин.

Архитектор считает, что КГИОП пытается выиграть время за счет снижения качества проводимых работ: если бы собор действительно реставрировали, то это растянулось бы на гораздо большие сроки.

— Когда архитектор Марк Рейнберг делал здание напротив собора, то специально подбирал облицовочный камень под его цвет. Если бы колонны отчистили, восстановили утраты, сделали бы цвет камня таким, каким его сделали архитекторы во время реставрации в 60-е годы, то работы могли бы занять шесть лет, а не три месяца, как сейчас, — считает собеседник ЗАКС.Ру.

Лагутин также сообщил, что направил информацию о происходящем в ЮНЕСКО и ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). Кроме того, на change.org была создана петиция, которую пока подписало всего 83 человека. По мнению архитектора, люди не верят, что такое может происходить на самом деле, и отказываются подписывать обращение.

При этом Лагутин отметил, что вернуть прежний облик колонн собора еще можно — пока краска свежая, ее можно смыть.

Быстро и просто

Заслуженный художник России Иван Уралов солидарен с президентом Фонда возрождения архитектурного облика русских городов и также считает, что покраску колонн Казанского собора никак нельзя считать реставрацией. По его словам, такие работы можно лишь назвать "поновлением". Уралов вспоминает аналогичные случаи подобного закрашивания.

— Особенно характерный такой пример "поновления" здания — это когда в храмах старинные росписи Андрея Рублева или кого-то еще в течение времени сверху закрашивали. Терялся авторский замысел и великая красота, — рассказал ЗАКС.Ру Иван Уралов. — На мой взгляд, именно это может произойти с Казанским собором. Камень нужно как следует отреставрировать и законсервировать в том виде, в котором он должен быть. Но сейчас же его превращают в некое подобие бежевого пластилина.

Художник вспоминает, как шестьдесят лет назад собор уже был закрашен.

— Я был еще ребенком, когда в начале 50-х годов Казанский собор был покрашен. Насколько я понимаю, тогда это была реакция на его послевоенное негодное состояние. Это не выглядело красиво, — вспоминает Уралов. — Позже в 60-е годы была произведена расчистка и реставрация, по итогам которой собор вновь открылся в своей первозданной красоте. Это воспринималось, как победа разума и эстетики. Конечно, с годами атмосфера ухудшилась, камень разрушается, а чиновникам и, может быть, чиновникам от церкви хочется видеть чистое и красивое здание. Самый простой способ — немного подшпаклевать и покрасить. На мой взгляд, такое решение, с одной стороны, поспешное, с другой стороны, эстетически неверное.

По мнению художника, вопрос такого рода реставрации собора должен быть вынесен на общественное обсуждение.

— Это вопрос хорошей конференции, на которую будут приглашены специалисты-реставраторы из России и, может быть, той же Италии, художники, специалисты по охране памятников, представители петербургской общественности. Все же это один из самых выдающихся архитектурных памятников города, и так вот кулуарно решить его покрасить крайне неправильно, — считает собеседник ЗАКС.Ру.

Художник также отметил, что Всемирный клуб петербуржцев, который производит мониторинг состояния эстетики и качества строительства зданий в Северной столице, несколько лет назад уже занес в красную книгу здание Казанского собора. Это произошло после того, как были покрашены первые его колонны.

"Это преступление!"

Покраска собора — это возмутительные действия, которые должны повлечь за собой наказание, считает другой заслуженный художник России Александр Полозов.

— Просто взяли и цинично покрасили серой краской колонны кафедрального собора. Архитектором было задумано, чтобы все переливалось, в камне были дырочки, создавалась фактура. Два месяца назад я шел возле собора, увидел, что его красят, и был ошарашен. Подошел, потрогал пальцем и понял, что выкрашено краской, — рассказал ЗАКС.Ру художник.

По его мнению, под прикрытием реставрации собора происходит распил бюджетных средств.

— Сначала колонны чистили пескоструем. Было красиво, не надо было больше ничего делать! Но им, очевидно, надо было "распилить" бюджет, поэтому сверху начали красить краской. А потом через пять лет они потребуют еще денег, ведь краска облупится. Причем потребуют больше средств, ведь доллар подорожает. Так и будут "пилить". Когда у людей нет вкуса, когда они не любят свой город, а здание используется как добыча, то происходит преступление. Нас всех обокрали. Часть памятника культуры мы потеряли. Это преступление. Преступление против нашего города и "распил" государственных средств, — уверен Полозов.

О нецелевом использовании бюджетных средств говорит и Лагутин.

— По моим подсчетам, основанным на информации, размещенной в открытых источниках, на эту "реставрацию" уже истрачено 250 млн рублей. Если, допустим, покрыть колонны сусальным золотом, то итоговая цена была бы меньше. Уверен, что таким образом происходит не реставрация колоннады Казанского собора, а непродуктивное использование бюджетных средств. Та работа, которую сейчас с бешеной скоростью делают неквалифицированные люди, стоит гораздо меньших денег, — делится своим мнением архитектор.

Две недели назад покраской собора заинтересовался депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский и связался с заместителем председателя КГИОП Александром Леонтьевым. Тот сказал, что в реставрационных целях ведется пропитка известковым раствором, а не краской. Кроме того, Леонтьев пообещал, что 13 августа будет проведена проверка. Как сообщил ЗАКС.Ру Вишневский, о ее результатах ему ничего не известно.

— На этот счет мне ничего нового не сообщали. Надо будет поинтересоваться. В ближайшие дни постараюсь сам сходить к собору и посмотреть, — рассказал депутат.

Все идет по плану

Реставрацию Казанского собора осуществляет ООО "Строительная культура". Два года назад петербургская компания занималась реставрацией моста Белелюбского в городе Боровичи (Новгородская область). Тогда работа "Строительной культуры" вызывала недоумение горожан, которые отмечали, что ржавые металлоконструкции не заменяются, а просто закрашиваются. Генеральный директор компании Михаил Нинбург ссылался на то, что все условия реставрации согласованы с заказчиком, в роли которого выступало министерство культуры РФ.

В июне текущего года во время второго этапа реставрации строители заметили недочеты, которые остались после работ "Строительной культуры". В частности, на отдельных участках моста толщина нанесенной краски оказалась меньше предусмотренной проектом в два-три раза, не полностью прокрашена донная часть моста, болтовые соединения моста оказались недостаточно затянутыми. Петербургская компания пообещала исправить недоделки в следующем году.

В "Строительной культуре" отказались комментировать то, как именно проходят реставрационные работы Казанского собора.

— Мы работаем по методике, которая была согласована с КГИОП, все вопросы вы можете задать им. Наши работы производятся по государственному контракту, никаких комментариев мы на эту тему не даем, — сообщила ЗАКС.Ру секретарь компании.

Виталий Беспалов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама