Госконтракт на строительство велодорожек в Петербурге был заключен без проведения открытого конкурса. Центр управления парковками сам выбрал поставщика, объяснив отсутствие конкурса учетом интересов петербуржцев и "обстоятельствами непреодолимой силы". Специалисты антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл" утверждают, что это нарушает нормы сразу нескольких федеральных законов, и уже обратились в Федеральную антимонопольную службу с требованием о проверке.
Контракт на сумму 110,1 млн рублей был заключен 7 июля между СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" и ООО "Промышленно-инвестиционная группа", которое и является единственным поставщиком и, соответственно, единственным получателем всех бюджетных средств.
Основанием для отмены конкурса в Центре управления парковками назвали п. 9 ст. 93 закона "О контрактной системе", согласно которому контракт без конкурса заключается "вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы". По мнению "Трансперенси", никаких аварий или чрезвычайных ситуаций в данном случае не было.
Дополнительно в обосновании заключения контракта чиновники ссылаются на ряд других "временных факторов и поручений", помешавших провести открытый конкурс. Такими факторами, по их мнению, является необходимость установить велодорожки до 15 июля (эта дата была заявлена на совещании у губернатора, которое прошло в феврале). И тот факт, что проекты на размещение велодорожек были переданы центру только 16 июня, а агростроительный сезон в городе заканчивается в сентябре. Получается, что основным аргументом для того, чтобы проигнорировать необходимость проведения открытого конкурса, стало то, что чиновники просто не успели провести вовремя все необходимые приготовления. Видимо, именно это они и называют "чрезвычайной ситуацией и обстоятельством непреодолимой силы".
Команда "Трансперенси Интернешнл" считает, что эти действия нарушают два федеральных закона: "О защите конкуренции" и "О контрактной системе". Ответственность за подобные нарушения – штрафы и дисквалификация должностных лиц.
"Мы хотим, чтобы чиновников, которые были ответственны за заключение контракта, наказали в соответствии с законом, – комментирует ситуацию руководитель "Трансперенси Интернешнл" в Петербурге Дмитрий Сухарев. – Надо проводить открытый конкурс или хотя бы аукцион, выбрать подрядчика на свободном конкурентном рынке. А вот это вот их заключение контракта с единственным поставщиком на основании чрезвычайной ситуации можно списать и на лень, и на коррупцию, но в любом случае так делать нельзя. Поэтому мы хотим, чтобы те должностные лица, которые приняли такое решение, были наказаны в соответствии с законом. Санкции могут быть разными – скорее всего, это штраф, а во-вторых, если будет принято такое решение, то самое жесткое наказание – это дисквалификация должностного лица, запрет занимать должности на государственной службе. Это конкурентный рынок, есть огромное количество компаний, для которых участие в этом проекте было бы и прибыльным делом, и очень хорошей строчкой в резюме: "Мы в Петербурге делали велодорожки, которых все так ждали и о которых все так говорят".
Он также добавил, что подобная ситуация была и с ремонтом Пулковского шоссе, контракт на который был заключен без проведения аукциона. Тогда "Трансперенси" удалось обжаловать это решение и ответственным за него чиновникам пришлось выплатить штрафы.
"Появление велодорожек летом этого года, а не зимой или осенью – потребность петербуржцев. И наша обязанность, как государственного учреждения, – действовать в интересах Санкт-Петербурга и жителей города, – прокомментировали ситуацию в пресс-службе Центра управления парковками. – В обосновании способа определения поставщика, опубликованного на официальном сайте госзакупок в карточке госконтракта, в полном объеме изложены факторы и поручения, которые учреждение считает обстоятельствами непреодолимой силы и достаточным основанием для заключения государственного контракта с единственным поставщиком в соответствии с нормами 44-ФЗ".
Получить комментарии руководства ООО "Промышленная инвестиционная группа" не удалось, одна из сотрудниц фирмы, представившаяся бухгалтером, сообщила: "Никого из руководства нет на месте. Возможно, такое и было, что не провели конкурс, такое часто же бывает с этими госконтрактами".
К концу сентября велодорожки должны появиться по маршрутам: набережная Фонтанки (от Невы до Гороховой улицы), велокольцо по набережным Петроградской стороны, маршрут от Крестовского острова по Левашовскому проспекту и набережной реки Карповки (до Гренадерского моста), маршруты от Гражданского проспекта до Гренадерского моста и от Выборгского шоссе до улицы Руставели.