ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 22 января 2003, 14:02

СЕРГЕЙ ТАРАСОВ: МИФЫ ГОРОДСКОГО ПАРЛАМЕНТА

// МК в Питере, № 004, стр. 13
- А чем, по-вашему, этот парламент будет отличаться от предыдущего?
- Для начала скажу, что парламенты, они - как театр. Есть периоды становления, расцвета, моды, повышенных ожиданий, спада, нового взлета. В начале 1990-х демократизм Ленсовета перехлестывал всяческие мыслимые и немыслимые границы. Была сплошная демократия, зачастую граничащая с сумасшествием. Сейчас в парламенте не осталось даже налета демократического романтизма. Абсолютно. В третий ЗакС не прошли люди, еще во втором олицетворявшие этот демократический романтизм, - Щелканов, Толстой, Романков. Они ушли, и это симптоматично, как бы к ним ни относились.
Сейчас парламент - жесткая, векторная вещь. Мне жаль, что теперь он структурируется по принципу "против кого дружим". Это бесперспективная позиция...
- Вы хотите сказать, что Собрание четко поделилось на сторонников и противников третьего срока губернатора Яковлева...
- Да, и это не правильно. Я, например, себя к партии третьего срока не отношу. Более того, я всегда был противником третьего срока. Но не Яковлева лично, а вообще для глав регионов. Есть общемировая практика, и не нужно изобретать здесь велосипед. Другое дело, что не Яковлев придумал решение Конституционного суда, которое позволяет считать сроки глав регионов с 1999 года. Почему калмык может быть четырнадцать лет главой субъекта Федерации, а петербуржец нет? Почему для всех разные правила? Если мы говорим о правовом государстве, такого не может быть.
Как ни странно, даже если бы я не был сторонником Яковлева, все равно выступал бы за предоставление ему возможности вновь баллотироваться. Он сейчас служит для города неким стабилизирующим фактором. Если его искусственно убрать, то начнется такая борьба за власть, что до города и людей точно никому дела не будет.
- Но теперь-то вопрос с третьим сроком Яковлева решен?
- Перспективы сложные. Скорее всего, этот состав третьего срока губернатору не предоставит. Губернаторский блок, даже с моей фракцией "Наш город", - всего лишь 16 депутатов. Этого не хватит. Но если мы хотим жить в демократическом государстве, то должны смириться с тем, что определяет, кому и сколько быть у власти, простите за пафос, народ. И больше никто. Снимать неугодного кому-то выборного руководителя, заведя, к примеру, уголовное дело, - это не демократия. В нашей стране дело можно завести на кого угодно.
- А в политическом плане чем отличается новый состав городского парламента?
- Первое - появилась левая фракция КПРФ - НПСР. Что касается таких фигур, как Рыдник и Волчек, то это общая тенденция. Есть Хлопонин в Красноярском крае, есть Совмен в Адыгее, Сергей Дарькин в Приморье. Богатые менеджеры, владельцы крупных предприятий пошли во власть. Эти люди как минимум независимы в материальном плане, поэтому их автоматически относить в тот или иной политический лагерь я бы не стал. Еще одна тенденция - это приход большого количества муниципальных депутатов. Постепенно муниципальные советы превращаются в кузницу политических кадров.
В любом случае, чтобы сейчас ни произошло, через год ситуация изменится. Мы будем знать точно - избирается Яковлев или нет. Нравится нам это или нет, но в Собрании есть так называемые прогубернаторские фракции. Будет другой губернатор, - изменится весь внутрипарламентский расклад.
- Считаете ли вы, что политическая игра вокруг "проблемы третьего срока" не позволит нынешнему Собранию решать насущные проблемы города?
- Да нет, парламент будет работать, выполнять свои обязанности... Идеальная ситуация, и то, к чему я стремился, работая председателем ЗакСа второго созыва, - чтобы здесь не было перекосов в ту или иную сторону. У парламента есть свои собственные задачи, которые он должен выполнять вне зависимости от политической конъюнктуры. Парламент в первую очередь должен работать в интересах города, а не партий, губернатора, полпредства или кого-то еще.
Наша основная задача - формирование бюджета города. У этой задачи есть два направления. Первое - законы социальные, которые должны поддерживать жизненный уровень людей. Второе - законы экономические, делающие этот бюджет богаче. Если при выполнении этих задач во главу угла ставить политические интересы, а не интересы города, то получается, что парламент действует как лебедь, рак и щука.
- Но Собрание, вне зависимости от нашего понимания его истинных целей и задач, уже находится на передовой политической борьбы. И с этим ничего не поделать. Вопрос в том, будет ли политическая составляющая определяющей или мариинцы все-таки смогут избежать превращения городского парламента в арену политических разборок?
- Надеюсь, что этого не произойдет. Надеюсь... Последние года полтора, в предыдущем парламенте, политики было не так много. Конечно, сейчас проблема третьего срока станет тормозящим фактором в работе парламента. И так вплоть до выборов губернатора и президента. Я больше всего опасаюсь, что парламент будут использовать в качестве оружия против Яковлева, а потом как предвыборный штаб. Мы в результате потеряем драгоценное время для экономических и социальных решений.
Посмотрите: город находится в чрезвычайно перспективной стадии развития - с точки зрения экономики. Бюджет достаточно приличный - больше 70 миллиардов рублей. И он в реальном измерении растет все эти четыре года. Это говорит о том, что экономические перспективы у города есть, и они очень хорошие. Нужно просто их развивать, не отвлекаясь на политические столкновения.
- Но такое впечатление, что политические разборки занимают все время и силы, а до проблем горожан руки у властей и не доходят...
- Если судить по прессе, то складывается впечатление, что это так. Но если говорить о законодателях, то прессу не интересует нудная и внешне скучная законотворческая работа, она реагирует на яркие, как правило, политические факты и моменты. Например, законы, принятые в социальной сфере прошлым созывом, крайне важны для людей, но об этом мало писали и говорили.
Еще есть иллюзия, в том числе и в прессе, что Собрание, в принципе, может решить городские проблемы, но не делает этого по каким-то причинам. На самом деле большинство проблем в рамках одного города, а тем более округа, никогда не решить. Нельзя, например, победить наркоманию или решить проблемы ЖКХ в отдельно взятом районе города, когда в другом все останется, как было.
- Депутаты часто жалуются, что их деятельность воспринимается неправильно, поверхностно. Социологические же опросы показывают, что избиратели считают, что депутаты "ничего не решают", поэтому их и не интересует ни качество, ни суть их работы. Что, по-вашему, должен сделать ЗакС, чтобы изменить отношение к самому себе?
- Во-первых, добиться того, чтобы населению вообще было все равно, кто у них губернатор или депутат. Как на Западе. Это и будет показателем эффективности власти. Во-вторых, и в главных... Например, текущие проблемы теплоснабжения или транспорта представительный орган власти и не может решить. Это не его работа. Для того и существует принцип разделения властей. Исполнительная власть отвечает за оперативное управление, а законодательная принимает законы. Депутаты - это не пожарная команда, они не отвечают за снабжение горячей водой и электричеством. Их работа - принимать законы. Со стороны это часто выглядит как говорильня. Поэтому отношение избирателей всегда будет сложным.
- Объясните наконец: почему народные избранники предпочитают распределять свои депутатские фонды (2 процента от бюджета города), которых, как уверяют некоторые, у них больше нет (хотя все знают, что есть), а не заниматься формированием бюджета города в целом?
- Два депутатских процента бюджета, ради которых они забывают о других 98-ми, это - иллюзия. Да, они сохранились в измененном виде, но это не значит, что нас не интересует, куда пойдут остальные 98 процентов. Весь бюджет формируется параллельно, в тесном контакте между комитетами администрации и комиссиями ЗакСа. Говорить, что депутаты никак не влияют на формирование всего бюджета, - значит просто не знать, как это все происходит.
Вот спросите меня: куда идут деньги моего депутатского фонда? Я отвечу: не знаю. Чаще всего их распределение происходит так. Я спрашиваю главу своего района: "Где самые большие дыры?" Обычно это всегда одно и то же - школы, поликлиники, коммунальное хозяйство. Вот туда эти деньги и идут.
Я вообще ничего страшного в этих двух процентах не вижу. Во-первых, они не расходуются так, как хочет депутат, а распределяются строго по статьям бюджета и никак иначе. Во-вторых, при нынешней системе местной власти это единственные средства, направляемые на помощь конкретным территориям или людям. Иначе бы их размазывали по всему городу, а реальной помощи не было бы. Возьмите страну в целом. Вы согласны с тем, что интересы Чукотки и Санкт-Петербурга различны? Точнее, они вообще не пресекаются! Так же и внутри нашего города. Районы, округа у нас разные. У меня в районе какие проблемы: 1 400 аварийных квартир, бесхозные коммунальные сети и отсутствие почти во всех школах спортзалов и спортплощадок. Их просто негде делать, район старой застройки. А в новостройках другое - транспорт, например. И как-то учесть разные интересы территорий в рамках общегородского бюджета и позволяют эти два процента. Кстати, авторами этой системы являются Собчак и Миронов. Это так, на всякий случай...
При этом, уверяю, практически сто процентов депутатов принимают участие в формировании всего городского бюджета. Примерно за полгода до дня утверждения бюджета все комиссии и комитеты начинают работать с бюджетом. Просто про это никто не пишет, не обсуждает и не говорит. Никому не интересно.
- Давайте разоблачим еще один миф о депутатах. Говорят, что любого депутата можно купить за деньги. Например, подкупить для формирования фракции, или для нужного результата голосования, или для проталкивания чьих-то интересов во власти... Насколько большую роль играют в деятельности наших парламентариев деньги?
- Есть вещи, о которых даже я не могу сказать все. Конечно, говорить о том, что деньги решают в ЗакСе все, - неверно. Действия отдельных депутатов и Собрания в целом определяются не только деньгами. Это целый комплекс факторов. Политические интересы! к примеру, намного сильнее, чем деньги. Например, депутат Солтан перешел из "Воли Петербурга" во фракцию "Яблоко". Уверяю вас, ни о каких деньгах при этом и речи не было. Была политическая договоренность, общность интересов между Мироновым и "яблочниками".
- То есть, например, фракция банкира Юрия Рыдника "Единый Петербург" была создана на основе общих политических интересов, а не потому, что Рыдник - банкир и у него много денег?
- Знаете, не бывает чего-то одного. В законодательном органе власти все вопросы решить дензнаками не получится. Финансовая поддержка, безусловно, требуется, особенно во время выборов. Допустим, члены моей фракции "Наш город", кроме Евтухова, поддерживали друг друга на выборах, в том числе и материально. Что касается Рыдника, то помимо того, что он банкир, он еще и перспективный политик. Ему всего 35 лет. Он - народный олигарх. Это я его так назвал, ведь народ дал ему право представлять себя в Собрании. И многие хотят связать свою политическую карьеру с ним, политиком, безусловно, перспективным.
А вообще, я не люблю про это говорить. К сожалению, я слишком хорошо знаю некоторые вещи, и меня они тяготят.
- Какие проблемы, с вашей точки зрения, должен решить третий созыв в первую очередь?
- В первую очередь что должно волновать, в том числе и Законодательное собрание, - это жилищное хозяйство города. Если власть не займется им всерьез, будет полная труба. Плюс все, что связано с муниципальным строительством жилья. Это, на мой взгляд, приоритеты для депутатов третьего созыва. Есть море других, но без этих двух мы никому не докажем, что депутатов волнуют проблемы горожан.
Не надо думать, что мы живем в каком-то своем мире и, что происходит в городе, не знаем. Просто не все проблемы мы можем решить, власть наша не безгранична. Вот вам пример. Напротив Мариинского дворца на Исаакиевской площади - стоянка машин. Мы ее видим каждый день. По закону, на мосту, а здесь, как вы знаете, находится Синий мост, стоянка запрещена. Я, будучи председателем Законодательного собрания, не мог добиться от гаишников того, чтобы они обустроили парковку прямо у дворца, а не на мосту. Они ведь органы федерального подчинения. Это еще самый простой пример.
Властям в городе надо действовать заодно, а не бороться друг с другом. Все эти фетиши - кто будет спикером, губернатором, против кого борется полпредство, все это никого не волнует, волнуют реальные проблемы, которые из-за во многом надуманного политического противостояния отходят на второй план/ А этот тотальный контроль за всем происходящим в городе? Кому это все помогает, когда один делает, а пятеро его контролируют?
Я мечтал о том, чтобы Законодательное собрание играло самостоятельную роль, а не было инструментом борьбы внешних сил. Если бы депутаты сумели вначале объединиться внутри Мариинского, эффективность и, если хотите, ценность законодательной власти в городе выросла бы в разы. А до тех пор пока Собрание используется как место для борьбы отдельных политических группировок, свое истинное предназначение - представлять интересы избирателей - оно выполнять не будет.
- Как вы относитесь к идее парламентской республики, при которой роль и ответственность депутатов повысится, оттого что они будут назначать правительство города, а значит, отвечать за его работу перед горожанами?
- Мы и так утверждаем членов правительства города. У нас уже был период, когда парламенты имели больше полномочий, чем исполнительная власть. Это в наших условиях породило такой клубок проблем, который пришлось "развязывать" обстрелом "Белого дома". У нас процесс отрезания полномочий исполнительной власти в сторону законодательной начался с принятия Устава. Помните, какой тогда был конфликт? Сейчас перераспределение полномочий в любую сторону также ничего, кроме конфликтов и ненужной борьбы, не даст. Прав формировать и утверждать бюджет, писать законы, назначать членов горизбиркома, мировых судей, имеющихся сейчас у Собрания полномочий вполне достаточно. Куда больше-то?
- Насколько нынешний состав Законодательного собрания представляет население всего города?
- Городской парламент - это срез городского общества. И третий ЗакС в том числе. Он не хуже и не лучше живущих в Петербурге людей. Это совершенно точно, сто процентов. Хотя... Те, кто доходит до выборных участков, это далеко не все избиратели. Есть, конечно, такая проблема. Я могу сказать, что не смог выгнать на выборы даже всех жильцов моей парадной. Хотя они все меня знают и хорошо относятся. Но не смог...
- Нет ли опасности в том, что депутаты будут работать только на своих избирателей, отличающихся от всех жителей города и по мировоззрению, и по социальному статусу, да и по зарплате, наконец?
- Нет, этого не произойдет. Депутаты, придя в Собрание, меняются. Здесь они понимают, что нельзя решать только отдельные проблемы, надо подходить ко всему комплексно. Во всех странах мира на выборах - один человек, а в повседневной политической работе - другой. Нет таких депутатов, которые делают только так и то, что говорили и обещали. Иначе это был бы не парламент, а... я даже не знаю, что.
Фото Валерия МИШАКОВА

Беседовал Андрей Шитов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама