Активисты предлагают организовать пешеходную зону в Дегтярном переулке, озеленить улицу и сохранить рельсы, по которым в 1880 году прошел первый электрический трамвай. В конце июля комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга счел концепцию "нецелесообразной". В аргументах "за" и "против" разбирался ЗАКС.ру.
"Ключевые идеи заключаются в создании выделенной пешеходной зоны, где будут посажены деревья и установлены скамейки. Дегтярный – историческое место, поэтому можно установить на сохранившуюся часть рельсов трамвай, где летом будет продаваться мороженое, а зимой – горячий чай", – заявила инициатор проекта и урбанист Ирина Павлова.
– Когда мы перестраиваем город, то уничтожаем его историю, он меняет лицо. Мы не говорим о том, что нужно сохранять все, но при помощи дизайнеров можно создать современное и удобное пространство с внедрением в него элементов исторической значимости, – уверена она.
Предположительно, по подсчетам инициаторов кампании, на предпроектные исследования, разработку концепции и проект по развитию историческо-пешеходной зоны в центре города уйдет около двух с половиной миллионов рублей.
Чтобы понять, можно ли организовать пространство в переулке так, чтобы были учтены все потребности зданий и бизнес-центров, расположенных вокруг, общественники провели собственное исследование. Так, по данным "Красивого Петербурга", на Дегтярном "низкая интенсивность движения автотранспорта (до 128 автомобилей в час в обоих направлениях) и значительный избыток пропускной способности проезжей части".
Но в комитете по развитию транспортной инфраструктуры приводят аргументы против реализации проекта.
Как указано в официальном комментарии КРТИ на запрос Красимира Врански, руководителя общественной организации "Красивый Петербург", этот переулок "в соответствии с Генеральным планом является улицей местного значения. Движение городского пассажирского транспорта, а также транзитные транспортные потоки на данной улице отсутствуют. Альтернативные подъезды к объектам административно-делового комплекса "Невская Ратуша", гостинице и жилым дома присутствуют".
Чиновники уверены, что "в случае закрытия части Дегтярного пер. от ул. Моисеенко до поворота в сторону Новгородской ул. образуется тупиковый проезд от Новгородской ул. по Дегтярному пер. до пешеходной зоны протяженностью около 350 м".
Ирина Павлова не согласна с такими аргументами. По ее словам, "там есть лишь один тупиковый проезд, но он технический – для автомобилей "Горэлектротранса" и школы. В данном случае, все соответствует нормам. А тот участок в 350 метров, про который говорится в ответе – его нет, потому что за ЖК у ратуши недавно открылась сквозная дорога – выезд на Кирочную улицу".
Власти Петербурга не считают необходимым сохранять покрытие из брусчатки и остатки железнодорожных путей из-за того, что примеров сохранившегося мощения недостаточно для всего переулка, а рельсы, по которым все равно не ходят трамваи, не имеют смысла.
Активисты намерены отправить еще одно письмо вице-губернатору Игорю Албину с просьбой все же сохранить рельсы как часть исторического облика города и восстановить брусчатку лишь в определенных местах, согласно концепции.
Сами жители Дегтярного переулка поддерживают инициативу. Как сообщают общественники, люди практически единогласно подписывались под проектом, даже водители говорили: "Я не хочу, чтобы тут ездили машины".
"Одна женщина только возразила: "Какие рельсы, – говорит, – XXI век!" Но когда мы ей объяснили, что это за место и почему, она отошла с задумчивым лицом", – вспоминает Ирина Павлова.
В планах активистов – установка памятника инженеру Фёдору Пироцкому, который первым в мире разработал трамвай на электрической тяге и "тестировал" изобретение как раз в Дегтярном переулке. Общественники надеются на сотрудничество с властями, но пока ответы чиновников больших надежд в них не вселяют.