ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 мая 2005, 19:54

Закс-2006: беспартийным вход воспрещен

25 мая петербургское Законодательное собрание приняло закон о собственных выборах. Урегулировав расхождения петербургского и федерального законодательства в вопросе о схеме местных выборов, парламентарии пошли даже дальше предусмотренной федеральными законами норм. Следующий созыв петербургской легислатуры будет исключительно партийным.

Согласно закону, в состав городского парламента избирается 50 депутатов по партийным спискам. Для проведения выборов используется один избирательный округ, включающий территорию, находящуюся в административных границах Санкт-Петербурга. Партия, определяя порядок размещения кандидатов в списке, разбивает его на территориальные группы, соответствующие избирательным округам, созданным на выборах депутатов Законодательного собрания второго созыва. Таким образом, партия не может выдвинуть более 53 человек.

Напомним, федеральное законодательство требует избрания не менее половины депутатов по партийным спискам, что давно вызвало необходимость соответствующей корректировки Устава Санкт-Петербурга. Парламентарии, однако, на протяжении длительного периода времени не могли найти общего языка по поводу схемы выборов. В то время как Смольный и спикер Законодательного собрания Вадим Тюльпанов настаивали на переходе на полностью партийный парламент при сохранении его нынешней численности, у этого проекта хватало оппонентов, как в малочисленных фракциях, так и в самой Единой России.

Причины недовольства народных избранников были вполне очевидны: целый ряд депутатов пользуется достаточным уровнем поддержки в своем округе, чтобы суметь вновь обрести мандат. В то же время мест в партийных списках на всех просто не хватит (для прохождения первой тройки требуется получить не менее 7 процентов голосов), а ряд партий и вовсе обладают лишь минимальной популярностью среди электората. Под серьезным вопросом прохождение в состав будущего Законодательного собрания СПС, Яблоко, ЛДПР, КПРФ и РПЖ. Положение последней партии оказывается явно двусмысленным: при невысоком рейтинге РПЖ в целом депутаты данной фракции располагали хорошими шансами на победу в своих округах. Пажи неоднократно пытались надавить на единороссов, устроив демарши во время голосования по проекту положительного отзыва на президентский законопроект о назначении губернаторов; резко против полного перехода на стопроцентно партийную схему избрания высказывался лидер РПЖ, спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Но ни кулуарные переговоры с губернатором Валентиной Матвиенко, ни публичные обещания перейти в оппозицию Смольному не помогли оппонентам тюльпановского законопроекта.

В принципе, рассчитывать фракции Партия жизни, Демократическая и ЛДПР изначально могли лишь на раскол в рядах Единой России и Родины, выступавших за отказ от одномандатных округов. Уже во время первого и второго чтений стала ясна несбыточность этих надежд: ни один альтернативный тюльпановскому законопроект не смог набрать и десятка голосов.

Голосование в третьем чтении также проходило проблемно. Только с третьей попытки парламентарии смогли зарегистрироваться и набрать необходимое для принятия законопроекта количество голосов.

При полном переходе на партийные выборы шансы на прохождение в будущий состав Законодательного собрания теряет РПЖ. При этом наблюдатели и социологи уже сейчас предсказывают высокую вероятность того, что в своих округах выдвиженцы партии соберут достаточно голосов, но округ представлять будут не они, а уступившие им конкуренты, к примеру, от более популярных в городе в целом Единой России и Родины.

СПС и Яблоко также не обладают достаточно прочными электоральными позициями, но для них спасением могло бы стать блокирование. Подобный опыт сотрудничества двух партий был опробован на выборах 2002 года и позволил провести 8 депутатов по одномандатным округам. Не исключено, что ближе к выборам к потенциальному альянсу СПС и Яблока могли бы присоединиться и другие миноритарные партии, к примеру, та же РПЖ.

Как показывает опыт региональных избирательных кампаний, местные блоки способны составить серьезную конкуренцию крупным партиям. На Сахалине, Таймыре и в Амурской области таким альянсам удалось опередить Единую Россию. Этот неприятный для партии власти факт был явно учтен на федеральном уровне. Недавно Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, предполагающий, что в выборах по пропорциональной системе могут принимать участие только партии.

При этом петербургские парламентарии явно забежали вперед всей страны. Дело не только в том, что стопроцентных партийных региональных выборов нет нигде, кроме Северной столицы. Следует также учитывать, что на федеральном уровне не вступил в силу закон о запрете блоков. Представитель петербургской прокуратуры в городском ЗакСе недвусмысленно заявил: федеральная норма имеет первоочередное значение, то есть пока в масштабах всей России закон не запрещает избирательные блоки, поправка регионального парламента в силу не вступает.

Сомнений в том, что Госдума в конечном итоге запретит блоки и на федеральных выборах, практически нет. Но вряд ли городские единороссы просто торопятся соответствовать тенденции на построение вертикали власти. Скорее, спикер парламента Вадим Тюльпанов и его коллеги по партии решили наглядно продемонстрировать своим оппонентам линия на захват Единой Россией парламентами всех уровней является стратегической, и партия власти готова сделать все для усложнения всем своим оппонентам возможности попадания в органы законодательной власти.

К достижению этой же цели направлено исключение возможности выдвижения беспартийных кандидатов в депутаты парламента. Теоретически партии имеют право включать их в свои списки, но на практике таких выдвиженцев окажется явно немного. Стоит вспомнить, кстати, что на выборах 2002 года большинство нынешних депутатов фракции Единой России победили совсем не под флагом одноименной партии, а выдвигаясь как независимые кандидаты. На следующих выборах так проделать будет невозможно.

Спешное продавливание закона привело к наличию в его тексте явных противоречий. К примеру, депутаты отклонили поправку о включении в избирательный бюллетень трех фамилий кандидатов, тогда как федеральный закон прямо требует наличие тройки, а не одного претендента на мандат. По сути дела, заявленный в тексте документа избирательный бюллетень соответствует требованиям и предназначению бюллетеня, используемого для голосования за кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, что со всей очевидностью противоречит заявленной концепции тюльпановского законопроекта.

Если действующий городской закон о выборах предусматривает два разнозначных способа распределения депутатских мандатов - пропорциональную и мажоритарную избирательные системы, то принятый 25 мая в третьем чтении закон, по оценке экспертов с юридического факультета СПбГУ устанавливает в качестве доминанты пропорциональную избирательную систему, вкрапляя в нее отдельные существенные элементы мажоритарной. В городе вводится неизвестная российской практике федерального и регионального избирательного процесса модель двухуровневого единого избирательного округа. Вместо агитации за список партии в целом кандидаты будут сосредотачиваться на работе в конкретном округе-территории без малейших гарантий попадания в состав будущего ЗакСа. Каким образом такая схема должна способствовать провозглашенному курсу на укрепление партий и их роли в избирательном процессе, остается неясным.

Виктор ХЕЙФЕЦ

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама