ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 9 ноября 2015, 20:21

Александр Трапер: Можно получить отличное образование и при этом быть отъявленным подлецом

Инициатива о создании Российского движения школьников обрела реальные очертания 29 октября после подписания указа Владимиром Путиным. Несмотря на то, что текст документа не раскрывает суть деятельности новой организации, Росмолодежь уже начинает готовить учредительные документы. Именно агентству по делам молодежи поручено курировать новую пионерию.

Александр Трапер — руководитель региональной детской общественной организации "Форпост культуры", историк по образованию, экс-пионервожатый. За 30 лет "Форпост культуры" пережил многое. Государство охотно корректировало курс молодежной политики, и несколько раз волей чиновников участники организации могли оказаться на улице. Только в 1999 году организация получила статус общественного объединения, основной целью которого является “оказание помощи детям и юношеству в освоении культуры через развитие личности”. В интервью ЗАКС.Ру Александр Трапер рассказал об угрозе формализма в воспитании и методологии детского движения.

— Как вы относитесь к перспективе создания РДШ?

— В последнее время вернулась старая добрая народная установка: у нас всё хорошее и всё правильное может исходить только от государства. Поэтому вполне вероятно, что РДШ будет. Зависит от политической воли. Но может всё и развалиться. Зависит от того, как это будет реализовано.

В любом случае, создавая детское общественное движение, надо понимать, зачем это делать. Если только для воспитания, то эта позиция основана на мнении, что школы проваливают свою воспитательную задачу.

— Из текста указа: для "совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей".

— На мой взгляд, здесь явная методологическая ошибка. Условно: если создаётся взрослая общественная организация, то для чего? Для воспитания? Нет. Чтобы взрослые решили какую-то свою задачу. Например, объединение обманутых дольщиков или экологическое общество. Дольщики хотят вернуть вложенные средства. Экологическое общество ставит цель: беречь природу и менять отношение людей к ней. Я имею в виду не клуб, который замыкается на себе, а именно общественное движение, влияющее на жизнь общества. А почему детская организация должна быть другой?

Поэтому "совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения" — очень абстрактная цель.

Второе, кроме целей, должна быть методика. Методика жизни и работы. Чем это будет наполнено? Просто парады и акции? Уже было — пионерская организация порой походила на бюро ритуальных услуг. Для имитации деятельности, для показухи это очень легко сделать.

— Сколько попыток создания детско-юношеских организаций (с политической окраской) было на вашей памяти со времени забвения советского пионерства в 1992 году?

— Насколько я знаю, молодежных движений, организованных от государства, было несколько: "Идущие вместе", "Наши", "Молодая гвардия", детская организация "Мишки", которая при президенте Медведеве появилась. Только про них как-то плохо слышно. Отмечу, что пионеры не совсем забыты. Есть организация "Ю-Питер" в нашем городе, которая считает себя правопреемником пионеров. Они не носят красных галстуков, не бьют в барабаны — просто детская организация. Очень неплохая.

Остались группы тех самых пионеров. Они выпускают газету "Ленинские искры" с портретами Ленина и Сталина. Но группы эти состоят в основном из бабушек, которые принимают в пионеры своих внучек. Мальчикам там совсем не интересно. Была масса попыток. Моя знакомая и руководитель "Ю-Питера" Светлана Шорина говорит так: каждый год 19 мая берут интервью у тех, кто имеет отношение к пионерской организации, устраивают обсуждения — возрождать или не возрождать. Уже 25 лет случается это весеннее обострение пионерии.

В конце 90-х — начале 00-х губернатор Владимир Яковлев дал указание возродить что-то похожее на пионерию. Слава богу, тогда это отдали в руки людям умным из Аничкого дворца. В результате появилось движение "300 лет в подарок великому городу". Теперь это "Союз юных петербуржцев". Государственных инициатив было очень много. Как правило, те, кто непосредственно занимаются детьми, этому сопротивлялись либо превращали проект во что-то другое.

Проект РДШ будет, если есть серьезная политическая воля. Многое будет зависеть от того, какими людьми наполнят проект. Насколько он будет формален.

— За 30 лет существования "Форпоста культуры" как часто ему помогали соответствующие государственные ведомства?

Было по-разному. Прежде всего, опирались на персоны. В 90-е годы многое от личности чиновника зависело. С одним из таких от Росмолодежи вступили в полемику, после чего он пытался уничтожить нашу организацию. Был другой период — когда комитет по молодежной политике возглавлял Сергей Гришин. Тогда мы получали от комитета поддержку, участвовали в грантовых конкурсах. Всё было прозрачно и точно. Сейчас правила конкурсов усложнились. Состав комитета тоже сильно изменился.

— С Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежью) у вас хорошие отношения?

— С Росмолодежью сегодня у нас отношений нет. Они больше заинтересованы в студенческой аудитории. Мы много лет ездили на городской туристический слет молодежных организаций. А с прошлого года установили там государственные рамки — только с 18 лет. Раньше было с 14.

То есть, с одной стороны, поддержка строится на личном отношении с людьми. Однако очень влияет государственная установка. Ведь управлять всегда проще тем, что единообразно. А когда каждая школа, объединение делают все по-своему, контролировать самодеятельность становится не так просто. Поэтому государство стремится консолидировать управление детским воспитанием в руках нового ведомства.

За образование отвечает соответствующее министерство. А в общественно-воспитательной жизни, дополнительном образовании (многие детские объединения существуют на базе дополнительного образования) всё будет формализоваться, подводиться под один стандарт.

— Как избежать формализма при вмешательстве государства в воспитание подростков?

— Много лет назад при очередном обсуждении создания единой общественной детской организации в масштабах города и далее всей страны мы предлагали забыть о единой организации. Мы предложили идею ресурсных центров, которые помогали бы тем, кто занимается разнообразными детскими объединениями. Но эти центры не заставляли бы всех всё делать одинаково — не вводили бы никаких формальных атрибутов или ритуалов. Без галстуков, без строевых маршей. Понятно, что должна быть определенная дисциплина, само собой — соблюдение норм, законодательства и Конституции. Но в целом: будьте разнообразными.

— "Форпост культуры" существовал нелегально на определенных этапах своей истории?

— Последние годы советской власти, наоборот, можно назвать самыми радужными. Это же начало перестройки. Вот когда я был студентом, за десять лет до перестройки в середине 70-х, мы создали педотряд "Звезда". Указания комитета комсомола на то не было. Мы свой отряд зарегистрировал в том же комитете, и у нас были неприятности с КГБ. Потому что мы сами все делали. У нас была игра в Средневековье. Нам сказали: что это вы уводите от современной жизни. Были сложности.

А в перестройку, наоборот, был подъем. В конце 90-х нас выгоняли, но это не тенденция вообще, а характер чиновника. Он в какой-то момент не хотел признать, что существует самоуправление. "У вас помещение подросткового клуба. Извольте слушать приказы сверху".

В течение 5 лет мы получали гранты от комитета по делам молодежи. Но сейчас условия участия в конкурсах стали просто нереальными. Критерии контролируют финансовые органы. Туда необходимо сдавать массу отчетности, у нас для этого нет постоянных бухгалтеров на ставке. Но основная сложность не в этом. Представьте, мы подаем заявку на финансирование разработанной нами программы. Ее, в принципе, принимают. Но по новым условиям мы должны сначала провести эту программу, отчитаться за все 100% суммы затрат, а потом нам возместят не более половины. А может быть, и меньше. А может быть, вообще не возместят.

В течение последних 4 лет нам помогал муниципальный округ Морской. Печатали наши материалы в своей газете, получали средства на некоторые программы. Но в последнее время их поставили в такие условия, что им легче не проводить вообще никаких программ. Хотя люди готовы помочь.

— Что за условия?

— Всё та же отчетность. Например, все финансируемые мероприятия должны проходить на территории округа. А у нас масса выездных мероприятий.

Поэтому, если развивать детское движение, нужны ресурсные центры, которые помогают только детским организациям. Именно они получают финансирование, отчеты. А детские объединения, не имеющие в своем большинстве юридического лица, обращаются к ним. В этих центрах будут помещения для каких-то разовых акций и программ. Было бы интересно создать ставки для вожатых при этих центрах.

Другой вариант. Это может быть организация зонтичного типа. Она включает в себя действующие детские объединения, помогает создать новые, но не навязывает им единых шаблонов (форму одежды, ритуалы). Чем разнообразнее, тем лучше.

— Распространение государственной идеологии в школьных кабинетах — это правильно?

— Не будет нужного эффекта. В 50-е годы в Советском Союзе победила концепция воспитывающего обучения. Это воспитательные и идеологические беседы, лекции — по сути, слова, которые превращаются в знания.

Известный педагог Антон Макаренко в книге "Педагогическая поэма" иронизирует над данной концепцией: "Слова в виде особой педагогической соли оседают на дно души ребенка, разъедая недостатки". Так вот, моя позиция в том, что знания не определяют воспитания. Можно получить отличное образование и при этом быть отъявленным подлецом. Некоторые мошенники знают законы не хуже профессиональных юристов. Мотивированная деятельность и среда — два главных фактора, понимая которые можно создавать детское движение.

В "Форпосте" есть движение "Маленькие хранители больших садов". Листики собрать, мусор вынести — это хорошо, но как-то неинтересно. Вот в Павловске нам доверяют уже много лет серьезную работу: санитарные вырубки, посадки. Хранители нашу работу реально ценят, и ребята это понимают и гордятся. Я не говорю, что лекции и беседы — плохо. Они нужны. Однако это лишь инструмент для создания мотивированной деятельности и среды.

Вот вопрос: что будут делать дети РДШ? Слушать лекции и выходить на парадные акции? Еще важно, кто это будет претворять в жизнь.

— Учредить движение поручено Росмолодежи.

Тогда будет конфликт. Потому что это движение школьников, а ими занимается еще Министерство образования. У этих ведомств и раньше были трения на уровне регионов.

Я помню, как меня приняли в пионеры. Я был счастлив две недели. А потом у нас ничего не было. Никаких активностей. Вспоминали, что ты пионер, только если отставал по учебе: ага! ты еще и пионер!
Любое детское объединение должно найти поле деятельности для детей, а не приучать с детства к формализму и вырабатывать навык ставить галочки о проведении очередного мероприятия. Надо найти дело. Без дела не будет коллектива и детской организации. И еще об идеологии. Ясно, что она нужна. Но не политическая. Непорядочно детей вовлекать в политику. Если я скажу: "ребята, пошли на митинг!". Они пойдут, но потому что они за меня и со мной. Но цель для них не ясна. Это все равно, что вести детей на баррикады или готовить из них террористов.

— Какая должна быть идеология?

— Идеология общечеловеческих ценностей. Идеология, опирающаяся на декларацию прав ребенка.

После 2012 года стало ясно, что власть может обеспечить мобилизацию аудитории для альтернативных митингов совсем не за счет создания нового общероссийского детского движения. Зачем такие сложности, когда вопрос решается за 300 рублей, — с государственных предприятий и вузов потянутся толпы. Кому, кроме власти, нужно такое молодежное движение?

Причем по объективным причинам привязывать РДШ надо к школе. Ведь вне школы вниманием ребенка и его родителей занимаются множество студий развития детей, танцевальных кружков, музыкальных школ. Популярное в первое десятилетие 2000-х скаутское движение уже не выдерживает конкуренции с рынком дополнительного образования.
А в семьях родители всё чаще четко планируют свободное время для своего чада: репетитор или два — поступление в вуз, спорт или танцы для здоровья, для развития личности художественная или музыкальная школа. Общественная детская организация — что это? зачем? Ребенку и так есть чем заняться. Сегодня дети невероятно загружены дополнительным образованием, а еще ведь необходимо учиться — домашнее задание делать.

Беседовал Алексей Надвоцкий

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама