ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 10 июля 2017, 21:34

ЗСД: От Совмина до распила

Городские чиновники могли совершить должностные преступления. Несколько депутатов Заксобрания Петербурга обратились в Следственный комитет. Они подозревают нарушения закона в концессионном соглашении на строительство и обслуживание Западного скоростного диаметра. Эсеры пишут, что речь идет о "злоупотреблениях служебным положением и полномочиями, иным незаконным использованием должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, но в интересах частных коммерческих организаций". Вспомним историю ЗСД и разберемся — что не так с единственной платной дорогой Петербурга.

1_1.jpg (285 KB)

27 лет назад

История Диаметра началась в апреле 1990-го. То есть в Генплане первые контуры появились еще в 70-х, но это слишком далеко. Начнем с 90-го. Последний год Советского Союза. Стотысячные демонстрации за демократизацию и независимость республик, компартия теряет монополию, разгорается карабахский конфликт, танки в Вильнюсе и Баку, немцы объединяют свою страну. На фоне этих эпохальных событий появляется постановление №341 Совета министров СССР. Перечень объектов строительства дорожно-транспортной системы на 1991-2005 годы. В списке — сооружение транспортной связи центра Ленинграда с северо-западом города.

2.jpg (198 KB)

Фото: "Деловой Петербург"

Спустя три года мир не стал спокойнее. Распад Чехословакии, война в Абхазии и бывшей Югославии, референдум да-да-нет-да, путч. 18 июня 1993-го мэр Анатолий Собчак подписывает распоряжение №469-р "О приоритетном развитии инженерно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга". В план строительства до 2000 года включена первая очередь Северо-Западной транспортной связи — с Васильевского острова в Приморский район.

3.jpeg (211 KB)

Фото: РБК

В общем, мир быстро менялся, пока чиновники планировали строительство одной дороги. Прочерчивая немного разные маршруты, меняя названия. В документе от ноября 1994-го это уже транспортный переход "Север-Юг" через Финский залив. В 1995-м опять Северо-Западная транспортная связь. В распоряжении мэра от 6 февраля 1996-го впервые упоминается "Западный скоростной диаметр". Это то, что успел сделать для ЗСД первый постсоветский глава города, — придумать название.

1997 год — самый спокойный для всего десятилетия в России. Между выборами и дефолтом, между войнами в Чечне. В Петербурге продолжают планировать строительство ЗСД. Владимир Яковлев 10 октября подписал распоряжение, которое предусматривало создание ОАО со стопроцентным участием города. Администрация должна была внести первоначальный вклад 100 млн рублей. В 99-м спецкомиссия выбрала маршрут трассы, которую губернатор утвердил только в 2000-м. Это тот самый маршрут, по которому мы можем ездить сегодня. Достижение Анатолия Собчака — название трассы. Владимира Яковлева — ее расположение. Проект планировали завершить в 2011 году.

4.jpg (251 KB)

Фото: petersburglike.ru

Второе десятилетие ЗСД

К этому вопросу вернулась уже губернатор Матвиенко. В 2004-м вышло распоряжение об организации проектирования и строительства. Летом 2005-го появились первые параметры трассы. Точнее, южного участка длиной 3,2 километра и стоимостью 10 миллиардов и 630 миллионов рублей. В 2006-м стартовал конкурс по выбору партнера для концессионного соглашения. Подачу заявок и подведение итогов переносили несколько раз. Инвестора удалось определить только спустя 2 года — летом 2008-го. Им стало ООО "ЗСД "Невский меридиан". Среди учредителей компании — австрийская "Штрабаг АГ" и кипрская "Сури холдингс лимитед". На двоих более 40%. Обе связаны с бизнесом Олега Дерипаски. 18 августа 2010 года, после окончания строительства первых участков на юге города, "Невский меридиан" был ликвидирован.

5.JPG (754 KB)

Фото пресс-службы губернатора Петербурга

Незадолго до этого город провел еще один конкурс – на строительство северной части диаметра — от Богатырского проспекта до Белоострова. Победителем оказалось областное ОАО "Мостоотряд №19". Компания взялась построить участок за 14,1 млрд рублей. Всего же северная часть обошлась в 36 миллиардов. Открытие переносили несколько раз с 2012-го до середины 2013-го. Южный участок стоил 41 млрд. В финансировании этих трасс частные инвесторы участия не принимали. Только бюджетное финансирование.

Офшорный скоростной диаметр

А в апреле 2011-го появилось ООО "Магистраль северной столицы". Этот консорциум и выиграл конкурс на создание центрального участка — за 120 млрд рублей. Строительство отрезка длиной 11 километров — от Обводного канала до Приморского проспекта началось в 2013-м. Движение планировали запустить уже весной 2016-го. В консорциум вошли  "ВТБ Капитал" и Газпромбанк. А также несколько строительных компаний из Турции и Италии. Учредителем выступил кипрский офшор Ysmer Limited. 

6_1.jpg (351 KB)

Фото пресс-службы губернатора Петербурга

Однако после открытия движения в декабре 2016-го оператор сменил владельцев. 50% досталось ООО "Инфраструктурные инвестиции холдинг", которое через серию офшоров принадлежало ВТБ. 41,5% оказалось у "М строй эксперт". От нее через несколько компаний-прокладок можно выйти на "дочку" Газпромбанка ООО "УК ГПБ — Ресурсосберегающие технологии". Оставшиеся 8,5% были записаны на кипрскую Blognot limited.

Но само ООО "Магистраль северной столицы" деньги за проезд не собирает. Этим занимается ООО "Оператор скоростных автомагистралей — Север". У компаний общий гендиректор — Алексей Бнатов. Но разные учредители. У "Оператора" он один — кипрский Mospol investments limited.

Примечательно, что компании, возглавляемые Бнатовым, не только собирают деньги с автомобилистов. Но и получают бюджетное финансирование. В договоре указано – "в случае получения Партнером фактического дохода от платной эксплуатации ЗСД в размере меньше величины указанного участником конкурса минимального дохода на соответствующий год, городом будет выплачена ему компенсация в размере разницы между минимальным доходом и фактически полученным доходом за соответствующий год". В 2016-м платеж составил 4,5 миллиарда рублей.

Кто эти наглецы?

Кто конкретно собирает деньги с автомобилистов и получает бюджетное финансирование, мы не узнаем. Засекречены не только конечные бенефициары, но даже полный текст договора, по которому неизвестным лицам уходят деньги налогоплательщиков. Известно лишь, что кипрские компании связаны друг с другом.

Среди директоров  Ysmer Limited мы находим Ирину Тысевич. Выпускница Минского радиотехнического института и член международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров. На ее страницах в "Фейсбуке" и "Линкедине" указано, что работает она в компании BDO limited. Та же Ирина Тысевич указана как директор  Mospol investments limited. Напомню, это учредитель той компании, которой вы платите деньги проезжая по ЗСД.

tysevichsmall.jpg (23 KB)

Blognot limited формально управляет кипрский финансист Роис Потамис. Он же один из директоров BDO limited и секретарь этой компании. BDO указана в панамском досье. Как часть большой офшорной сети. Существует компания с таким же названием, но с пробелами между буквами B D O limited. Посредником для нее, по данным международного консорциума журналистов-расследователей, служит Equity trust limited, зарегистрированный на острове Гернси — одной из крупнейших офшорных зон Европы. По информации из базы данных "Офшорликс", эта компания связана с 264 другими. И предлагает услуги по ведению бизнеса по всему миру. В том числе и на русском языке.

7.jpg (380 KB)

Ну и что?

О том, что секретное соглашение на обслуживание ЗСД может скрывать нарушения законов, говорили не только эсеры. Несколько лет назад эту тему поднимали в "Яблоке". Постоянно об этом напоминают и в Партии роста. Схема вывода бюджетных средств и денег автомобилистов через офшоры нарисована на высоком уровне. Есть подозрения, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может о ней знать. Знать о ней могут и другие высшие должностные лица страны. Потому что это очень полезная схема. Но не для тех, конечно, кто пользуется Западным скоростным диаметром. Есть и другое подозрение, что вряд ли они нам об этой схеме расскажут. Вот и остается только — подозревать.

8.jpg (385 KB)

Фото Russia Today

Роман Перл


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама