Эксперт: Идея о создании Национальной гвардии не нова
Президент России Владимир Путин создал своим указом от 5 апреля новую силовую структуру - Национальную гвардию. Помимо этого, указ предполагает реформу МВД. О том, с чем связано такое решение и в чем заключаются его правовые аспекты, ЗАКС.Ру побеседовал с заведующим кафедры уголовного права Петербургского архитектурно-строительного университета, полковником полиции в отставке Эугениюсом Григонисом.
-В чем могут скрываться истинные причины такой масштабной реформы силовых ведомств?
- Прежде всего, хочу отметить, что юридически никакой национальной гвардии не создано! Согласно указу президента созданы войска Национальной гвардии и Федеральная служба войск Национальной гвардии (ФСВНГ), руководящая этими войсками. Идея о создании национальной гвардии взамен внутренних войск МВД не нова. Об этом начали говорить еще в начале 1990-х годов. Предлагалось заменить неблагозвучное название – внутренние войска – на более красивое и современное, то есть предлагалось сделать то же самое, что и позднейшим переименованием милиции в полицию. Предлагалось преобразование внутренних войск – ранее войск НКВД – в национальную гвардию еще и потому, что они воспринимались как составная часть репрессивной системы, как войска, охранявшие ГУЛАГ и так далее. Так что переименование внутренних войск МВД России в национальную гвардию ничего особо нового собой не представляет. Но есть в этом менее и более неожиданные, а порой и малообъяснимые стороны.
- В чем они заключаются?
- Во-первых, внезапность принятого решения. Эта сторона вопроса еще как-то объяснима уже имевшимся прецедентом. Так, в 2003 году одним росчерком президентского пера была упразднена налоговая полиция, а ее место в системе правоохранительных органов заняли органы наркоконтроля, причем сотрудникам налоговой полиции было предложено перейти во вновь созданные органы наркоконтроля. Примечателен еще и тот факт, что налоговая полиция была упразднена в канун своего юбилея – 10 лет со дня создания в 1993 году. Эта ситуация даже породила анекдот: бывший налоговый полицейский, ставший наркополицейским, задерживает с поличным торговца наркотиками и задает вопрос: "Ты почему без контрольно-кассового аппарата торгуешь?" Так и в нынешней ситуации: военнослужащие внутренних войск приходят на службу и узнают, что они теперь – национальная гвардия. Ладно бы они, но в войска национальной гвардии переводятся также подразделения СОБР, ОМОН и вневедомственная охрана. Для них, в отличие от военнослужащих внутренних войск, которые о национальной гвардии всё же слышали, это всё оказалось полнейшей неожиданностью.
- Каким правовым статусом будут обладать сотрудники нового ведомства?
- Понятно, что военнослужащие внутренних войск сохраняют свой статус военнослужащих. Но сотрудники СОБР, ОМОН и вневедомственной охраны имеют статус сотрудников органов внутренних дел. Эти статусы весьма похожи, но у военнослужащих все-таки больше социальных гарантий. Например, для них практически решен жилищный вопрос, чего не скажешь о сотрудниках органов внутренних дел, которые, случается, до конца службы проживают с семьями в общежитиях и на съемных квартирах. В указе сказано, что с 2018 года сотрудники СОБР и ОМОН приобретут статус военнослужащих, что вполне справедливо, так как не совсем понятно, чем же они, участвующие во всех боевых действиях во всех "горячих точках", отличаются от военнослужащих и почему они в меньшей степени, чем военнослужащие, защищены социально.
- А что касается других ведомств, перешедших в Национальную гвардию?
- Совсем непонятно отнесение к войскам национальной гвардии вневедомственной охраны. Это типичная полицейская служба, далекая от военных действий. Причем, как следует из указа, сотрудники вневедомственной охраны сохранят свой статус сотрудников органов внутренних дел. Получится, что в войсках Национальной гвардии будут служить военнослужащие и невоеннослужащие! Гораздо логичнее было бы применять термин "национальная гвардия" как совокупность войск и полицейских подразделений, но из указа этого не следует.
- Как эти преобразования могут повлиять на эффективность работы МВД?
- Преобразованием внутренних войск в войска национальной гвардии и изъятием их из ведения МВД России нынешняя реформа не ограничивается. В ведение МВД перейдут органы наркоконтроля, возглавляемые ФСКН России, и ФМС России. Передачу органов наркоконтроля в ведение МВД можно приветствовать в плане сокращения ведомств и исключения параллелизма в их работе, ведь в органах внутренних дел тоже существуют подразделения по борьбе с наркопреступностью.
- А что можно сказать относительно решения вернуть в лоно МВД Федеральную миграционную службу?
- ФМС России прошла интересный путь. Еще в начале 1990-х гг. было признано необходимым изъять из ведения органов внутренних дел паспортные столы милиции и отделы виз и регистрации (ОВИР). На их базе возникла ФМС сначала в составе МВД, затем она считалась подведомственной МВД, но всё же отдельной самостоятельной службой. Не так давно она была передана под непосредственное руководство правительства, а теперь, наоборот, лишается полностью самостоятельности и "всё возвращается на круги своя".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1