ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 27 марта 2018, 18:20

Андрей Пивоваров: Власти показали себя жандармами

Вышедший из спецприемника после 25 суток ареста Андрей Пивоваров уже на следующий день был выбран председателем федерального движения "Открытая Россия".  Теперь в его планах развитие образовательных проектов и проведение муниципальных кампаний в Петербурге и регионах. ЗАКС.Ру поговорил с политиком о прошедших выборах президента, турнике в спецприемнике и перспективах объединения оппозиции. 

1-253.jpg (578 KB)

- В воскресенье вы были выбраны председателем "Открытой России". Как считаете, арест и его активное освещение в СМИ внесло свой вклад в репутацию и избрание?  

- Я, естественно, лучше бы провел эти 25 суток дома. Арест, конечно, не испугал особо, но все равно 25 суток это много. Это тяжело и физически и психологически. Я это никак в своей агитации не использовал. Минус был в том, что находясь под арестом, я никак не мог договариваться с коллегами о поддержке, труднее было общаться с регионами. А в медийном плане я бы наоборот хотел от этого отходить -  от имиджа "Открытой России" как людей, которых задерживают, на которых пытаются как-то надавить. Хотелось бы быть более презентабельными в глазах людей. Чтобы люди понимали, что мы - это не только аресты. Что проходят выборы, муниципальные кампании, образовательные программы... А с репутацией людей, которые только сидят под арестами - это тяжеловато.

- У вас уже есть конкретные планы по работе на ближайший год в качестве главы "Открытки"?

- Меня избрали конкурентно 6 голосов из 11. Пробовал выдвигаться на эту должность еще в прошлом году, и вот сейчас меня поддержали. У нас не лидерская организация, решения принимает совет, а председатель может каким-то образом предлагать свои идеи. Он занимается контактами с региональными отделениями, помогает с проектами.

29543099_10210643874404123_8538857817872681127_n.jpg (58 KB)Опыт, который был у нас в Петербурге, достаточно успешный, и я хотел бы развить его на другие регионы. Главная цель, которая у меня есть на этот год – это запустить гражданские проекты. В первую очередь мы говорим об образовательных проектах: у нас есть возможность проводить тренинги, семинары, для тех, кто хотел бы участвовать в общественной жизни региона.  Есть люди, которые более активны и с большим опытом, есть те, кто только пришел, и эти люди, может быть, и горят желанием, но еще не знают и не умеют правильно что-то делать. 

И вторая цель – это муниципальные выборы в Петербурге и регионах. Это тот момент, где мы можем достичь успехов, потому на федеральном уровне всегда все понятно. Там мы всегда наберем  какой-то маленький процент, но не потому, что мы плохо работали, а потому, что шансы не равны. А на муниципальном уровне мы можем помочь людям избраться, сделать их лидерами мнений. И нам крайне важно, чтобы уже сейчас, может быть через пару лет, появлялось как можно больше таких ярких людей, за которыми стоят конкретные дела, расследования, общественные кампании. Или это могут быть уже избранные депутаты, которые на своем уровне помогают людям.

А главная цель, которую я ставлю - это попробовать за 2-3 года нарастить большой капитал, потому что впереди у нас выборы 2021 года в Законодательное собрание, которые вряд ли удастся провести в том формате, в котором были предыдущие. Мы еще не знаем, кто будет на них выдвигаться, может быть, это будут активисты "Открытой России".  Мы бы хотели стать теми людьми, к которым тянутся, чтобы нас самих позвали и мы стали авторами кампании.

- С кем вы планируете сотрудничать? В Петербурге уже была встреча с Дмитрием Гудковым по будущим муниципальным выборам, и там присутствовали в частности вы и Партия Роста, а "Яблоко", воздержалось .

- Мы сотрудничаем с людьми. Мы собираем людей, которые готовы баллотироваться, а с кем они хотят выдвигаться, кто им будет помогать - это их выбор. Когда мы открывали проект, у нас присутствовали Партия Роста и, по-моему, "Справедливая Россия". "Яблоко" сказало, что поддерживает нас морально, но не сможет поучаствовать. И, по-моему, еще либеральный фланг. Мы готовы сотрудничать со всеми, у нас надпартийный проект.

- В Москве идея была в том, чтобы покрыть все участки. Готовы ли Петербург к объединению?  Может  опять быть так, что все начнут конкурировать,  и, к примеру, "Яблоко" начнет выставлять на один участок своих кандидатов в конкуренцию вашим.

- Я понимаю эту опасность, такое случается. Но у нас же не стоит цель набрать как можно больше людей и выставиться везде. Есть тяжелые участки, куда не стоит соваться - это, например, там, где военные училища.  А если будет конкуренция, если у нас есть сильные кандидаты, предположим "Яблоко" и КПРФ, мы можем поддержать друг друга. Либо показать, что есть разные достойные кандидаты, и сделать так, чтобы выбор у избирателей был не из 20 человек, а из 7, скажем. И все эти 7 человек, допустим, люди достойные, а избиратель сам решит, какая из программ ему ближе.

- А есть уже какие-то конкретные данные, цифры по кандидатам в муниципалы?

- Конкретных цифр не скажу, я не заходил на наш сайт с тех пор, как вышел. Но когда я садился, там было порядка 240 человек. И что меня радует, много новых лиц, много интересных, есть главы ТСЖ или хорошие IT-шники.   Мои коллеги проводили с ними встречи, мы всегда стараемся лично беседовать, чтобы понять, чем может быть  полезен человек, какие у него сильные стороны могут быть, какие слабые.   Известных мне активистов там человек 20-30. Мы назначили с ними большое мероприятие на середину апреля. 

- То, что вас назначили председателем движения, значит, что теперь в петербургском отделении будет выбран новый координатор?

- Да-да. Я не планирую терять связь с городом, особенно в рамках муниципального проекта я активно буду работать здесь. Но на федеральном уровне ответственность повышается и на этой неделе должны быть назначены выборы нового координатора. У нас много людей, хорошая команда я думаю, не станет проблемой выбрать нового координатора.

- Преемник есть?

- Нет,  у нас есть голосование совета, 12 человек. Голосованием выберем.

- Пока вы были в спецприемнике, образовалась новая партия Гудкова с Собчак, как вы относитесь к ее перспективам по России и конкретно в Петербурге?

- Мне кажется, это было громкое заявление. Надо посмотреть, как будут идти дела. Я так понимаю, что прицел новой партии, которая еще не была создана официально, это прицел 2021 года. Это три года вперед. Потому что когда все говорят о перспективах, то обычно это звучит как: вот есть партия и завтра выборы. Надо дожить эти три года.

Одна из самых главных проблем формирующейся партии – это соблюсти баланс. С одной стороны, они говорят о либеральных ценностях, о либеральной идеологии. С другой, они не столь жестки и не столь  радикальные как многие на либеральном фронте. Удастся ли им не потерять доверия либерального избирателя и не испортить свой имидж для людей, которые будут регистрировать, это вопрос. Но с другой стороны, партию надо оценивать не по началу, а по тому, что будет дальше. Гудкова я знаю как хорошего политика и создание партийного проекта им только приветствую.

- Не думаете, что Партия перемен  в Петербурге может перетягивать на себя инициативу и выставлять себя как главную оппозиционную силу?

1223455.jpg (123 KB)

- Во-первых, мы не партия, поэтому можем взаимодействовать со всеми, если это будет сильная оппозиционная структура. В Петербургском отделении есть люди, которые поддерживали штаб Навального, кто-то симпатизировал  Собчак. В демократическом фланге очень широкая палитра, поэтому надо посмотреть.

В Петербурге у них действительно есть потенциал, потому что в кампании Собчак были яркие активистские истории: экшн на снегу, это было интересно. Но иногда казалось, что федеральный центр на Петербург не так много усилий потратил, потому что наружной агитации, билбордов я не видел. Мне кажется, можно было вложить больше и получить больший процент, но с чем это связано, я не знаю.

- Есть мнение, что в Петербурге Партию Перемен мог бы возглавить Максим Резник, как вы к этому относитесь?

- Ну с партией это юридически невозможно, потому что он входит во фракцию Партии Роста. И если он вступает в другую партию, он потеряет мандат.

- Но теоретически лидером он может  быть, вы не боитесь конкуренции?

- С Резником мы не конкурируем, мы не прекращаем сотрудничество лет уже десять наверное.  Я всегда с ним общался,  мы помогаем друг другу во всех сложных ситуациях. Мы не конкуренты никакие, а соратники.

- А как вы думаете, как ваш арест и арест Дениса Михайлова, других сотрудников штаба, повлиял на процесс голосования в Петербурге?

- Может быть, они усложнили работу штаба, но в целом все задачи штаб решил и без руководства. Чиновники добились того, что в Петербурге говорили не о процентах Путина или агитации, а о том, что Смольный арестовывает активистов. Они настолько неуверенны в себе, что противодействуют оппозиции всем, чем могут. Показали аресты только слабость. Вместо того, чтобы сделать праздник из выборов, они показали себя жандармами.

Пока я был под арестом, мой адвокат Сергей Голубок подал жалобу в ЕСПЧ. И знаете, хорошо сделать так, чтобы суммы, которые присуждает ЕСПЧ, эти две-три тысячи долларов, шли не с государства, а прямо из карманов чиновников или коррупционеров, да еще и в десятикратном размере. Тогда бы у нас в стране лучше стали работать чиновники.

Вот Серов (имеется в виду вице-губернатор Константин Серов – прим. ред.) решил нас посадить всех, пусть он из своего кармана и платит. Мне кажется, он не обеднеет, для него несколько тысяч долларов не такие большие деньги. А бюджет порадуется.

- Вам удавалась следить за происходившим, за ходом выборов из спецприемника?

- По закону там можно было пользоваться телефоном 15 минут в день. Нас там было 10 человек. С утра в день выборов позвонил Гантварг (активист Илья Гантварг, 10 суток ареста – прим.ред.), рассказал нам, потом днем позвонил Кен (муниципальный депутат Даниил Кен, 5 суток ареста – прим.ред.), ему  рассказали обо всем этом содоме. А после подсчета уже позвонил я и рассказал всем, то есть даже все 10 звонков не пришлось использовать. 

Мы всегда обменивались информацией, ко мне приходил защитник Сергей Голубок, к другим задержанным их адвокаты, делились распечатками, газетами, что-то рассказывали. Газеты между камерами перекидывали.

- То есть на условия в "санатории"-спецприемнике вы не жалуетесь?

- Да, скучно там, грязно, но не скажу, что что-то ужасное. Есть еще такая история: там во дворике прогулочном есть все условия для курильщиков, стоят мусорные баки, чтобы окурки класть. А для занятий спортом условий нет. И вот мы планируем писать запрос в ГУВД, давайте инициируем установку турника во дворике для прогулок. Хорошая история была бы, если получится продавить. По закону они не обязаны так делать, но мы за свой счет можем. Будет такой наш вклад в спорт для административных задержанных.

- А в целом как вы оцениваете результаты выборов, особенно результат оппозиции? У Собчак 4,33%  и у Явлинского 3,18%.

- Я не считаю эти выборы выборами. Нам показали тот результат, который хотели. Но не будем расстраиваться -  никакого отношения к реальной борьбе это не имеет. У оппозиции, мне казалось, что результат будет выше. Петербург все-таки оппозиционный город. Но все это как гадание в спортлото, будет - не будет. В зачищенном информационном пространстве со срежиссированными дебатами и информационными поводами не надо говорить о предвыборной гонке и каких-то показателях.  То, что сегодня петербуржцы поддержали того или этого, абсолютно не дает реальную оценку электоральной перспективы.

- Учитывая события после выборов, особенно пожар в Кемерово и высылку дипломатов, что вы думаете о возможности дальнейших протестов?

IMG_9683.JPG (446 KB)

- С пожаром история жуткая и показательная. Сегодня будет акция памяти на Марсовом поле, но это, конечно, не политическое мероприятие, а акция солидарности, что очень хорошо.

По митингам, я думаю, что можно ожидать чего-то ко дню инаугурации. Я где-то читал в комментариях: "а почему нет больших протестов после выборов?" Потому что протесты должны быть не из-за того, что какие-то нарушения и фальсификации на выборах, а потому, что наш президент будет у власти 24 года. И я думаю, что это может вызвать отторжение и какую-то реакцию. Не знаю пока, насколько масштабными будут эти мероприятия, и как они будут проходить, но они могут быть.

- А что по поводу возможности арестов и задержаний?

- Я надеюсь, что они все уже успокоились и паранойя, в которой бились чиновники перед выборами: "всех закрыть, пересажать, никого не пущать" закончилась. Показательна тут история с Даниилом Кеном, которого перед выборами закрыли, а потом отпустили. Это говорит о том, что они свое отработали,  успокоились, получат себе мартовскую премию и поедут отдыхать в Куршевель.

- То есть в целом после выборов ситуация внешне успокоится?

- Я надеюсь, что будет такой же застой с периодическими вбросами глупостей от Госдумы, которые у нас всегда происходят. Скорее будет ухудшаться экономическая ситуация. Сейчас мы видим первые налоговые инициативы, я думаю, что это цветочки и будет что-то еще. То есть жить экономически будет сложнее. В федеральной политике будет застой, зато на низовом уровне: на региональном, муниципальном - можно будет развиваться и готовить почву для дальнейших действий.

- После выборов от активистов часто можно услышать:  "через 6 лет нас здесь не будет". Это временная поствыборная депрессия или все действительно могут уехать?

- Да нет такого. Во-первых, как говорил Немцов, почему мы должны валить, пусть они валят. Есть часть людей, которые планируют свое профессиональное развитие за границей, есть те, кто попадает под пресс в регионах, но большая часть все равно остается здесь.  Часть людей отойдет от политики, так бывает, когда люди загораются на кампании, а потом уходят. Но приходят новые, новый пласт, новое поколения. Мне, например, 36 лет. А некоторым сотрудникам штаба Навального 20-22. Кто-то уйдет, но придут новые. Это же не вопрос каких-то конкретных людей. Ситуация в стране не меняется, становится все хуже и хуже. И сама ситуация будет провоцировать на участие в политике и гражданских проектах. 

Беседовала Мария Кольцова /фото: АБН, ЗАКС.Ру


* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама