ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 11 июля 2005, 16:41

Они не ковбои

Петербургский парламент после долгого рабочего года ушел на летние каникулы. Депутатам есть, чем гордиться за истекший парламентский год они приняли 160 законов Санкт-Петербурга, 128 постановлений и 78 решений. Несколько меньше, чем в прошлом году, но цифра внушительная. Нет заметных различий и в других показателях работы Собрания по сравнению с прошлым годом. Парламентарии чаще обращались к президенту и реже к главе Совета Федерации, чаще выходили с законодательными инициативами в Государственную Думу, но реже преодолевали губернаторское вето. Сравнивая только статистические показатели, о прошедшем годе нельзя сказать ничего особенного ни плохого, ни хорошего. Но сухие цифры статистики редко отражают реалии жизни (именно поэтому чиновники так любят подменять отчет о результатах работы отчетом о цифрах). Вот и в случае с петербургским ЗакСом за убаюкивающими цифрами кроются качественные изменения, произошедшие в парламенте.

Описать эти изменения просто парламент признал главенство над собой исполнительной власти и готов работать с ней на правах младшего партнера. В том, что дело обстоит именно так, не сомневается ни один наблюдающий за деятельностью Собрания человек. Для того, чтобы убедиться в истинности этого тезиса, достаточно посмотреть на список законов, принятых парламентом в прошедший год. Законы О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге, внесение изменений в Устав города, очередное повышение тарифов ЖКХ, отмена целевых программ все эти решения, которые в прошлые годы были бы если не заблокированы, то серьезно изменены, в прошедшем году приняты парламентом практически без обсуждения.

Интересно, что воля Смольного для законодателей сегодня выше, чем даже собственные интересы. Наиболее показательна тут судьба закона О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. За закон, который большинству депутатов Собрания очевидно невыгоден, это самое большинство послушно проголосовало. Попутно проигнорировав результаты соцопроса петербуржцев, который однозначно показал неприятие большинством избирателей системы партийных списков, парламентарии радостно выкопали яму, в которую им и предстоит упасть в 2007 году. Конечно, голосовавшие за закон депутаты выражают уверенность в том, что им обязательно найдется проходное место в списке. Но способность, например, Единой России набрать почти 50% голосов, необходимых для проведения в парламент 23 депутатов, весьма сомнительна. И вряд ли искушенные в политических играх питерские законодатели не понимают этого. Значит, нынешние парламентарии рассчитывают либо выслужиться перед заведующей выборами исполнительной властью, либо уже готовят себе почву для ухода из ЗакСа (чему хорошие отношения с городской администрацией тоже не повредят).

Ради этой цели депутаты готовы пренебрегать не только приличиями (а как иначе назвать четырехкратное изменение Устава в течение 3-месяцев?), но и самой законностью. В известном противостоянии Смольного и Уставного суда ЗакС по первому свистку занял вполне определенную позицию, внеся сомнительные изменения в соответствующие законы. Теперь эти изменения удостаиваются критических замечаний юристов и наверняка будут оспорены в судах.

Но дело даже не только в постоянном принятии выгодных Смольному законопроектов и отклонении невыгодных. Показательны и изменения в технической стороне деятельности Законодательного Собрания. Высказывание Бориса Грызлова Парламент не место для дискуссий! теперь в полной мере можно отнести не только к Госдуме, но и к парламенту Северной столицы. Серьезные дискуссии разворачиваются в зале заседаний петербургского ЗакСа все реже депутаты безучастно слушают выступления оппозиционеров из Демократической фракции, а затем голосуют, как надо. Впрочем, голосуют - это громко сказано, ведь при принятии решений в зале редко находится больше трети депутатов. За коллег голосуют координаторы фракций, что, строго говоря, противоречит регламенту и может послужить поводом для отмены любого решения Собрания.

Сами парламентарии оправдывают такое положение дел согласованием законов и решений на стадии проектов в рабочих группах и комиссиях Собрания. Но, во-первых, есть серьезные сомнения в том, что на комиссиях законопроекты действительно подвергаются критическому разбору. В последнее время решение рекомендовать тот или иной закон к принятию или отклонению зачастую принимается путем сбора подписей депутатов, входящих в комиссию. А на рабочих группах редко можно увидеть смольнинских чиновников из числа принимающих решения, чаще позицию исполнительной власти доносят до депутатов второстепенные бюрократы. Во-вторых, парламентское обсуждение законов ценно своей публичностью, и разбор в рабочих группах, мягко говоря, неравноценная замена.

Но депутатов, похоже, не слишком беспокоит сохранение парламентских традиций. Судя по публичным высказываниям, парламентарии склонны искать не выход из сложившейся ситуации, а оправдание существующей. Остается под вопросом, стоит ли содержание такого, по меткому выражению коллеги, законоутвердительного органа полумиллиарда рублей в год?

P.S.: Депутат Владимир Еременко в свое время образно описал ситуацию с парламентом: Исполнительная власть необъезженная кобылица, которая постоянно норовит сбросить с себя седока власть законодательную. В этих терминах нынешняя деятельность ЗакСа, должно быть, выглядит так: седок курит в сторонке, не пытаясь не то что пришпорить, а даже подойти к лошади.


Степан ЖЕЛУДКОВ

Степан Желудков


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама