ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 4 июля 2017, 21:19

Я не такая, я жду трамвая

В Смольном опять согласовали маршруты скоростного трамвая. 4 июля заседала "комиссия по отбору концепций". Решили, что целесообразным будет соединить станцию метро "Купчино", микрорайон Славянка и микрорайон Шушары. А также проложить ветку от станции метро "Южная" (еще не построена) до города Колпино. Общие инвестиции превысят 52 миллиарда рублей. Это не значит, что трамвай действительно пойдет по этим маршрутам. "Надземный экспресс" – одна из длиннейших мыльных опер нашего времени. Наряду с "Зенит-ареной", "Невской ратушей" и Орловским тоннелем. Предлагаю краткое содержание предыдущих серий.

Мы поедем, мы помчимся

Сама идея надземного экспресса появилась еще в начале нулевых. Весной 2003-го чиновники обсуждали проект компании Bombardier Transportation стоимостью 570 млн долларов. И даже одобрили его. "Эстакадный экспресс" должен был соединить улицу Пионерстроя на юго-западе и метро "Обухово". С канадцами договориться не удалось — те не хотели брать финансирование полностью на себя. Пришедшая к власти Валентина Матвиенко обратилась к японским специалистам. 

Из послания губернатора В. И. Матвиенко Законодательному собранию. 2005 год.

"По соглашению с "Сумитомо" ведутся переговоры по проекту надземного экспресса, а также производству оборудования для городского электротранспорта нового поколения".

Матвиенко мыслила масштабно. При ней проект легкорельсового трамвая превратился действительно в концепцию нового транспорта, который возьмет на себя значительную часть пассажирских перевозок. Под экспресс чертили новые кварталы. Китайские инвесторы вложились в "Балтийскую жемчужину", очень рассчитывая на трамвай нового поколения. Ведь комплекс удален от всех станций метрополитена.

Из послания губернатора В. И. Матвиенко Законодательному собранию. 2006 год.

"Во второй половине текущего года будет объявлен инвестиционный конкурс на создание надземного экспресса. Так же, как и Орловский тоннель, он вполне может претендовать на роль символа новых, действительно европейских стандартов модернизации городской среды".

Проект действительно получился масштабным. Первая ветка должна была растянуться на 31 километр. "Надземный экспресс" по плану связывал "Балтийскую жемчужину" и "Обухово", делая 21 остановку. Среди них станции метро "Проспект Ветеранов", "Звездная", "Купчино", Будапештская и Бухарестская улицы и конечная – "Обухово".

Из послания губернатора В. И. Матвиенко Законодательному собранию. 2007 год.

"Мы реализуем сразу 16 стратегических инвестиционных проектов. 4 проекта – Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, надземный экспресс и реконструкция Пулково – реализуются в формате частно-государственного партнерства. Мы стали пионерами в этом и не ошиблись".

Кстати, ошиблись. Условия работы ЗСД критики называют грабительскими для города. Власти продолжают перечислять партнерам по договору миллиарды рублей. И до сих пор отказываются предоставить договор даже депутатам Заксобрания. На Орловский тоннель потрачено более трех миллиардов, проект свернули. И, пожалуй, только реконструкцию аэропорта можно назвать относительно успешной. Но в середине нулевых перспективы казались более радужными.

1.jpg (117 KB)

Легкорельсовое полукольцо

Вторая очередь готовилась для участия в федеральной программе "Транспорт России". В Смольном рассчитывали на помощь из бюджета страны. Трасса должна была пройти от станции метро "Обухово" до "Елизаровской". Но через несколько месяцев разработчики показали новый маршрут — через "Пролетарскую". После ветка шла через Неву и доходила до метро "Проспект Большевиков". Далее, петляя через несколько районов, легкорельс упирался в конец Гражданского проспекта.

Аппетит приходил во время еды. И уже через непродолжительное время маршрут стал гораздо длиннее. Линия через Шуваловский проспект и Туристскую улицу доходила но новой конечной станции — на улице Савушкина. 

Про легкорельс говорили каждую неделю. В марте 2007-го Матвиенко встретилась с Владимиром Путиным. Она обратилась к нему с просьбой поддержать строительство нового транспорта от "Балтийской жемчужины" до университетского городка. Срок запуска трамвая — декабрь 2008-го.

 Из послания губернатора В. И. Матвиенко Законодательному собранию. 2008 год.

"Завтра мы подведем итоги первого этапа конкурса на "Надземный экспресс".

2.jpg (193 KB)

Пассажиров не спросили

Губернатора и разработчиков подвела уверенность, что красивые слова о европейских стандартах модернизации городской среды подействуют на горожан волшебным образом. И люди будут аплодировать, если через жилые кварталы пустить скоростной трамвай. Но жители европейские стандарты воспринимали по-своему. Они начали спрашивать, что будет с наземными и подземными пешеходными переходами? Как быть с шумом, вибрацией и электромагнитными излучениями? Зачем подводить ветку к и так перегруженной станции "Проспект Ветеранов?" В 2008-м сотни людей выходили на акции протеста, требуя проектирования другого маршрута.

3.jpg (91 KB)

Но этого делать не пришлось. Мировой экономический кризис 2008-го привел к замораживанию проекта. Правительству города пришлось сократить расходы бюджета почти на полторы сотни миллиардов рублей. Основными жертвами секвестра стали проекты строительства Орловского тоннеля, "Надземного экспресса" и реконструкция аэропорта Пулково.

Однако от легкорельса не отказались. Уже в 2009-м глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам (ныне – министр транспорта РФ) Максим Соколов бодро докладывал – в мае объявим победителя конкурса, в 2010-м начнутся работы. Трамвай поедет в конце 2013-го.

Мы пойдем другим путем

Но прошло несколько месяцев, и планы изменились кардинально. Валентина Матвиенко объявила, что маршрут будет совсем другим. Ветка пройдет от аэропорта Пулково до Московского вокзала.

Из послания губернатора В. И. Матвиенко Законодательному собранию. 2009 год.

"В 2009 году принят ряд решений, принципиальных для развития общественного транспорта в Петербурге. При активном участии Владимира Владимировича Путина достигнута договоренность с итальянскими компаниями о строительстве в Санкт-Петербурге завода по производству вагонов для новой ветки скоростного трамвая. Скоростная трамвайная линия пройдет от Московского вокзала до аэропорта Пулково – это приоритетная часть крупного и важного для города проекта".

Во время Петербургского международного экономического форума в 2010 году правительство города подписало со Сбербанком соглашение о финансировании легкорельса. Трамвай в Пулково должен был получить 11 миллиардов рублей. Но Матвиенко уже было не до реализации. Участились слухи о ее отставке. И в 2011-м она сдала пост Георгию Полтавченко и перебралась в Совет Федерации.

4.jpg (56 KB)

Прекрасное далеко

На первом же заседании нового правительства Полтавченко представил проект бюджета на 2012-й. Оказалось, что туда не попали средства на создание уставного капитала ОАО "Надземный экспресс". Вице-губернатор Молчанов загадочно заявил, что деньги нужны на другие цели.

Через пару лет к проекту все-таки вернулись. Назвав его "Аэроэкспрессом", городские власти подали заявку на федеральное финансирование ветки из Пулково до Балтийского вокзала. В сентябре 2015-го вице-губернатор Игорь Албин заверил, что федералы согласовали 10 миллиардов на аэроэкспресс. Еще 5 миллиардов должны были предоставить ОАО "РЖД" и администрация города. В октябре в правительстве страны заявку на 10 миллиардов отклонили. А в ноябре все-таки согласовали. Примерно так же вели себя и составители маршрута. Сейчас наиболее вероятным называют путь от Пулково до Витебского вокзала.

В 2015-м был реанимирован и проект "Надземного экспресса". Скоростной трамвай может пойти от "Рыбацкого" до Колпино в конце нынешнего десятилетия. А вот обсуждавшиеся ранее Всеволожск, Сертолово и Красное Село, как заявил министр транспорта (некогда имевший прямое отношение к проекту) Максим Соколов, – "дело далекого будущего".

Не исключено, что настолько же далекими будут все ветки данного вида транспорта. За 15 лет миллионы рублей потрачены на разработку проектов и документаций. Непосредственно к самим работам так ни разу и не приступали.

5.jpg (208 KB)

Роман Перл


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама