ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 8 июня 2016, 17:51

Правозащитники: Пакет законопроектов Яровой-Озерова – это борьба с инакомыслием, а не с терроризмом

Принятый в первом чтении в Государственной думе пакет законопроектов, направленных на усиление мер в борьбе с террористической деятельностью, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. По прошествии почти месяца после одобрения пакета депутатами ЗАКС.Ру обратился к правозащитникам, чтобы выяснить их мнение по поводу спорной законодательной инициативы депутатов Ирины Яровой и Виктора Озерова.

 

Опасение правозащитников вызывает в первую очередь то, что формулировки законопроекта можно трактовать в широком диапазоне, что создает почву для злоупотребления со стороны представителей власти. Закон подразумевает запрет на выезд из страны для граждан России, не только имеющих судимость за террористическую деятельность, но и предписание ФСБ. Вводится новый состав преступления – международный терроризм, согласно которому деятельность, осуществленная за пределами РФ, в результате которой жизнь граждан России оказалась под угрозой, карается суровым наказанием, вплоть до пожизненного заключения. Согласно нововведениям, за финансирование преступлений наказанием будут штрафы и тюремные сроки от 10 до 15 лет, а за склонение и вербовку террористов еще и лишат гражданства РФ, при наличии двойного. Крупные штрафы и сроки грозят за публичные призывы к терроризму или оправдание терроризма в интернете. Помимо этого, предлагается снизить возрастной порог за совершение террористического акта до 14 лет.

Террорист читать закон не будет

Принятие законопроекта прокомментировал член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Игорь Кучеренко.

— В законопроекте этом нет плюсов, одни минусы. Для борьбы с терроризмом достаточно средств, методов и сил, а если под терроризм маскировать репосты на "Фейсбуке**", то к борьбе с терроризмом это не имеет никакого отношения, это имеет отношение к борьбе с инакомыслием, собственно говоря, вот этот закон на это и направлен, — считает Кучеренко.

По его мнению, законопроект имеет политический и предвыборный характер.

— На обычных гражданах он не скажется никак, он повлияет на тех граждан, которые имеют смелость выражать собственное мнение, и если оно не соответствует мнению властей предержащих и появляется желание приструнить такого человека, то вот он, механизм, — комментирует правозащитник.

Кучеренко также добавил, что непосредственно на борьбу с терроризмом это никак не повлияет.

— Терроризм — это серьезное явление, которое готовится не спонтанно, готовится профессионально, и то, что этим законом пытаются сдержать, никакого отношения к терроризму не имеет. Если кому-то захочется произвести террористический акт, то он закон не будет читать, — заявил Кучеренко.

Спецслужбам будут развязаны руки

Вызывает вопросы и поправка о запрете на выезд за пределы РФ для россиян с непогашенной судимостью по экстремистским преступлениям, так как нет четкой формулировки правил, по которым должны приниматься решения о запрете. Есть информация, что запрет может быть наложен даже в случае простого предписания ФСБ.

— Принятие законопроекта развяжет руки спецслужбам для подавления инакомыслия – за лайки и репосты в интернете, за участие в митингах и пикетах, даже согласованных, можно получить предупреждение и даже срок. Причем для предупреждения не требуется проведения судебных процедур, достаточно решения сотрудника ФСБ. А предупреждение означает запрет на выезд за границу в течение 5 лет, — говорит другой член Правозащитного совета Петербурга Леонид Романков.

Он отметил, что создается произвол для возможных преследований людей по личным мотивам; для вымогания денег; для подавления протестной активности абсолютно волюнтаристским образом.

По словам правозащитника, настоящую террористическую деятельность такими мерами не остановишь. Для этого нужна кропотливая агентурная работа, координированные действия СК и МВД, анализ информации, сотрудничество с иностранными антитеррористическими организациями.

Романков считает, что подобные поправки могут осложнить правозащитную деятельность.

— И так уже два члена Правозащитного совета были вынуждены уехать из-за давления Центра "Э". А разве правозащитники имеют отношение к террористической деятельности? Мы боремся за права людей, за соблюдение Конституции, и только воображение сотрудников ФСБ и "эшников" (Центр "Э" — главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ. — прим. ред.) может усмотреть в этом признаки терроризма, — считает Романков.

Законы будут использоваться произвольно

Резкой критике подверг предложенные поправки и член Правозащитного совета Иосиф Габуния, констатировав, что поправки являются противоречивыми, дискриминационными и направленными на ограничение свобод граждан (прежде всего свободы слова, права на тайну личной жизни, на экономическую деятельность).

Габуния подчеркнул, что законопроект не будет способствовать снижению террористической угрозы и некоторые предложения антитеррористического пакета законопроектов свидетельствуют о намерениях существенно ослабить гарантии конституционных прав граждан РФ, а предложенные законопроекты переводят общество на новую ступень усиления тотального контроля государством своих граждан и общественных организаций с существенными ограничениями прав и свобод.

— Отличие России от других стран состоит в том, что в условиях повальной коррупции и отсутствия независимой судебной системы ограничительные законы могут использоваться произвольно. Поэтому поправки должны вводиться предельно обдуманно, чтобы не превратить жизнь граждан в жизнь "под колпаком", — считает Габуния.  

Он считает, что в уголовное право вводятся двойные стандарты и это расшатывает всю систему правосудия.

— Сначала обвиняемых в преступлениях, связанных с терроризмом, лишили суда присяжных, теперь их лишают права на условное наказание и сроки давности. А поскольку качество расследования очень низкое, то нет никаких гарантий, что под обвинение не подпадут невиновные люди. Кроме того, следователи часто вменяют террористические статьи просто потому, что им так удобнее.

Ребенок не должен нести ответственность за взрослых

Особого внимания заслуживает поправка о "снижении до 14 лет возраста наступления уголовной ответственности за совершение ряда преступлений террористической направленности". Так высказалась по этому поводу уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.

— У меня мнение неоднозначно по поводу всех этих инициатив, потому что если мы приравниваем экстремизм к особо тяжким преступлениям, то тогда логично снижать возраст уголовной ответственности до 14 лет. Потому что именно с этого возраста начинается у нас уголовная ответственность по таким суровым преступлениям, как убийство, грабеж и т. д. Если мы на это равняемся, то, наверное, да, но, с другой стороны, у нас и в национальной стратегии действуют в интересах детей и во многих других документах прописано правосудие, доброжелательное к детям, — считает Агапитова.

Детский омбудсмен обратила внимание на то, что ребенок в 14 лет не может полностью отвечать за всё то, что происходит с ним, и если речь идет об экстремизме, то, скорее всего, это вовлечение его в экстремизм со стороны взрослых.

— Должен ли ребенок нести полноценную ответственность или всё-таки уголовную ответственность должны нести те люди, которые его туда вовлекли? — задается вопросом Агапитова.

Кроме того, она высказала предположение, что при втором-третьем чтении у депутатов появятся еще вопросы, насколько важно снижать именно по детям возраст уголовной ответственности.

— У нас так или иначе эти дебаты возникают, что в колонию отправлять с 11, 12 лет, но они не должны забывать, что дети есть дети и вообще-то мы, взрослые, несем за них ответственность аж до достижения ими 18 лет по законодательству, поэтому, может, имеет смысл разобраться сначала со взрослыми, а потом уже думать о том, сколько детей мы привлечем по тяжким уголовным статьям, — рассуждает Агапитова.

С 13 мая, когда пакет поправок был принят в первом чтении, прошел почти месяц, однако споры вокруг него не утихают. Эксперты утверждают, что действующее законодательство не нуждается в принятии дополнительных мер для обеспечения безопасности граждан, а истинная цель поправок Яровой-Озерова – снизить политическую активность недовольных граждан в преддверии выборов.

Светлана Грушецкая

 

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook** и Instagram**, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама