ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 февраля 2018, 22:00

Рекламный "баттл": Серезлеев увидел за претензиями к себе "просто эмоции"

Обсуждение кризиса рынка наружной рекламы на круглом столе в московском пресс-центре "Росбалта" 7 февраля прошло на повышенных тонах. Произошло это из-за того, что на мероприятии неожиданно появился глава петербургского комитета по печати Сергей Серезлеев в сопровождении "свиты" из руководителей выигравших скандальный конкурс компаний Russ Outdoor, "Постер" и "Реклама-Центр". Хотя организаторы встречи действительно приглашали участников рынка и представителей органов власти, но это выглядело больше формальными требованиями жанра – круглого стола; обычно оппоненты крайне редко пользуются таким приглашением. Ожидалось, что несогласные с ситуацией на рынке "наружки" просто озвучат претензии к комитету по печати и разойдутся. Однако внезапный петербургский "десант" Серезлеева (даже сам его факт) вдруг показал, что в кругу победителей царит отнюдь не олимпийское спокойствие и хладнокровие. Парадоксальная ситуация: времени с момента подведения итогов конкурса проходит все больше, а страсти не только не затухают, но разгораются с новой силой.

Участники рынка, пытавшиеся задать свои вопросы председателю комитета по печати Сергею Серезлееву, не получили конкретных ответов о причинах уничтожения их бизнеса и уклонения Смольного от исполнения предписания ФАС.  Чиновник цитировал собеседникам официальные данные и решения судов и уверял, что "не заводит рака за камень". Все озвученные проблемы рынка получили от Серезлеева один вердикт – "Это эмоции".

Уже несколько лет сектор наружной рекламы Петербурга погружен в скандалы и нестабильность.  Более четырех лет не проводились конкурсные процедуры, которые должны были определить операторов городского рынка рекламы и урегулировать эту сферу бизнеса. Когда же конкурс был объявлен, оказалось, что значительная часть компаний не может принять в нем участие, либо не имеет шансов выиграть у крупных игроков и давних партнеров Смольного.  Многочисленные жалобы на торги рассматривались в региональной и Федеральной антимонопольной службе. Предписание последней по устранению нарушений закона о конкуренции Смольный проигнорировал и подал на надзорное ведомства в суд. Первая инстанция была проиграна, результаты торгов так и не были отменены.

На круглом столе 7 февраля игроки рынка наружной рекламы получили редкую возможность обсудить ситуацию лично с главой комитета по печати Сергеем Серезлеевым. Уникальной эта встреча стала также и потому, что на ней присутствовали как победители скандальных торгов (представители компаний Russ Outdoor и "Постер"), так и те, чей бизнес оказался под угрозой банкротства из-за политики Смольного.  На встрече также присутствовали депутаты Государственной думы Михаил Романов, Михаил Емельянов и Александр Ющенко.

2.jpg (72 KB)

Конкурс для своих

По-мнению многих участников рынка, Смольный организовал конкурс таким образом, чтобы под критерии отбора попадали только крупные "аффилированные с чиновниками" компании. "По результатам проведения конкурсных процедур в наш адрес обращались многие компании, которые не смогли принять участие в конкурсе. Все жалобы сводились к тому, что комитет по печати не давал им такой возможности", - рассказала Мария Михеева, советник президента Ассоциация наружной рекламы "Национальный рекламный стандарт".

Свою версию причин завышенных требований к участникам торгов предложил Игорь Коренков, руководитель межрегионального профсоюза по поддержке малого и среднего бизнеса "Наше право": "Монополизируется политический рынок рекламы. Мы и раньше с этим сталкивались и не могли разместить каких-то кандидатов на щитах. Но ограниченное количество компаний, как мы подозреваем, имеет какой-то сговор со Смольным. И они не позволят нам разместиться. А скоро выборы президента, потом другие выборы".

Как человек, который заказывал размещение политической рекламы высказался депутат от КПРФ Александр Ющенко. "Во всех регионах малый и средний бизнес всегда ущемлен неким бизнесом, который аффилирован с властью. В Казани, когда приезжает президент России, всегда завешивают нашу рекламу, - рассказал он. - Если бы был честный конкурс, а рекламодатели не были под указкой власти, то такого бы не было".

Эту версию Сергей Серезлеев сразу отмел, напомнив, что сейчас в Петербурге висят агитационные плакаты кандидатов в президенты Владимира Путина, Бориса Титова (Партия роста), Павла Грудинина (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР).  Впрочем, еще в недалеком прошлом оппозиционеры жаловались на отказы в размещении своих баннеров. Так, избиравшийся от "Парнаса" Андрей Пивоваров заявлял в июле 2016 года, что компания "Реклама-Центр" не позволила ему вывесить свою агитацию. Заметим, "Реклама-Центр" по итогам торгов 2017 года получила лоты на 1,36 млрд и на 51 млн рублей.

Позицию коллег в том, что конкурс был проведен "для своих" поддержала заместитель директора рекламного агентства "Стоик" Татьяна Сергевнина.  "Лоты были сформированы так, что они были подогнаны под существующие адресные программы, которые принадлежат определенным компаниям. И это неокупаемые лоты. У меня нет претензий к победителям конкурса. Это очень административно-зависимый бизнес, и в нем тяжело", - считает она.

"Слова об ущемлении прав предпринимателей – эмоциональные. Конкретики я не услышал", -  отмел обвинения в свой адрес Сергей Серезлеев. И это был только первым его упрек в излишней эмоциональности собеседников. На протяжении всего обсуждения Серезлеев называл "эмоциями" любые нелицеприятные факты и мнения от участников круглого стола.

"Попрошу вас удалить с совещания"

Особенно болезненным этапом подготовки к торгам для петербургских операторов рынка наружной рекламы стал принудительный демонтаж рекламоносителей.  В 2015 году губернатором Петербурга Георгием Полтавченко был объявлен мораторий на демонтаж наружной рекламы до проведения конкурсных процедур. Однако комитет начал снос конструкций еще до торгов.

1.jpg (81 KB)

Серьезным ударом демонтаж стал для рекламного агентства "Стоик". Эта компания специализировалась на малом формате рекламоносителей – линзах. Смольный полностью исключил этот вид их схемы рекламы города. "Мы компания, которая отработала на рынке наружной рекламы больше 20 лет. В мае-июне 2017 года мы перестали существовать на рынке. Мы готовились к конкурсу и хотели в нем участвовать, но у нас не было возможности в нем участвовать", - рассказала Татьяна Сергевнина из "Стоика". Все 370 линз этой компании были демонтированы, что фактически означает ликвидацию бизнеса для них. "Их пилили по-бандитски по ночам", - описала Сергевнина демонтаж.

При этом, в "Стоике" уверены, что снос проводился только у неугодных операторов. "Прошло уже полгода с итогов конкурса. Одна из его целей - якобы привести центр в соответствующий вид. Но на сегодняшний день у нас список рекламоносителей, которых в схеме нет, но они продолжают стоять, - заявила топ-менеджер компании. - Насколько я понимаю, за них идет оплата по землепользованию. Это какая-то двойная бухгалтерия. Насколько я понимаю, в других регионах не было такого, чтобы все носители какой-то фирмы демонстрировали, но продолжали стоять не включенные носители другой фирмы".

Поддерживают "Стоик" и в Ассоциации "Национальный рекламный стандарт". По их подсчетам, В Петербурге  более 600 конструкций, не включенных в схему, но эксплуатирующихся. "Люди получают за них миллионы рублей. Операторы платят за свои незаконные конструкции городу фактическое пользование, а это копейки по сравнению с тем, что должны платить победители конкурса. Комитет по печати в вашем лице создал ситуацию, когда у нас есть белый бизнес и есть люди, которые эксплуатируют конструкции, но платят в десятки раз меньше", - заявила Мария Михеева.

Плата за фактическое землепользование с операторов наружной рекламы взималась с 2013 по 2017 год.  В отсутствии конкурсных процедур и возможности законно вносить средства в городскую казну в этот период Смольный договорился с рекламщиками жить "по понятиям", как называли это участники рынка.

Слова Михеевой очевидно не были по вкусу Сергею Серезлееву. Несколько раз за время круглого стола чиновник повышал на нее голос и даже пригрозил ее выгнать. "У вас образование не позволяет вести себя достойно? Я попрошу вас удалить с совещания", - пригрозил Серезлеев, которому вероятно почудилось, что он в своем кабинете в Смольном. 

"Убил бизнес? Не понимаю, о ком вы говорите"

Своим мнением о ситуации поделился депутат Госдумы Михаил Емельянов: "Практически во всей стране незаконные конструкции снесены. Кроме Петербурга. По моим данным, порядка 500 конструкций стоят и их не сносят. Не знаю, платят ли они за это. Это вопиющее нарушение законности. Я не сторонник привлечения прокуратуры, но какие-то действия должны быть предприняты".  Депутату Госдумы грозить удалением "с совещания" Серезлеев в ответ не стал.

Чиновник попытался утешить представительницу компании "Стоик", напомнив, что сносились и носители других операторов. По данным Серезлеева: 

3.jpg (73 KB)

Татьяну Сергевнину оторванные от контекста цифры не утешили.  "В Петербурге есть пословица: завести рака за камень. Это сейчас и происходит, - оценила она чиновничий ответ Серезлеева. -  Можно приводить примеры, что у "Рекламы-центр" демонтировали сотню конструкций. От их общего числа – это 8 %, думаю. А у нас снесли 100% носителей".

"Здесь опять больше эмоций, чем конкретики. Вам предоставлялись возможности участвовать в торгах.  Мы заинтересованы, чтобы рынок был стабилен, и мы получали деньги. Если у вас их больше нет….  Эмоции хороши, но давайте сошлемся на документы. Вы подали на нас в суд. Суд вам отказал. У суда претензий к нам нет. Рака за камень я не завожу, я апеллирую к судебным решениям", -  ответил Серезлеев после недолгой, но громкой перепалки, кто же из оппонентов "заводит рака за камень".

Чиновника поддержал единорос из Госдумы Михаил Романов: "Это меняет ситуацию, если есть решения". Хотя в начале встречи он радушно предлагал всем ущемленным в правах участникам рынка направить жалобы ему, чтоб он мог депутатскими запросами поспособствовать урегулированию ситуации.

 "Лесоруба запустили в мебельный магазин! Чем вы хвастаетесь? – возмутился словам Серезлеева Игорь Коренков. - Вы уничтожили рынок, а говорите о каких-то результатах. Мы как профсоюз боремся за то, чтобы люди зарабатывали. А вы ставите палки в колеса. Вы как вредитель поступаете. Вы людей лишили бизнеса!"

"В этом нет конкретики. Реплики эмоциональные. Убил бизнес? Не понимаю, о ком вы говорите", - парировал Серезлеев.

Власть противоречит власти

В Арбитражном суде Москвы 27 февраля будет рассмотрен иск Федеральной антимонопольной службы России о признании недействительными договоров, заключенных по итогам торгов по наружной рекламе. Надзорное ведомство признало чиновников Смольного нарушителями ч. 3 ст. 17 закона о защите конкуренции и постановило изменить конкурсную документацию и провести конкурс заново. Однако предписание не было исполнено, а комитет Серезлеева пытается оспорить его в суде.

"Комитет по печати принял принципиальное решение игнорировать предписания и тем самым поставили под сомнение квалификацию антимонопольной службы. Ситуации, когда власть противоречит власти – абсурд. Таким образом, власть Санкт-Петербурга практически позорит себя на всю страну, судясь с ФАС", - считает Мария Михеева из Ассоциации "Национальный рекламный стандарт".

Сергей Серезлеев абсурдности ситуации не видит. Он считает судебные тяжбы обычным делом. Позиция же ФАС чиновнику кажется нелогичной. "В предписании нам предложили исключить все критерии за исключением цены. А мы хотели понимать, что за компания, с какой историей, с какой прибылью будет работать с нами 10 лет. Вы воспользовались своим правом и оспорили в суде предписание. Мы были удивлены решением федерального ФАСа", - заявил он.

кц3кцуеу.jpg (79 KB)

Депутат Михаил Романов тоже не считает ФАС абсолютным авторитетом в области защиты конкуренции. "Иногда ФАС бывает неправ, - поделился мнением единорос. -  Требования бывают избыточны, ФАС не учитывает региональные особенности. Суды иногда ФАС проигрывает, что подтверждает, что ФАС может ошибаться".  Однако его коллега по Госдуме Михаил Емельянов в весомости решений антимонопольной службы не сомневается. "Игорь Артемьев (глава ФАС России – прим. ред.) не тот человек, который цепляется по пустякам, - убежден депутат. - Если есть вопросы, значит, они есть. Давайте эту тему закроем и проведем нормальные процедуры".

По сути ФАС предлагает Смольному распределять рекламные места через аукцион, а не конкурс. Участники круглого столы позицию антимонопольщиков поддерживают, считая это более честным способом отбора операторов. В частности Мария Михеева обратила внимание на то, что во многих регионах с 2015 года власти переходят проведение аукционов для рекламщиков. На попытки Михеевой привести конкретные примеры, Серезлеев только повторял: "Это эмоции, это эмоции, это эмоции…".

В завершении круглого стола участников спросили, возможно ли достичь компромисса при таком накале и радикально разных взглядах. Сергей Серезлеев в своем ответе ярко продемонстрировал свое мнение об участниках дискуссии и всех их словах и жалобах: "К сожалению, вы не предоставили слова реальным участникам рынка". Таким образом, чиновник исключил своих собеседников из рекламного бизнеса Петербурга. Под "реальными участниками рынка" Серезлеев имел в виду только победителей скандальных торгов.

В качестве слушателей, но не участников круглого стола, за спиной чиновника сидели Жан Эммануэль де Витт, управляющий директор Russ Outdoor, Кирилл Опарин, президент Ассоциации наружной рекламы Петербурга и глава компании "Постер", Максим Черняк, гендиректор компании "Реклама-Центр", и Елена Михайлова, президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций России. Позиции коллег-участников круглого стола им явно были не близки.

"То, что сейчас происходит в рамках круглого стола – дискредитация работы органов власти и победителей торгов", - заявила Михайлова.  А, по мнению Жана Эммануэля де Витта, если следовать предложениям участников мероприятия и соблюдать интересы малого бизнеса "вы сломаете индустрию, и никакого круглого стола не будет". 

Ни компромиссов, ни решений предложено во время встречи не было. Участники конфликта, спустя столь долгое время впервые встретившиеся вместе, скорее, выпускали пар. Более конструктивное обсуждение проблемы депутат Михаил Романов предложил провести на уровне Госдумы "скорее всего, в апреле".Суды комитета по печати с ФАС России, возможно, поставят точку в споре раньше – иски будут рассмотрены 20 и 27 февраля в Арбитражном суде Москвы. 

Наталья Гончарова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама