ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 15 февраля 2017, 11:12

Университетская опричнина

Юрист Николай Кропачев возглавил СПбГУ в 2008 году, и с тех пор старейший университет России последовательно превращается в образцовую воинскую часть. Штат непомерно разросшейся администрации вуза контролирует не только финансы, научную и учебную деятельность каждой кафедры, но и общественную жизнь сотрудников. Несогласных с политикой ректора увольняют без сожаления по любому формальному поводу. В подробностях кадровой политики главного вуза Петербурга разбирался ЗАКС.Ру.

По мнению многих сотрудников СПбГУ, с приходом Кропачева университетская демократия планомерно убивается. Сначала финансовой самостоятельности лишились факультеты. В начале десятых годов в вузе появились новые управленческие структуры – "кусты". Каждый из них управлял активами сразу нескольких факультетов, а затем все финансовые решения перешли в ведение высшей администрации.

То же происходило и с кадровой политикой. Если раньше научного сотрудника или преподавателя  принимали в ходе заседания кафедры и ее решение являлось определяющим, то теперь кандидаты проходят согласование на всех уровнях университетской бюрократии. Изменился и механизм выбора заведующего кафедрой. По словам члена независимого профсоюза "Университетская солидарность", преподавателя Юлии Крыловой, раньше кафедра сама выбирала руководителя голосованием, результат которого был наиболее важным для Ученого совета. Сегодня же сотрудники могут только рекомендовать назначение, а решение принимает администрация, используя механизм назначения исполняющим обязанности заведующего. В этих условиях лояльность руководству вуза часто оказывается самым ценным качеством кандидата, перевешивая профессионализм и научный авторитет.

В 2014 году преподаватели получили строгую рекомендацию отказаться от работы в других учебных заведениях, что вызвало негодование у востребованных ученых, читающих лекции в нескольких вузах.

Большой брат

Еще одной характерной чертой управленческого стиля ректора Кропачева стало ограничение прав и свобод подчиненных. Работники университета не являются государственными служащими, однако в администрации вуза предъявляет к ним те же строгие и зачастую ничем не обоснованные требования, что к чиновникам.

Особое внимание руководство и лично ректор уделяют поведению сотрудников в нерабочее время. В 2014 году вуз принял внутренний регламент, который прямо запрещает преподавателям выступать на уличных общественных акциях. Анонимный источник среди преподавательского состава рассказал ЗАКС.Ру, что последние несколько лет начальство неоднократно требовало от сотрудников игнорировать любые протестные мероприятия, особенно направленные против политики руководства СПбГУ.

Если раньше преподаватели старейшего университета страны свободно высказывали экспертное мнение по любым вопросам, то сейчас каждый комментарий для СМИ нужно неделями согласовывать с пресс-службой. Для профессоров и научных сотрудников составили неписанную методичку: любое высказывание должно быть "выдержанно и осторожно" и, конечно, ни в коем случае не рекомендуется критиковать руководство университета или города.

Не исключено, что университетские бунтари ставятся на учет самим Кропачевым. Сразу несколько источников ЗАКС.Ру из числа сотрудников вуза сообщают, что ректор распорядился установить личности всех, кто в прошлом году присутствовал на майском митинге студентов и преподавателей на Марсовом поле. К некоторым из них после применялись разного рода санкции, утверждают источники ЗАКС.Ру.

Всевидящее око ректората следит не только за общественной деятельностью преподавателей, но и за их страницами в социальных сетях. Сотрудникам университета в настоятельной форме не рекомендуется "выносить сор из избы" и публично обсуждать внутренние проблемы учреждения, а также высказываться на острые общественно-политические темы. Еще один источник ЗАКС.Ру утверждает, что в вузе есть специальный отдел, который наблюдает за активностью сотрудников в интернете.

Юрист правозащитной организации "Команда 29" Дарья Сухих считает, что внутренние правила вуза не могут ограничивать права и свободы преподавателей.

– Сотрудники университета не являются госслужащими, которых федеральное законодательство действительно ограничивает в высказываниях. У меня есть большие сомнения, что внутренними регламентами университета могут накладываться какие-либо ограничения. Ведь свобода слова – это конституционное право, и оно может быть ограничено только федеральным законом, – поясняет юрист.

Увольнения за непокорность

Очаг сопротивления зародился в недрах Института наук о Земле, который в 2014 году образовался в результате слияния факультета географии и геоэкологии и геологического факультета. По словам Юлии Крыловой, сразу после образования института у сотрудников начались проблемы с получением ставок, а премирование стало редкостью. Учитывая скромную зарплату (за полную ставку в университете платят 28 тысяч рублей), многие ученые оказались в сложном финансовом положении. Все это привело к тому, что 50 преподавателей обратились к ректору с просьбой восстановить географический факультет и сохранить "фундаментальные и прикладные научные школы географии и геоэкологии в СПбГУ". Но Кропачев просьбу проигнорировал, вместо этого он, похоже, приготовился "разобраться" с каждым из подписантов.

Последовали протесты со стороны студентов и преподавателей, после которых была создана комиссия по созданию факультета географии и геоэкологии. Прозаседав несколько раз, она пришла к выводу, что факультет географии в настоящее время создавать нецелесообразно. Комиссия проигнорировала доводы и анализ данных, и тем самым приняла решение угодное администрации.

Преподавателей, замеченных в протестных действиях, увольняли из университета под любым предлогом. С юридической точки зрения все делалось безукоризненно, но уволенные считают себя пострадавшими и говорят о том, что администрация последовательно избавлялась от протестующего актива.

Профессор СПбГУ Евгений Курашов, с 2014 года участвовавший в протестных акциях, в прошлом году оказался безработным. Его пятилетний трудовой договор истек, а новый контракт университет заключать не стал, несмотря на требования и пикеты студентов в поддержку преподавателя и оставшиеся у Курашова курсы.

– Понятно, что это было сделано за мою открытую и последовательную позицию против тех антидемократических преобразований, которые проводит Кропачев. Я неоднократно выходил на пикеты за восстановление демократических традиций университета и участвовал в борьбе за восстановление факультета географии и геоэкологии. Основная причина моего увольнения – это нелояльность к университетскому начальству, – уверен Курашов.

В ряду примеров кадровых санкций увольнение доцента кафедры региональной политики и политической географии Сергея Хрущёва. Он был лидером профсоюзной ячейки географов и неоднократно выступал за воссоздание факультета, а кроме того, стал одним из главных организаторов митинга на Марсовом поле, за что ему, вероятно, и предложили найти новую работу.

Курашов уверен, что увольнение Хрущёва – характерный пример идеологических чисток.

– Хрущёв был избран на должность доцента по конкурсу. Ученый совет Института наук о Земле поддержал его избрание, но вдруг возникло письмо его конкурента – итальянского специалиста, который не соответствовал параметрам конкурса. Он попросил провести голосование на большом ученом совете. Несмотря на то, что голосование на уровне института уже состоялось, его отменили и провели повторное голосование на большом ученом совете университета, в результате которого ни итальянец, ни Хрущёв не набрали необходимого количества голосов, и оба они не прошли конкурс, – рассказал экс-профессор СПбГУ.

Среди изгнанников оказались еще несколько ученых, недовольных политикой ректора. В феврале 2016 года профессор кафедры биогеографии и охраны природы Владимир Дорофеев был уволен за то, что подписал письмо Кропачеву с просьбой о восстановлении факультета географии и геоэкологии. Еще один подписант, профессор доцент Дмитрий Славинский, после нескольких случаев неповиновения начальству получил расчет за то, что подал письменную заявку на конкурс на день позже срока.

Преподаватель Института наук о Земле Юлия Крылова – участница независимого профсоюза. Уволить ее СПбГУ пока не удалось, но активистка уже испытала на себе способы давления кропачевской администрации.

– Меня пытались уволить в 2015 году, когда я поехала в экспедицию со студентами, в которую меня направил СПбГУ. При этом в университете отмечали мое отсутствие на рабочем месте, хотя я находилась в служебной командировке. С меня высчитали 10 тысяч, и мне пришлось отбивать эти деньги через рекомендации, полученные у трудовых инспекторов, сославшись на Трудовой кодекс РФ. Деньги мне вернули, но потом принялись за другие действия. В конце прошлого года в нашей лаборатории провели диверсию. Зайдя в нее после новогодних праздников, я обнаружила, что водопроводные краны сорваны и хлещет вода через систему дистилляции. Форточка открыта, вероятно для вымораживания помещения, и перекрыто паровое отопление. Проникновение произошло через черный ход, так как ключ от него исчез, – рассказала Крылова.

Как отмечают сотрудники СПбГУ, в стремлении установить авторитарные порядки администрация не щадит ни профессуру, ни сотрудников хозяйственных служб. По словам слесаря-электрика университета, кандидата физико-математических наук Анатолия Константинова, руководство обвинило его в участии в майском митинге на Марсовом поле, на котором он не был. Под этим предлогом Константинова перевели на объект с меньшим объемом работы, что отразилось на его зарплате.

– Я пошел к главному инженеру, а он мне заявил: "Зачем вы идете против системы? Вам же уже немало лет. Зачем вы участвовали в митинге?" – рассказал Константинов.

И если в тот раз о своем участии в митинге слесарь-электрик узнал от начальника, то в последующем он не пропустил ни одной протестной акции профсоюза.

Он отмечает, что в хозяйственные структуры университета на место профессионалов приходят "бывшие полковники", которые отличаются послушанием, но не способны выполнять свои служебные обязанности. Из-за этого многие помещения вуза превращаются в "свинарник", - считает Константинов.

Но жесткость в кадровой политике проявляется в СПбГУ не только по идеологическим причинам. Бывший сотрудник университетского отдела защиты интеллектуальной собственности Елена Белоусова рассказывает, что даже тактичное предложение по улучшению рабочей обстановки может выйти боком.

Белоусова попросила своего начальника Андрея Матвеева навести порядок в работе отдела и не допускать грубости и фамильярности в коллективе. После этого, как она считает, ее стали необоснованно лишать премии. В поисках справедливости Белоусова обратилась с письмом к ректору университета. За этим незамедлительно последовала реакция начальства, и Белоусову, по ее словам, начали методично травить: в течение года руководство заставляло ее написать заявление об увольнении. В мае 2016 года у женщины случилась личная трагедия – умерла мать. Отсутствие Белоусовой на работе в день похорон стало причиной увольнения за нарушение трудовой дисциплины.

Университетская "оппозиция" готова привести еще немало примеров того, как администрация вуза обходится с неудобными ей сотрудниками, имеющими собственное мнение и храбрость его высказывать. Лишения премий, увольнения, административный пресс – последние несколько лет это главные способы уладить любой конфликт в стенах СПбГУ.

* * *

В пресс-службе университета не смогли прокомментировать информацию, полученную ЗАКС.Ру, и попросили прислать письменный запрос. Редакция ЗАКС.Ру рассчитывает, что руководство СПбГУ все-таки воспользуется своим правом на ответ.

Независимый профсоюз "Университетская солидарность" в минувшую субботу провел серию одиночных пикетов вдоль Университетской набережной. 11 февраля – в традиционный день встречи выпускников СПбГУ – активисты в очередной раз потребовали прекратить кадровые гонения, в результате которых университет лишился десятков ценных специалистов.

Многие из уволенных уже начали судиться с университетом, некоторые готовят иски в Василеостровский районный суд. Но никто не питает надежд на легкую победу над бюрократической глыбой СПбГУ.

Святослав Афонькин, Виктория Козлова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама