ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 5 июля 2005, 18:49

История карельского профработника: Валентина Николаевна Пивненко

В опубликованной некоторое время назад книге Самые влиятельные люди России депутат Госдумы Валентина Пивненко оказалась в первой десятке таких персон в своей родной Карелии. Впрочем, знающие люди утверждают, что ее надо было бы при этом назвать на третьем, а то и на втором месте, сразу после главы республики Сергея Катанандова.

Валентина Николаевна родилась 14 июня 1947 г. в Петрозаводске. Закончив лесотехнический техникум, она работала в 1966-1971 гг. техником и мастером в Прионежском и Петрозаводском химлесхозах. В 1971 г. Пивненко перешла на комсомольскую работу, став сектором учета и финансов Прионежского райкома ВЛКСМ. В 1975 г. она уже оказалась инженером, а затем начальником отдела в Петрозаводском леспромхозе, проработав в этой должности до 1979 г.

Через год после окончания Петрозаводского университета (1978 год) Валентина Николаевна занялась профсоюзной работой, став ответственным секретарем Карельского обкома профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. С 1984 по 1992 годы она возглавляла отдел производственной работы и заработной платы, а затем отдел экономической защиты трудящихся Карельского республиканского Совета профсоюзов. Двадцать лет Пивненко оставалась членом КПСС, покинув партию в августе 1991 года.

Свою профсоюзную карьеру Валентина Николаевна продолжила и после распада СССР. В апреле 1992 года на альтернативной основе, одолев 6 соперников, она была избрана председателем Карельского республиканского совета профсоюзов и занимала этот пост до июня 1994 года. В том же году Пивненко заочно закончила Московскую академию труда и социальных отношений по специальности "экономист-социолог".

Еще в годы перестройки Валентина Николаевна начала налаживать связи с федеральной исполнительной властью, будучи членом рабочей группы представителей профсоюзов по взаимодействию с правительством. В 1993 году Пивненко была сторонницей гайдаровских реформ, не забывая, впрочем, сопровождать слова о поддержке Егора Гайдара профсоюзной риторикой: "Но президент должен, конечно, знать, до какого уpовня бедности дошли люди и пpинимать меpы". Но в том же 1993 году Валентина Николаевна не скрывала, что из всех политических деятелей ей наиболее импонировал вице-президент Александр Руцкой, ставший одним из главных лиц антиельцинской оппозиции. Впрочем, после кровавых октябрьских событий в Москве, участником которых являлся Руцкой, профработница Пивненко старалась не упоминать в речах предмет прежних политических симпатий.

В апреле 1994 года Валентина Николаевна была избрана депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия первого созыва по Прионежскому избирательному округу, а 17 мая 1994 года стала председателем палаты.

В 1996 году она оказалась членом Совета Федерации, где заняла пост зампреда Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию. В марте 1997 года Пивненко ненадолго пришлось покинуть Совет Федерации, поскольку подошел к концу срок ее полномочий как карельского депутата. Однако в апреле 1998 года Валентина Николаевна была повторно избрана депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия по Прионежскому избирательному округу, а месяц спустя вновь оказалась спикером.

Летом 1998 года Пивненко вернулась в Совет Федерации, где продолжила работать в Комитете по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности уже как рядовой сенатор.

Но и как простой член Совета Федерации Валентина Николаевна осталась в центре российской политики, возглавив комиссию верхней палаты парламента по расследованию причин, обстоятельств и последствий действий правительства и Центробанка РФ в августе 1998 года, завершившихся дефолтом. Комиссия пришла к выводу, что кризис был вызван неумелыми действиями министров и чиновников. Пивненко и ее коллеги продемонстрировали верх дипломатическо-политического такта: хотя текст заключения был полон намеков на виновность Сергея Дубинина, Сергея Кириенко, Михаила Задорнова, Сергея Алексашенко, Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, ни разу напрямую они не были обозначены как непосредственно ответственные за дефолт лица.

В момент дробления российской политической элиты по блокам и партиям в 1999 году в последний год полномочий президента Ельцина Валентина Николаевна подписала "обращение к российской общественности" с призывом к созданию избирательного блока за "равные права регионов", завершившееся формированием "Голоса России", костяком которого стали губернаторы ряда регионов. Блок просуществовал лишь несколько месяцев, после чего его участники разошлись по разным структурам от "Единства" до СПС и ОВР.

Сама Пивненко в конечном итоге предпочла в декабре 1999 года баллотироваться в состав Государственной Думы как формально независимый кандидат. Обойдя нескольких соперников, она получила на выборах около трети голосов избирателей Карельского одномандатного округа. Валентина Николаевна победила благодаря голосам республиканской провинции. В столице же, где проживает около половины избирателей Карелии, жители не выразили явного предпочтения ни одному из кандидатов, а каждый пятый и вовсе проголосовал против всех. Успех Пивненко эксперты объяснили умелой деятельностью имиджмейкеров, сумевших привлечь на ее сторону абсолютно разные категории избирателей, сыграв на объединяющих всех родительских чувствах. Пиком пропагандистской кампании Валентины Николаевны стала ее поездка в Чечню прямо накануне выборов, в ходе которой она встретилась с солдатами, призванными на службу из Карелии, и передала им подарки от родных, что, естественно, широко освещалось республиканскими СМИ. Вслед за этим кандидат, вместе с главой правительства Сергеем Катанандовым, выступила с официальным предложением в адрес федеральных властей сделать Карелию первым регионом, где в качестве эксперимента начнет действовать закон об альтернативной службе. Нельзя было сбрасывать со счетов и хорошие отношения Пивненко с республиканскими депутатами и правительством, и то, что ее одновременно поддержали ОВР и Единство. На победу Валентины Николаевны работали немалые финансовые средства и абсолютно вся административная и информационная система республики.

В нижней палате российского парламента Пивненко вошла в депутатскую группу "Народный депутат". В январе 2000 года, в результате "пакетного соглашения" между "Единством", "Народным депутатом", КПРФ и ЛДПР Валентина Николаевна возглавила думский комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока. С тех времен у нее сложились хорошие отношения с Романом Абрамовичем, ставшим позднее губернатором Чукотки. Пивненко и ныне считает работу Абрамовича в Госдуме очень эффективной и сожалеет об его уходе из парламента.

Кроме того, она вошла в межфракционную группу по взаимодействию с рабочим и профсоюзным движением "Солидарность". Весной 2000 г. Валентина Николаевна оказалась среди тех политиков федерального уровня, кто решительно поддержал вице-премьера Валентину Матвиенко в намерении побороться за пост губернатора Санкт-Петербурга.

Оставаясь членом фракции "Народный депутат", Пивненко довольно быстро начала сближаться с новой "партией власти". Уже в январе 2000 года она стала доверенным лицом Владимира Путина в президентской кампании, а в мае того же года на учредительном съезде партии "Единство " вошла в состав политсовета "медведей".

Пивненко решительно поддержала проект бюджета на 2004 год, в котором сумма дотаций регионам России была сокращена на 1 млрд рублей, за что удостоилась резкой критике со стороны другого думца от Карелии Артура Мяки.

Покинув фракцию Народный депутат в сентябре 2003 г., Валентина Николаевна была включена в общефедеральный список "Единой России" под проходным вторым номером в региональной группе "Балтийско - Беломорская" для участия в выборах в Государственную Думу четвертого созыва. Одновременно она была выдвинута кандидатом в депутаты по своему округу 17. Обыграв представителей "Яблока", СПС и КПРФ, Пивненко собрала более половины голосов, и в нынешнем созыве Госдумы вошла в состав фракции "Единая Россия", возглавив Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Как дисциплинированный "единоросс", Валентина Николаевна проголосовала за отмену социальных льгот, несмотря на свое прошлое профработника и прежние речи о борьбе с бедностью.

В сентябре 2004 года Валентина Николаевна оказалась в эпицентре судебного разбирательства после подачи ею искового заявления в Петрозаводский горсуд. Депутат Госдумы потребовала от членов ЛДПР Татьяны Соколовой и Геннадия Шехирина опровергнуть клеветнические утверждения, высказанные ими в телепередачах на ГТРК Карелия перед выборами в горсовет карельской столицы, а также компенсировать моральный ущерб в размере 100 тысяч рублей. Соколова, являясь доверенным лицом кандидата в президенты Малышкина, объявила о намерении ЛДПР собрать подписи за отзыв Пивненко из Госдумы по причине неэффективности ее работы и невыполнения заданий и чаяний избирателей республики. Особенно депутата оскорбила фраза: А баба Валя сидит в теплом кабинете в Москве и сочиняет новые сказки про то, как злой волк хочет отменить северные льготы.

На процессе в качестве доказательств жириновцы предъявили протокол заседания Координационного совета регионального отделения ЛДПР, на котором в начале 2004 года была неудовлетворительно оценена деятельность депутата, письма от жителей республики, в которых те жаловались на отсутствие реальной помощи со стороны Пивненко, а также постановление Петрозаводского совета ветеранов, в котором депутат была подвергнута резкой критике за отсутствие настойчивости в деле улучшения социально-экономической ситуации в республике. Круг претензий ЛДПР к Валентине Николаевне в основном сосредоточился на том, что депутат не смогла выбить для Карелии финансирование из федерального бюджета строительства водоочистных сооружений в Пудоже, Медгоре и Петрозаводске. В качестве доказательства неэффективности работы Пивненко ответчики привели и распечатку голосований Валентины Николаевны в Госдуме за год. По их мнению, парламентарий неоднократно голосовала за в тех случаях, когда это противоречило интересам республики и страны, а однажды ее голосование якобы нанесло прямой вред обороне России (речь шла о ратификации международных соглашений). Что же касается главной заслуги Пивненко борьбы за северные льготы, то ЛДПР ее отрицала на том основании, что в начале 2004 года отменять льготы у северян никто не пытался. Однако в конечном итоге суд поддержал большинство доводов адвокатов истца.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама