ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 февраля 2018, 20:31

Не выходи из комнаты и получи 25 суток ареста

Дело Артема Гончаренко, которого петербургский суд наказал за демонстрацию "желтой утки" из окна квартиры, дает возможность приравнять к незаконной массовой акции любое семейное застолье в собственном доме, считают правозащитники и рекомендуют "задергивать шторы", чтобы защитить свою частную жизнь. Обвинения в адрес арестованного на 25 суток активиста собеседники ЗАКС.Ру называют  "абсурдными" и говорят, что таким образом отечественное правосудие "пробило новое дно".

Наблюдение наказуемо

Днем 28 января во время объявленной политиком Алексеем Навальным акции "Забастовка избирателей" полицейские окружили один из домов на Тверской улице в Петербурге. По словам участников движения "Весна"***, сотрудники правоохранительных органов ждали, когда из дома выйдут активисты, чтобы задержать их.

Таким образом, Артем Гончаренко и некоторые его товарищи не смогли выйти на улицу, чтобы прогуляться по городу с другими митингующими. Им пришлось остаться дома. Из окна квартиры они вывесили плакат с надписью "Полиция ждет нас" и флаг "Весны". Из соседнего окна показалась желтая надувная утка, которая стала символом протестов против коррупции после выхода фильма-расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального "Он вам не Димон" о тайных богатствах премьер-министра России Дмитрия Медведева. Тогда расследователи обнаружили на территории одного из особняков, где якобы периодически проводит время председатель правительства, домик для уточки.

ec8baa69-4d4f-4f20-bbfc-8b53a13336b5.jpg (78 KB)

Спустя почти месяц после событий января, полицейские задержали Артема Гончаренко на выходе из дома. 25 февраля активист собирался на митинг памяти Бориса Немцова. Вместо этого Гончаренко попал в отдел полиции, где и провел ночь, а днем 26 февраля участника движения "Весна"*** ждали в суде.

Смольнинский районный суд арестовал активиста на 25 суток. Как рассказала защитник Анастасия Буракова, Артему Гончаренко вменили два эпизода правонарушения. Согласно одному из них, он якобы участвовал в шествии протестующих на Тверской улице в Петербурге и выкрикивал лозунги, но, по словам защитницы, участие активиста в уличном шествии видеозаписями с места событий не подтверждается.

По словам адвоката и основателя организации "Команда 29" Ивана Павлова, наказания за участие в митинге без доказательств вины практиковалось и раньше, и этот сюжет в данном случае не так интересен, как второй эпизод, вменяемый Гончаренко.

Вторая сцена, как раз связана с появлением в окне одного из домов на Тверской улице символа антикоррупционных акций. По данным движения "Весна"***, в протоколе Гончаренко говорится, что   период времени с 14:45 до 15:10 28 января активист, находясь в окне на 4 этаже здания, участвовал в проведении публичного мероприятия в форме митинга.  

Защитник Гончаренко, Анастасия Буракова считает, что жилой дом - не публичное место, поэтому обвинение "само по себе абсурдно".

Пробито очередное дно

Правозащитник Иван Павлов, по его словам, удивлен такому повороту, когда "не надо никуда выходить, а только посмотреть в окно квартиры уже достаточно, чтобы получить срок за участие в несогласованном публичном мероприятии".

"Если с такой скоростью будет развиваться правоприменительная практика, то скоро любое мероприятие, проводимое дома, будет приравниваться к публичному. Если, например, занавеска не закрывает окно, и посторонние могут видеть, что происходит в квартире. Можно рукоплескать нашим правоохранителям в пробивании очередного дна", - с иронией отметил Павлов в беседе с ЗАКС.Ру.

По мнению Павлова, Гончаренко могли бы осудить только по первому эпизоду, не включая в протокол сцену с окном и надувной уткой.

"Вероятно, хотят расширить судебную практику, чтобы люди жили за закрытыми занавесками", ‒ предположил правозащитник.

Правозащитник Динар Идрисов придерживается другого мнения. Он считает, что место проведения акции и демонстрации протестной символики в виде плаката и надувной утки в данном случае не так важно. Хотя защитники и могут использовать в свою пользу тот факт, что активист находился на частной территории, а не на улице с митингующими.

По словам Идрисова, наиболее принципиальным моментом в этой ситуации является то, что участники мирной массовой акции не несут ответственности за участие в митинге, несмотря на то, согласован он или нет, тем более, что процесс согласования митинга носит уведомительный характер. По его мнению, решение суда ‒ политически мотивированно.

"Если процедура согласования не завершилась успешно, то ответственность за его проведение несет организатор, но при этом не снимается ответственность с государства в лице правительства Петербурга за обеспечение безопасности участников", ‒ поясняет Идрисов.

На акции 28 января, вспоминает Идрисов, как только мероприятие началось, полицейские стали обращаться к собравшимся. Полиция предупреждала митингующих о возможной ответственности в случае совершения правонарушения. При том, уточняет Идрисов, слов о прекращении мероприятия не было. Как уточнил Идрисов, у полиции нет полномочий требовать прекратить публичное мероприятие.

По словам Идрисова наказание за "участие в публичном мероприятии из окна квартиры" можно было бы считать справедливым только в том случае, если бы к активисту в квартиру пришел представитель комитета по вопросам законности и правопорядка и предъявил требования убрать средства наглядной агитации. При этом активисту должны были предъявить распоряжение о прекращении мероприятия. Только в этом случае, полагает Идрисов, надувную утку в окне можно было бы считать средством наглядной агитации, которое формирует общественное мнение.

Кстати, сам Динар Идрисов во время акции 28 января был жестоко избит неизвестными в подъезде дома на пересечении Тверской и Одесской улиц, куда он зашел, чтобы снять шествие протестующих. 

Изолировать активистов

Артем Гончаренко упоминался в обращении МВД по Петербургу и Ленобласти к начальнику центра "Э" полковнику Дмитрию Петрову, в котором запрашивались материалы дел активистов движения "Весна"***, сотрудников штаба Навального и других граждан, участвовавших в петербургской "забастовке избирателей" 28 января. Всего в списке значились 20 активистов, среди которых также оказались координатор "Открытой России" Андрей Пивоваров, лидер "Весны" Богдан Литвин, Дмитрий Мякшин, обвиняемый в "падении" на полицейского во время протестной акции, а также сотрудница штаба Алексея Навального в Петербурге Елена Мазовецкая, которую задержали в Петербурге 24 февраля. Суд оштрафовал активистку 25 февраля за участие во все той же "забастовке избирателей". 

25 февраля Андрей Пивоваров пожаловался, что заметил за собой слежку. "Я не параноик, но последние два дня явно ощущаю внимание к себе со стороны посторонних людей. Непонятные мужчины ходят со мной одним маршрутом, а во дворе дома стоит машина с заведенным мотором", - написал он, вернувшись домой после митинга в память о Борисе Немцове.

Депутаты Заксобрания из фракций "Яблоко" и Партии роста написали письмо начальнику ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергею Умнову с просьбой разобраться с возможной слежкой.

Сам Пивоваров в комментарии ЗАКС.Ру предположил, что арест Гончаренко и слежка могут быть связаны.

"Это политическое решение, я думаю. Можно говорить, что решение Смольного. Оно связано с тем, чтобы изолировать активных людей, которые могут заниматься наблюдением на период выборов, на 18 марта", ‒ полагает Пивоваров.

Другой фигурант списка, координатор "Весны" Богдан Литвин сообщил ЗАКС.Ру, что не заметил слежки за собой или других странностей. Литвин не исключает, что пока ему просто повезло, потому что в день, когда задержали Гончаренко, он вышел из квартиры на полчаса раньше него.

Депутат фракции "Яблоко" Борис Вишневский в беседе с ЗАКС.Ру напомнил, что Артема Гончаренко задерживали еще 28 января, но отпустили без составления протокола. Парламентарий заявил, что ему трудно комментировать такие случаи "отложенного наказания", которые не имеют к праву никакого отношения. Тот факт, что человека, который не успел выйти из дома, судят за участие в митинге, по мнению депутата - это абсолютный бред. 

"Мне понятно общее направление: стараются гражданам показать, что любая политическая активность, которая лежит не в русле действии властей, может быть наказана в любой момент", - заключил Вишневский.

Серафима Курдюбова


* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.

*** Движение "Весна" по решению суда от 6.12.2022 признано экстремистской организацией, его деятельность запрещена. Движение "Весна" также внесено в реестр незарегистрированных объединений - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама