ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 февраля 2017, 18:34

Референдум по Исаакию: каковы шансы?

На встрече 12 февраля в сквере у Исаакия оргкомитет кампании в защиту музейного статуса творения Монферрана объявил о подготовке референдума по судьбе Исаакиевского собора. Референдум – предмет в наших краях редкий, малоизученный и даже, кажется, вовсе несуществующий. ЗАКС.Ру разбирался, что надо сделать для его проведения в Петербурге, как его может заблокировать власть и стоит ли вообще это все затевать.

Что такое референдум и какие вопросы на него выносят?

Референдум – это форма волеизъявления граждан, осуществляемая в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного значения. В нашем случае речь идет не о всенародном референдуме, который проходит на территории всей страны, а лишь о референдуме Санкт-Петербурга. Следовательно, участие в нем смогут принять лишь петербуржцы. В целом, он проводится по тем же правилам, что и выборы.

Референдум регулируется соответствующим федеральным конституционным законом и законом Петербурга. На референдум не могут быть вынесены вопросы о прекращении или продления сроков полномочий органов власти, досрочных выборах, персональном составе органов власти, изменении бюджета и принятии чрезвычайных мер по обеспечению безопасности населения. Также поставленный на голосование вопрос не должен противоречить Конституции и законодательству РФ.

Сторонники передачи собора как раз говорили о каком-то законе!

Действительно, они ссылаются на федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…". По мнению сторонников передачи собора церкви, объявленное решение губернатора исполняет этот закон, и других вариантов просто не существует.

Однако закон вовсе не обязывает органы власти передавать культовые сооружения религиозным организациям, а лишь определяет порядок такой передачи. Закон №327 оставляет органам власти право отказать в передаче религиозного имущества – при условии, что отказ будет мотивирован. Именно так и произошло в 2015 году, когда губернатор Георгий Полтавченко отказался передавать Исаакий, мотивировав это экономическими причинами.

Да и сама передача на данный момент происходит вопреки этому закону. В нем прописано, что для начала процесса религиозная организация должна подать соответствующее заявление в органы власти. Однако заявления до сих пор никто не видел, показания сторон о существовании заявления расходятся, а единственный документ, где это заявление упоминается – распоряжение КИО – суд вообще отказался считать документом.

Так что вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ вполне может быть вынесен на референдум.

А что с недоверием губернатору?

На встрече у Исаакия раздавались предложения включить в референдум и вопрос о недоверии Георгию Полтавченко. Губернатор – это выборная должность. Закон же запрещает выносить на референдум вопросы о прекращении или продлении сроков полномочий органов власти и о персональном составе органов власти. Ни органом власти, ни персональным составом органа власти Полтавченко не является (персональный состав сам губернатор и назначает).

Прецедентом можно считать Всероссийский референдум 1993 года. Тогда в бюллетенях первым стоял вопрос: "Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?" Так что вопрос о недоверии губернатору имеет право на жизнь.

При этом на сегодня трудно сказать, о каком недоверии все-таки идет речь – народном или парламентском. В ближайшее время инициаторы референдума обещают конкретизировать вынесенные на него вопросы.

Что нужно, чтобы организовать референдум?

Во-первых, собрать 20 единомышленников и подать заявку в городской избирком. В заявке должны присутствовать вопросы, предлагаемые для референдума, паспортные данные инициаторов и протокол заседания группы, подписанный всеми ее участниками. В течение 15 дней избирком рассматривает заявку, проверяя ее на соответствие Конституции, законодательству России и Петербурга, а также Уставу города.

Если избирком не находит противоречий, то заявка отправляется в Законодательное собрание. Парламент проверяет заявку только на соответствие статье 12 федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и статье 5 петербургского закона о референдумах, в которой прописаны ограничения на выносимые вопросы (см. предыдущие пункты нашего разбора).

Если расхождений с законом не нашел и городской парламент, то в течение пяти дней ЗакС уведомляет о референдуме вышестоящие органы власти, а в течение 15 дней регистрирует инициативную группу.

На этом все, можно приступать к сбору подписей!

Еще и подписи надо собирать?

Да, иначе у нас не проходило бы ни недели без референдума, а это мероприятие затратное. Организаторам референдума необходимо представить в избирком подписи не менее двух процентов избирателей, зарегистрированных в Петербурге. Собирать про запас, "с довеском", нельзя – количество сданных в избирком подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10%.

Согласно информации Горизбиркома, на 1 января 2017 года в Петербурге зарегистрировано более 3,8 млн избирателей. Таким образом, организаторам референдума придется собрать не менее 76 057, но и не более 83 662 подписей.

На сбор отводится месяц. Когда все прошито и сдано, избирком берет неделю на проверку автографов. Затем в течение 15 дней направляет все необходимые документы в ЗакС, а городской парламент назначает дату референдума – днем голосования может быть выбрано только воскресенье.

Суммарно вся процедура – без учета отказов, обжалований и т.д. – может занять до трех месяцев. Конечно, новейшая история знает случаи, когда референдум готовился десять дней, но в Петербурге на такой сценарий рассчитывать не приходится.

Значит, если все правильно сделать, референдум по Исаакию возможен?

Теоретически – да. На практике же шансов мало. Скорее всего, инициативу зарубят еще на этапе первичной заявки в избиркоме. Основанием может послужить как раз закон о передаче сооружений религиозного назначения религиозным организациям. С таким же успехом избирком сможет приплести закон о защите чувств верующих. В общем, если мы нашли законы, которыми при большом желании и вольном толковании можно откреститься от референдума, то избирком их найдет и подавно.

Даже если успешно пройти избирком, в ЗакСе уже будут ждать "христовы воины" под предводительством Вячеслава Макарова. Заявка организаторов может сколь угодно соответствовать закону, но еще не придумали реальность, в которой "Единая Россия" даст движение подобному референдуму.

Но даже если и это произойдет, избирком напоследок подключит свой любимый прием – "срезание" подписей. Для отмены референдума достаточно забраковать 10% автографов горожан. С учетом того, что "про запас" набрать больше 10% нельзя, перестраховаться у сборщиков не получится.

А были ли прецеденты?

Последний референдум в городе состоялся в июне 1991 года – и тогда он был еще не петербургский, а ленинградский. Граждане как раз решали вопрос о переименовании Ленинграда в Петербург. После распада СССР в Петербурге не прошло ни одного референдума (не считая двух общероссийских в 1993 году).

Тем не менее, петербуржцы не оставляют попытки. Избирком получал заявки на референдум по вопросам о присвоении мосту через Дудергофку имени Ахмата Кадырова, переносе на площадь Восстания памятника Александру III и даже о выходе Петербурга из состава Российской Федерации.

Подавалась заявка и во время борьбы с Охта-центром, о чем в ходе встречи с депутатам 12 февраля напомнил лидер фракции "Яблока" в ЗакСе Борис Вишневский. По его мнению, несмотря на то, что референдум тогда так и не был проведен, попытки его запустить повлияли на решение отказаться от строительства небоскреба в устье Охты. Возможно, на такой же эффект протестный оргкомитет рассчитывает и в ситуации с Исаакием.

Владислав Чирин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама