ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 11 сентября 2006, 13:52

Верноподданнический жест или "террористический" акт?

В России вновь заговорили о необходимости изменить Конституцию и дать все-таки возможность президенту Владимиру Путину баллотироваться на третий срок. И веское слово, сказанное выступающим за осуществление этого варианта сенатором Ралифом Сафиным на страницах государственной "Российской газеты", выглядит более убедительным, чем публичные заверения председателя ЦИК РФ Вешнякова, что инициаторы попросту не успеют инициировать необходимый референдум.
Думается, что, скорее, закон, который налагает мораторий на подобные процедуры за год до федеральных выборов и который многие считают ограничивающим конституционные права и свободы, будет отменен или приостановлен во имя изменения Конституции для удобства гаранта ее незыблемости. Для федерального законодателя, почетного нефтяника и отца знаменитой Алсу это не преграда.

Согласимся, в словах потомка ханов Казанской Орды есть своя, восточная логика. Лишь несколько цитат из его интервью "Российской газете" демонстрируют, каким великим человеком видится ему Владимир Путин: "Исторический масштаб задач, стоящих перед страной, определяет очень высокий уровень требований, предъявляемых к личности президента. Мы убедились, что Путин обладает необходимыми качествами. Мы убедились также и в том, что сегодня в стране нет политиков, сопоставимых по этим показателям с Путиным. В стране есть признанный, авторитетный лидер - Путин. Все остальные государственные деятели, политики далеко уступают ему по степени доверия, одобрения их деятельности гражданами. Это аксиома. Значит, в отсутствие Путина голоса на выборах, скорее всего, раздробятся. Многие будут голосовать по наитию, так как отдать кому-то предпочтение, исходя из высоких критериев, заданных Путиным, будет довольно трудно. Возникает риск избрания на пост президента человека, которому этот пост не по плечу". Страшная угроза нависла над Россией, и только Путин, разумеется, при поддержке его уникальной команды может обеспечить ее переход от стабильности к развитию.

Не рассуждая особо об уникальной роли личности Владимира Путина в истории государства Российского, хочется задаться вопросом, почему в поддержку третьего срока выступают большей частью люди восточного мировоззрения, склонные к обожествлению своих правителей и к покорности им сторонников ислама. Ведь трудно поверить, что такой человек, как Сафин, - по собственной инициативе ушедший из нефтяного бизнеса, обладающий многомиллионным состоянием, называющий по именам большинство российских олигархов и гордящийся дружбой президентов далеко не последних стран, - говорит об этой инициативе под действием какого-то давления. Скорее всего, он искренен. И причина здесь много глубже. Мусульманская элита напоминает современной России: "Скифы вы, азиаты вы, и как азиатам вам полагается уникальный пожизненный правитель".

Выходит, что от "проблемы-2008" мы приходим к старому спору о векторе развития государства. Интересно, почему команда президента Путина, повторяющая в один голос, как мантру, "Россия часть Европы", "покупается" на восточное славословие и даже потакает ему. Попытаемся понять это, вспомнив всероссийское обсуждение аналогичной инициативы, выдвинутой также одним из традиционно мусульманских субъектов РФ Чеченской республикой.

Вспомним, законодательный орган этого субъекта Федерации, больше известного как самая "горячая" точка на карте страны, в конце июля этого года также выступил за внесение поправок в Конституцию, дающих Владимиру Путину право избираться на третий срок. Чеченские депутаты приняли специальное постановление о внесении в Госдуму в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона "О поправке к Конституции по изменению срока полномочий президента России". Из него следует, что в случае принятия нового закона Владимиру Путину будет предоставлено право баллотироваться на третий президентский срок подряд в 2008 году.
Эта инициатива, исходящая от властей региона, еще недавно воевавшего с Россией за свой суверенитет, заинтересовала Британский институт по освещению войны и мира. По заказу этого мирового центра сбора и распространения информации о ситуации в потенциально или реально конфликтных регионах планеты было проведено изучение мнения представителей властной и политической элиты республики, а также нескольких экспертов-общественников, чтобы выяснить причину инициативы и действительное отношение к ней чеченского общества.

При анализе обобщенных в материале ИОВМ политических заявлений создается впечатление, что дальнейшее присутствие в повестке дня вопроса о третьем сроке может расколоть элиту и превратить из "потенциально конфликтной" в настоящую зону политических "боевых действий" территорию современной России, гораздо более стабильную, чем Чечня. Однако представляется, что именно в Чеченской республике эта дискуссия проявляется с максимальной температурой накала.
Так, сторонники третьего срока не скупятся на восточное славословие в адрес президента. "Президент Путин принял страну в самый трудный период в ее истории, - заявил спикер Народного собрания (нижняя палата Чеченского парламента) Дукваха Абдурахманов. В стране царили политический беспредел, юридический хаос, и страна была экономически развалена". Путин, по его мнению, со всеми бедами справился, а чтобы страна вновь не развалилась, президент должен оставаться на своем посту еще минимум четыре года. "За прошедший период Путину удалось решить все эти проблемы, поднять экономику, добиться того, что все субъекты привели свое законодательство в соответствие с Конституцией России, и самое главное вывести страну на уровень мировых держав", - заявляет Абдурахманов. Как бы прокомментировал данное заявление первый президент России Борис Ельцин, к сожалению, пока неизвестно, но чеченский деятель, говоря об экономическом развале, намекает явно на его "заслуги".

Ряд комментариев по чеченской инициативе республиканских общественно-политических лидеров говорит о том, что формально они руководствовались интересами своего региона. Так, по мнению президента Чечни Алханова, избрание Владимира Путина президентом России на третий срок "гарантия неповторения Хасавюрта".
Оценка деятельности Путина, прозвучавшая из уст Рамзана Кадырова в связи с "чеченской инициативой", наводит на мысль о том, что в обмен на появление законопроекта из центра обещали сделать для региона что-то хорошее. "Мы видим, сколько президент уделяет внимания регионам России, в том числе Чеченской Республике", - говорит Кадыров.
При размышлении на эту тему вспоминается другое, более раннее предложение третьего срока, исходившее не так давно от губернатора Новгородской области Прусака. Эта инициатива, помнится, на региональном уровне была воспринята не иначе, как через призму извечного убеждения главы Новгородской региональной администрации, что количество процентов проголосовавших за Путина в том или ином регионе прямо пропорционально размеру помощи из федерального бюджета.

В случае с Чеченской республикой это, скорее, политические причины - получившие власть при Путине официальные лидеры Чечни сильно зависят от него персонально. Можно предположить, что среди договоренностей, лежащих в основе высокого положения Кадырова, Алханова и Абдурахманова, есть множество таких, исполнение которых им не может гарантировать никакой преемник Путина, а только он сам. Например, анализируя ситуацию в республике, завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов отмечает, что Путин, очевидно, воспринимается властной элитой Чеченской республики и, прежде всего, Рамзаном Кадыровым как создатель и политический покровитель политики "чеченизации" власти в регионе. Одновременно власти региона демонстрируют осознание опасности того, что с приходом нового лидера страны приоритеты "чеченской политики" будут изменены. Например, как считает Маркедонов, в случае победы "традиционалистского крыла" может оказаться востребованной политика усиления силовиков на Кавказе, а в случае удачи "либералов" неформальные кремлевско-кадыровские отношения также могут быть пересмотрены. "Может статься, что, наконец, приверженность формальному праву, а не понятиям, будет востребована на Кавказе", - говорит Маркедонов. И в том, и в другом случае, по его мнению, "Кадыров оказывается вне игры".

Это убеждение властной элиты подогревается особенностью региональной политики в Чеченской республике, которая из-за вооруженного конфликта отброшена в своем развитии минимум на десять лет назад. Подробнее эту тему раскрывает в своем комментарии чеченский политолог Эдильбек Хасмагомадов, который хотя и полагает, что "эта инициатива не будет иметь далеко идущих последствий", но объясняет, почему и властной верхушке в Чечне, и простым людям может быть выгоден третий срок Путина. "Политика в Чечне отличается высокой степенью персонифицированности. В России властная элита уже научилась защищать свои интересы более гибко, внутри нее существуют свои правила игры и свой баланс сил, а значит, и их статус напрямую не зависит от персоны лидера. У нас от смены лидера зависит и передел власти, и передел собственности. Как бы то ни было, но, пытаясь защитить себя, чеченская элита будет защищать и внутреннюю стабильность, которая хотя и на короткий промежуток времени, но будет нарушена при смене власти, что нашей республике не пойдет на пользу", - говорит он.

По мнению целого ряда экспертов, происходящее политически выгодно и федеральной власти. Сергей Маркедонов указывает в этой связи на то, что "инициатива" может быть неплохим пиаром для России на Западе: "Для Запада это будет хорошей картинкой - самый проблемный регион страны выражает полное согласие с проводимой Путиным политикой. И делают это не правительственные чиновники, а представители народа. Для российских избирателей тоже получается хорошая картинка. Можно таким образом представить общественности результаты "победы в Чечне". В итоге все довольны - и западные политики, и российский избиратель".

Что же касается рядовых жителей республики, то многие из них, если верить местным правозащитникам, демонстрируют диаметрально противоположное мнение по поводу "чеченской инициативы". Например, представитель центра "Мемориал" в Назрани правозащитник Усам Байсаев считает, что предложение внести в Конституцию изменения, позволяющие президенту Путину баллотироваться на третий президентский срок, может стать роковой ошибкой для региональных властей. "Власти стоило бы промолчать хотя бы потому, что большая часть населения республики против того, чтобы Путин оставался на третий срок. Выступая за подобное, власть дискредитирует себя в глазах собственного народа", - указывает правозащитник. В своем убеждении о массовости антипутинских настроений в республике Байсаев, впрочем, не оперирует цифрами социологических выкладок, а ссылается лишь на опыт общения в рамках своей общественной деятельности. Тем не менее, он демонстрирует убежденность, что "для многих чеченцев Путин представляет собой абсолютное зло. Люди возлагают надежды, что с его уходом политика России хоть как-то изменится". Основываясь на этой предпосылке, Байсаев называет тему третьего срока для президента "тем самым случаем, когда любому чеченцу лучше было бы промолчать".
Впрочем, как утверждает бывший министр информации и печати Чеченской Республики, а ныне публицист, демонстрирующий оппозиционные взгляды, Руслан Мартагов, "Господин Путин вообще-то выстроил у нас в республике систему власти, где не суверенная демократия, а суверенная бюрократия - суверенная от народа и от его желаний или позывов. И сейчас, я думаю, он хочет это распространить на всю оставшуюся часть страны".

Еще более пугающими последствиями, по мнению лидера движения "За права человека" Льва Пономарева, "чеченская инициатива" может обернуться для всех остальных россиян. Из его комментария радиостанции "Свобода" можно заключить, что чеченская элита и ее лидер Рамзан Кадыров имеют сегодня уникальную возможность повлиять на направление развития России в целом. "Можно говорить, что в России установился авторитарный - не тоталитарный, не диктатура, а именно авторитарный режим, подразумевающий хотя бы видимость борьбы каких-то политических сил. В Чечне давно уже установился, особенно с приходом к власти Рамзана Кадырова, тоталитарный режим, то есть там полностью все управляемо. Это некий полигон отработки политических технологий. Надо сказать, довольно соблазнительных для Владимира Путина, который видит, что в общем в стране управляемость фактически утеряна. Владимир Путин не умеет выстраивать демократическую систему, когда работают противовесы, поэтому авторитарный режим сейчас заходит в тупик. Несмотря на кажущуюся жесткость авторитарного режима, управляемость в стране теряется. А Рамзан Кадыров демонстрирует - внешне, по крайней мере - управляемость своей республики - там все новые и новые "достижения", - заявляет известный российский правозащитник. Таким образом, выдвигая инициативу изменения Конституции, чеченские политики как бы предлагают Путину окончательно сделать выбор в сторону тоталитаризма.

Некоторые опасения этого выбора демонстрируют и российские политики федерального уровня, в том числе и близкие к Владимиру Путину. Неоднократно в последнее время они уже напоминали Кадырову и, скорее, косвенно Владимиру Владимировичу его собственные слова о недопустимости изменения Конституции. Глава государства также несколько успокоил их в недавнем интервью французскому телеканалу TF-1, вновь подтвердив, что он не намерен менять Конституцию, чтобы получить возможность баллотироваться на третий срок. Президент сказал, что самым большим достижением последних лет в России является стабильность. "Не может быть стабильной ситуации в стране, если мы дестабилизируем Основной закон государства".
В этой связи интересно, что в ответ на тезис корреспондента "Российской газеты" о том, что если Путин примет результат гипотетического референдума, то отступит от своих убеждений, из уст сенатора Сафина прозвучала занимательная сентенция. Оговорившись в начале беседы с журналистом, что позиция президента "безупречна политически и нравственно и не может вызывать ничего, кроме уважения", потомок казанских ханов тут же ставит главу государства, что называется, перед фактом: "Нужно, чтобы именно Путин продолжил курс, который отвел от России угрозу распада, обеспечил устойчивую динамику экономического и социального развития страны, открыл перспективу вхождения нашего Отечества в сообщество ведущих государств мира. Мы надеемся, что президент прислушается к голосу народа". Точка.

Размышляя о возможности третьего срока и последствиях этого недопустимого с точки зрения Конституции явления, можно вспомнить и предвыборный лозунг "Единой России" в ходе проходящих в эти месяцы региональных кампаний по выборам депутатов региональных парламентов, призывающий "от стабильности - к развитию". Вопрос, насколько большим "куском" стабильности смогут пожертвовать Путин и другие "кремлевские обитатели" для обеспечения развития России по выбранному ими пути, остается открытым.


Ольга РАЗУМОВА

Ольга Разумова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама