ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 сентября 2017, 20:31

"Депутатский корпус погиб и плохо пахнет"

18 сентября 2017 года исполняется год шестому созыву Законодательного собрания Петербурга. По итогам прошлых выборов оппозиционеров в парламенте стало меньше, за год прибавилось казарменной дисциплины, а самыми запоминающимися событиями стали скандалы с галстуками и неразрешенный пока вопрос с передачей Исаакиевского собора РПЦ. Депутаты и политологи рассказывают, что поменялось в жизни Мариинского дворца за это время.

Подавляют большинством

В шестом созыве Законодательного собрания Петербурга из 50 депутатских мандатов 36 заняты представителями "Единой России" плюс три депутата от ЛДПР, традиционно являющейся филиалом партии власти в парламенте Петербурга. Это 80% от общего числа депутатов. Для сравнения, по итогам выборов 2011 года единоросов в парламенте было всего 20 человек.

В парламент шестого созыва также попали по три представителя от ЛДПР (раньше было пять депутатов) и КПРФ (вместо семи). Больше всех потеряла "Справедливая Россия" (в пятом созыве была второй по численности фракцийей с 12 депутатами), оставшаяся с тремя парламентариями. В шестом созыве в состав прошли еще Партия Роста в лице Максима Резника, Сергея Трохманенко и Оксаны Дмитриевой и Михаил Амосов и Борис Вишневский от "Яблока" .

Большинства у оппозиции не было и в прежнем созыве ЗакСа, и решения партии власти в большинстве случаев проходили без существенных помех. Сейчас  немногочисленным представителям других партий приходится демонстрировать свои оппозиционные навыки за пределами Мариинского дворца. В таком парламенте оппозиции не удается добиться практически ничего – говорят сами оппозиционеры.

- Шестой созыв от пятого отличается очень серьезно в худшую сторону. В ситуации, когда в Законодательном собрании 36 депутатов от "Единой России" и еще трое практически неотделимых от них депутатов ЛДПР, они избавлены от необходимости с кем-либо договариваться для принятия решений. Это естественно сказывается на законодательном процессе. Если раньше иногда удавалось чего-то добиться оппозиции, то теперь нет, - высказал свое мнение в беседе с ЗАКС.Ру лидер фракции "Яблоко" Борис Вишневский.

Вишневский напомнил, что в прошлом созыве, например, его коллеге Александру Кобринскому удалось провести поправку, которая меняла систему распределения депутатских мандатов. Метод, применявшийся и ранее, заключается в особой сложной системе подсчета голосов (метод Империали прим. ред.). Она дает дополнительный мандат партии, занявшей первое место при голосовании по спискам. Поправка Кобринского не без труда, но была принята. Эти правила, как считается, лишили "Единую Россию" существенных привилегий. Впрочем, результаты выборов 2016 года показали, что способы получения преференций у партии власти неограниченны.

- Сейчас же невозможно ничего, - признает Вишневский.

В отличие от лидера фракции "Яблоко", депутат Максим Резник более оптимистично смотрит на действующий созыв и результаты первого года его работы. Представитель Партии роста также считает, что в целом ситуация в парламенте изменилась лишь в худшую сторону и "монопартийность" позитивной быть не может.

- Но свои базовые преимущества питерский ЗакС сохраняет. Это профессиональный парламент, и в отличие от многих субъектов РФ у нас есть реальная парламентская оппозиция, - уверен Резник.

По мнению Резника, одной из основных задач депутата является донесение позиции его избирателей, даже если на принятие решений она не повлияет.

- Когда ты выступаешь с трибуны, ты обращаешься не только к тем, кто уже заранее решил нажать кнопки иначе, чем ты. Это в каком-то смысле часто метания бисера. Но голос должен звучать, - уверен Резник.

Однако Борис Вишневский уверен, что право слова в парламенте не имеет былой силы: "Можно выйти на трибуну и сказать, но не будет никакого обсуждения. Даже не будут возражать, просто откажутся голосовать".

Демократизм "Единой России"

Любопытно, что единорос Сергей Соловьев считает, что демократизм парламента заключается в праве высказываться всем, даже оппозиции.

- Мы можем слышать их мнения, высказывания. Парламент у нас демократичный и сохранил свой статус в этом смысле. Мы готовы слышать мнения разных объединений, - рассказал Соловьев ЗАКС.Ру.

Впрочем, о том, чтобы действительно учитывать эти мнения и высказывания при принятии решений Соловьев речи не вел. Вице-спикер Законодательного собрания прямо говорит, что если в прошлом созыве "Единая Россия" была вынуждена сотрудничать с оппозиционными депутатами, то сейчас эта обременительная обязанность практически отпала, хотя различные мнения все еще звучат и могут быть услышаны.

- В прошлом созыве не было абсолютного большинства, нам приходилось договариваться с другими партиями. Теперь "Единая Россия" может принять любой закон большинством. Эта так называемая легкость одновременно становится и большой ответственностью. Решения, которые мы принимаем большинством, теперь только наша ответственность. Нам не на кого сваливать просчеты в своей работе, - рассказал Соловьев в беседе с ЗАКС.Ру.

Вице-спикер также отметил, что в "эффективном и работоспособном", по его мнению, парламенте ни одно решение не принимается без обсуждения на комиссиях, где присутствуют представители разных взглядов. Однако Борис Вишневский на это ему готов возразить: "Ситуация с комиссиями и рабочими группами стала гораздо хуже. В них сведено почти на нет представительство оппозиции. Хотя раньше соблюдался баланс. Сейчас заботиться об этом перестали". Пример тому - демонстративное невключение яблочника Михаила Амосова ни в один рабочий орган собрания.

Отсутствие оппозиции и открытых дискуссий заметил и заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Андрей Васильев. Сложившемуся сейчас единству мнений он не рад.

– Это не очень хорошо, – считает Васильев. – Слишком мало оппозиции, альтернативного мнения. Дело в том, что мускулы качаются, когда ты напрягаешься. Та же лягушка когда взбивает молоко, работает и получается сметана. В споре рождается истина. Это расхолаживает нас, депутатов, которые работают в правящей фракции, я считаю, что это не есть хорошо, хотя мы все вменяемые люди и стараемся в своей деятельности  быть последовательными.

Уменьшение количества оппозиции в парламенте привело к тому, что за прошедший год парламент "сработался в сплоченный коллектив", поделился своим наблюдением с ЗАКС.Ру Алексей Макаров, председатель комиссии по промышленности, предпринимательству и  экономике.

– Действительно можно подводить итоги, и комиссия моя, и все Законодательное собрание работают как часы, – рассказал Макаров ЗАКС.Ру. –  Стало меньше оппозиционных партий, но ведь история, как маятник: сначала в одну сторону, потом в другую.

Однако единорос уверен, "чем более широко в парламенте представлены разные точки зрения, тем лучше". Несмотря на то, что в шестом созыве оппозиционных депутатов немного, они, по мнению Макарова, представляют самые разные взгляды.  

Выход за рамки

В парламенте шестого созыва инициативы оппозиции обречены. Собеседники ЗАКС.Ру напоминают про исчезновение института поименного голосования, провал попыток отмены поправки БФК – все блокируется абсолютным большинством единоросов.

Тем не менее, ни Вишневский, ни Резник опускать руки не намерены. Депутаты Партии роста и "Яблока" в беседе с ЗАКС.Ру оба отметили, что интересы своих избирателей теперь они отстаивают не только в ЗакСе, а на улице – в прямом смысле слова. Во время конфликта вокруг передачи Исаакиевского собора парламентская "казарма" "Единой России" во главе с Вячеславом Макаровым открыто выступала за передачу храма РПЦ. Оппозиционные депутаты вместе с протестующими петербуржцами выходили на массовые митинги против.

- Безусловно, позитивный момент прошлого парламентского года - "Исаакиевская победа". Используя спортивную терминологию: завершился первый тайм, и счет 1:0 в пользу горожан, - отметил в беседе с ЗАКС.Ру Резник. - Мы не смогли воспрепятствовать обращению ЗакСа о том, что собор нужно передать к пасхе, в силу арифметического превосходства наших оппонентов. Но когда мы не можем отстоять свою позицию в парламенте, мы вынуждены выходить за его пределы. Сейчас нам запрещают встречи с избирателями, лишают гайд-парка, – идет закручивание гаек. Но даже в такой соляной кислоте мы можем добиваться каких-то результатов.

Герцог Мариинский, или спикер парламента

Пессимистичные прогнозы экспертов после объявления итогов выборов 2016-го года сбываются с удручающей точностью. Оппозиционные депутаты обращают внимание на то, что нельзя было ожидать демократических настроений в парламенте, избранном при таком количестве нарушений и конфликтов.

- Это Законодательное собрание - прямое следствие фальсификаций и изменения системы выборов, при которой буйствовал административный ресурс, - считает Вишневский.

- Надо иметь в виду, что результат, который мы получили в итоге смешанной системы выборов, не только заслуга "Единой России", но и оппозиции. Ведь оппозиция, к сожалению, на выборах не столько боролось с "Единой Россией", сколько между собой. Я бы хотел, чтобы на губернаторских выборах Партия роста, "Яблоко", "Справедливая Россия" выдвинули бы единого кандидата. Определенно надо объединяться на муниципальных выборах, - уверен Максим Резник. 

Результаты выборов прошлого года, закрепившие 36 мест за единоросами, привели и к еще одному значительному изменению в парламенте Петербурга – к росту влиятельности председателя ЗакСа Вячеслава Макарова.

Депутат от "Единой России" Андрей Анохин, к примеру, считает, что профессионализм Законодательного собрания большая личная заслуга спикера.

– Наш председатель Вячеслав Серафимович Макаров сделал наш парламент одним из самых знаковых в Российской Федерации. На него смотрят, на него ориентируются. Это парламент, который является центром парламентской деятельности. Заслуга эта - нашего председателя.

- Полномочия председателя ЗакСа не изменились, но его влияние увеличилось, - считает Борис Вишневский. - Теоретически такое количество голосов поддержки - это возможность преодолеть вето губернатора при необходимости. При этом раскладе сегодня председатель Законодательного собрания как минимум не менее весомая фигура, чем губернатор. А в чем-то может и более весомая.

Политологи видят воинскую дисциплину

Отмечают изменения в статусе Макарова и политологи.  Александр Конфисахор считает, что спикер получил в этом созыве гораздо большую власть, чем в предыдущем.

– Установилась воинская дисциплина. Я уж не говорю о последнем случае с галстуками, который если и не считается верхом глупости, то все же очень показателен, - поделился мнением с ЗАКС.Ру Александр Конфисахор. - Раньше у спикера не было такого влияния, такого большинства. Раньше ему приходилось настраивать какие-то конструктивные отношения с другими партиями, а сейчас в этом нет никакой необходимости. Он делает то, что считает нужным. Он такой человек, считает, что все должны ходить в форме. Костюм, галстук, цвет трусов, носков. Это все регламентируется, с точки зрения гипократии совершенно логично.

По мнению политолога, шестой созыв от пятого в целом отличается принципиально.

– Тот созыв был намного интересней, это факт, - считает он. - А этот - требует от депутатов соблюдения дресс-кода, это значит, что депутатский корпус как некий психологический тип, как носитель власти погиб и теперь даже плохо пахнет. Казалось бы, и раньше хуже некуда, но выяснилось, что нет предела. За год в этом созыве не было ничего интересного, кроме глупостей, которых сделано огромное количество. 

Конфисахор назвал нонсенсом ситуацию, которая сложилась, когда ЗакС не одобрил референдум по вопросу передачи Исаакиевского собора и вынудил оппозиционных депутатов подавать в суд на их же парламент. 

Каких-либо перспектив и надежд на исправление ситуации политолог не видит: "Как можно горбатого исправить? Горб можно вырезать, но шрамы останутся, и все будут знать, что он горбатый".

Политтехнолог Олег Ведутов согласен с Конфисахором в том, что дисциплина в городском парламенте сильно ужесточилась

 – Что интересно, данный тренд задан Госдумой и поддержан в Петербурге, – рассказал Ведутов ЗАКС.Ру. – Причем здесь он принял  максимально жесткий характер. Эта история с галстуками, эта жесткая дисциплина и построение поведения именно в Законодательном собрании, наверное, самая яркая иллюстрация отличий.

При этом, по его мнению, на законодательной работе парламента изменение состава не сильно отразилось. По его словам, когда в 2011-2016 годах оппозиции было больше, она не была более влиятельной и на принимаемых решениях это не отразилось. Ведутов считает, что в этом моменте "система сильнее отдельных людей".

Кроме того, политолог отметил, что раскол появился в самой "Единой России".

– Например, сегодня Анохин попросил проверить слова Милонова на экстремизм, – рассказал Ведутов. – Это резкое отличие от прошлых созывов,  я такого не припомню. Притом, что у них нет открытого конфликта, это какая-то  внутрипартийная дискуссия, которая выплеснулась сейчас.

О том, что споры идут и внутри "Единой России", говорил и сам Анохин. Он подчеркнул, что председатель парламента Вячеслав Макаров понимает необходимость таких дискуссий и "дает каждому депутату раскрыть свой потенциал".

Ведутов назвал подобные дискуссии "позитивной историей, благодаря которой "Единая Россия" выглядит более живой, более человечной".

– У "Единой России" нет больших возможностей для критики, потому что там очень высокая внутрипартийная дисциплина, - рассказал политтехнолог. - Если они будут открыто критиковать, то это будет не очень хорошо выглядеть. Но выделяться на этом фоне как-то надо, надо как-то получать паблисити, ну и вообще, они же живые люди.

 

 

Мария Кольцова, Наталья Гончарова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама