ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 17 мая 2005, 0:33

Первая из неудачных реформ

Когда в 2000-м году недавно избранный президент Владимир Путин объявил о разделении страны на федеральные округа, аналитики и общественность на некоторое время застыли в изумлении. Столь же неожиданное, сколь и неконституционное, решение президента грозило изменить всю систему отношений центра и регионов и чуть ли не уничтожить федерализм в России. Назначения полномочных представителей президента ждали с трепетом, поскольку представлялось, что отныне именно эти люди будут решать судьбы огромных территорий. С тех пор прошло 5 лет. Полпреды в округах уже много раз переназначены, а деятельность самих представительств уже успела стать привычной. Федерализма в России стало заметно меньше, но было бы большим преувеличением сказать, что полпреды сыграли в этом ключевую роль. И сегодня необходимость в существовании полпредств остается такой же неочевидной, какой была и 5 лет назад.

На рубеже 2004-2005 годов становится все более очевидным, что путинские реформы, с которыми разные группы населения связывали свои надежды, проваливаются одна за другой. Пенсионная, административная, налоговая реформы, не говоря уже о монетизации, не только не дают ожидаемых результатов, но и оставляют все меньше надежд на получение таких результатов в будущем. До последнего времени единственным удачно проведенным преобразованием эксперты признавали укрепление вертикали власти, или, говоря прямо, превращение страны из федеративного в унитарное государство. Но анализ судьбы первого нового института власти, созданного в рамках вертикали полпредств, показывает, что реально успешной не была даже эта реформа.

Показательным является хотя бы тот факт, что до сих пор не определена сфера ответственности полпредств. Окружные наместники попросту не нашли себя, в регионах для них не оказалось подходящей сферы деятельности. Это приводит к тому, что в разных федеральных округах полпредства занимаются кто чем, в большинстве случаев ограничиваясь представительскими функциями.

На Северо-Западе своя специфика, здесь полпредство большую часть своей истории занималось борьбой с неугодным губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. После того, как эта схватка закончилась капитуляцией Яковлева и опальный губернатор ушел на повышение, полпредство потеряло смысл своей деятельности. Опять же показательно, что бывший полпред Валентина Матвиенко легко поменяла высокое звание президентского представителя на губернаторское кресло. Это еще раз демонстрирует место полпредства в чиновничьей иерархии трамплин на должность с реальными полномочиями либо синекура для негодных, но заслуженных чиновников.

Иногда в качестве достижения полпредств называют приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и новые взаимоотношения глав регионов с центром. Действительно, нельзя отрицать, что губернаторы и региональные законодатели в современной России не осмеливаются перечить Кремлю. Но при чем здесь полпреды? Работа с регионами ведется руководством администрации президента напрямую, о чем говорят частые встречи президента с главами субъектов (куда более частые, чем с полпредами). И пакт о послушании в обмен на невмешательство заключен напрямую между центральной властью и губернаторами, в результате чего в регионах у власти остаются все те же люди, что и в допутинской России, несмотря на их зачастую сложные личные отношения с полпредами. И это, кстати, грозит Кремлю значительными осложнениями в случае малейшего ослабления центральной власти в стране. Образно говоря, головы у гидры сепаратизма остались все те же, а заменить 89 поводков 7-ю не получилось.

После же реформ 13 сентября существование полпредств стало просто атавизмом. Если раньше их содержание оправдывалось хотя бы необходимостью иметь своего человека для надзора за избранным главой региона, то надзор одного назначенца за другим является очевидной глупостью. Что касается заявленного права полпредств представлять президенту кандидатуры будущих губернаторов, то на деле оно обернулось фикцией. Всем уже стало понятно, что поддержка полпреда является лишь одним из факторов, влияющих на назначение глав субъектов, и отнюдь не самым важным.

Вместе с тем, говорить о скором конце института полномочных представительств президента в федеральных округах преждевременно. Вся история развития государства (и не только Российского) показывает, что создать должность легко, а вот упразднить невероятно сложно. Ведь если полпредства и успели что-то сделать за 5 лет своего существования, то это обрасти штатом чиновников, умеющих убедительно обосновывать необходимость своего содержания. Поэтому рискнем предположить, что полпредства вполне могут отметить последовательно 6-ю и 7-ю годовщину своей деятельности (загадывать на после 2007 года не будем). А то, что нет для них никакой работы, то до сих пор же это не мешало.

Алексей ФЕДОРОВ

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама