ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Новости 10 октября 2006, 14:40

Партийцы СЗФО: Снятие "Яблока" с выборов в карельский ЗакС - выстраивание не двухпартийной, а одновертикальной системы

29 сентября Верховный суд России согласился с решением Верховного суда Карелии о снятии избирательных списков партии "Яблоко" с выборов в республиканский ЗакС. Корреспондент ЗАКС.Ру побеседовал с лидерами региональных партийных организаций в Северо-Западном федеральном округе о том, не является ли факт снятия списка "Яблока" с карельских республиканских парламентских выборов еще одним шагом по выстраиванию двухпартийной системы.

Лев Шлосберг, председатель Псковского регионального отделения партии "Яблоко":
"Мой комментарий будет в существенной степени юридический. На мой взгляд, а я в течение 10 лет являюсь руководителем региональной организации, "Яблоко" создало в своем новом уставе, который прошел регистрацию уже несколько лет назад и был перерегистрирован в этом году еще раз, интересную новеллу для уставов политических партий. Оно дало более активным членам партии возможность быть с большим или меньшим обременением членом политической партии. Я не вижу в законодательстве России противоречия, но сама по себе эта вещь является новой. Я не знаю, есть ли еще такое положение в иных уставах, и не удивлен, что к этому пункту придрались. Было бы странно, если бы оппоненты не отреагировали на это обстоятельство.
Сейчас создалась очень интересная ситуация в этой связи. В Карелии партию сняли с выборов, и Верховный суд подтвердил, а в Свердловске - областной суд отказал ЛДПР в удовлетворении аналогичного иска, поданного в сговоре с "Единой Россией", и оставил "Яблоко" на выборах. Здесь есть несомненная правовая составляющая, которая требует определенного анализа со стороны Министерства юстиции и, возможно, соответствующей судебной практики
Например, я как член партии и руководитель региональной организации считаю, что подобное новшество в уставе вполне уместно. Но это мое личное мнение. А новшество может быть расценено по-разному, тем более что в законе о политических партиях не предусмотрено ограничений на такой внутренней градации - ведь есть же председатели, члены политсоветов партий, которые, приобретая этот статус, приобретают и определенные полномочия. Здесь есть некий казус, который требует правового анализа и ясности. Думаю, что, в конце концов, эта ясность наступит, и в марте будущего года, поскольку эта волна пойдет по всей стране, так или иначе придется вырабатывать единое мнение по этому вопросу.
Я также хочу сказать, что в этой ситуации есть и значительный политический подтекст - связанный со своеобразием Карельского регионального отделения "Яблока". Оно очень влиятельно в республике и, безусловно, было абсолютно реальным конкурентом для "Единой России" на выборах. Более того, в нескольких муниципалитетах, в частности, в Петрозаводске они могли реально бороться не только за второе, но и за первое место. А ведь любые выборы, на которых "Единая Россия" не получает более 50 процентов, является для нее полной катастрофой. Если бы "Яблоко" претендовало на 5 процентов голосов, никто не стал бы в этом копаться.
Я бы не назвал это двухпартийной системой в России, Сегодня сложилась однопартийная система, потому что к власти допущена только одна партия, а все эти "анекдоты" - объединяющиеся три партии - от господина Миронова не являются реальным политическим проектом. Если отвечать прямо, я не могу сказать, что это выстраивание двухпартийной системы, потому что я ее не вижу в России вообще".

Дмитрий Хритоненков, руководитель Псковского регионального исполкома партии "Единая Россия":
"Нет, я не могу так судить. Потому что, насколько я знаю, двухпартийная система у нас маловероятна. В Карелии "Яблоко" сняли потому, что там наблюдались существенные нарушения законодательства. Из опыта нашего региона скажу, что многие партии не имеют своей сети, не проводят конференций. Я думаю, у них тоже будут проблемы в период выборов".

Сергей Фомичев, руководитель Вологодского регионального исполкома партии "Единая Россия":
"У нас правовое государство, и такие вопросы решаются в судебном порядке. И если суд принимает решение, что та или иная кандидатура или партия заслуживают того, чтобы их сняли с выборов, то это решение, наверное, законно. На мой взгляд, нужно совершать свои действия в соответствии с законодательством, и тогда никто не сможет снять с выборов. А то, что такие шаги предпринимаются, - это нормальная практика, которая используется во всем мире. Естественно, любая партия существует в условиях конкурентной борьбы и старается сделать все, чтобы выиграть в выборах с наилучшим результатов. И, конечно, использует для этого все правовые способы. Никаких далеко идущих выводов я бы не стал делать. Не нужно нарушать закон, и тогда будет все в порядке".

Татьяна Мельникова, председатель Вологодского Совета Российской партии Жизни:
"Естественно, это сыграет на руку построению двухпартийной системы, хотя одна территория не делает погоду во всей России. Как любой человек, я понимаю, что если какая-то партийная организация не допускается к выборам, то увеличиваются шансы других организаций".

Гурий Судаков, председатель политсовета Вологодского регионального отделения партии "Яблоко":
"Это, безусловно, шаг к становлению двухпартийной системы. Суть то в том, что нельзя гражданское общество построить как проект. Или будет гражданское общество, или будет политический проект, который не будет иметь никакого отношения к жизни. Я думаю, что это игра контролируемая демократия. Получается какой-то дисциплинарный режим.
И это совсем не невинное занятие, которое следует расценивать как попытку строить двухпартийную систему. Это элементарный зажим демократии. В Карелии "Яблоко" сняли потому что там высокий рейтинг партии - испугались".

Евгений Шарапов, руководитель Коми-республиканского отделения партии "Яблоко":
" Карельское отделение - одно из самых крупных по численности членов в России, оно могло создать "Единой России" серьезную конкуренцию. Даже, возможно, эти партии делили бы первые места по итогам выборов в парламент. Похожая ситуация была в Екатеринбурге, но суд оставил партию в качестве участницы выборов. Мы видим управляемость судебной системы и избирательную позицию судей. Если партия может создать реальную конкуренцию - ее лучше убрать, а если нет оставить".

Лев Зайцев, руководитель Коми республиканского отделения Российской партии Жизни:
"Та система, когда вторая партия должна быть паритетной "Единой России", - это нормальное явление. Говорят, что это искусственный процесс, так он все равно выстроился бы, так как на Западе - двух-, трехпартийная система, и только такие партии могут охватывать интересы всего гражданского общества.
Я бы хотел знать мотивацию снятия "Яблока" с выборов в Карелии. Из-за устава? Вообще-то в уставные позиции, если они не несут угрозы конституционному строю государства, могут быть включены какие-то партийные ограничения или еще что-то".

Сергей Бессонов, депутат Думы Великого Новгорода, заместитель секретаря регионального политсовета партии "Единая Россия" по идеологии:
"Снятие с выборов в Карелии списка отделения "Яблока" никак не может быть шагом к выстраиванию двухпартийной системы. Вот если бы снятым с выборов был список КПРФ или ЛДПР, и это носило бы не разовый, а массовый характер, то это могло бы рассматриваться как предпосылки к такому развитию событий. В данном случае - весьма маловлиятельное общественное объединение и региональные выборы".

Дмитрий Вертков, депутат Думы Великого Новгорода III созыва, Новгородское отделение Российской партии Жизни:
"Категорически не считаю. Если это так, то как объяснить попытку снятия с выборов в Свердловской области Партии Жизни? Такое "внимательное" отношение органов юстиции, осуществляющих проверку партий, вызвано желанием "Единой России" выстроить однопартийную систему, и все, кто мешаются ей на этом пути, сметаются метлой административного ресурса. Со всех сторон только и слышно: "Единая Россия - одна партия", "это единственная партия". Граждане приучаются к мысли, что у нас всего одна партия. Такими действиями "единороссы" добиваются того, что люди на выборы не ходят - в Великом Новгороде это показали выборы и в городскую Думу и явка на референдум".

Геннадий Синельников, председатель политсовета новгородского регионального отделения демократической партии "Яблоко":
"Все идет к выстраиванию такой системы, когда будут все-таки не две, а три партии, так как коммунисты еще имеют не плохие позиции. Ну а в Карелии "Яблоко" сняли по надуманным причинам".

Михаил Амосов, координатор Демократической фракции в петербургском ЗакСе:
"Такие подозрения существуют. Насколько они будут оправданы, мы узнаем в ходе мартовских выборов. Мне совершенно понятно, что решение по Карелии несправедливо и связано только с тем, что "Яблоко" там партия, пользующаяся большой популярностью. По опросам, которые проводили наши коллеги, они шли на втором месте после "Единой России". Вот именно за это их и сняли".

Наталия Евдокимова, заместитель координатора Демократической фракции в петербургском ЗакСе:
"В Карелии это сделали потому, что там у "Яблока" был рейтинг более 20%. Здесь случай не показательный. Однако опасение, что решение о снятии ряда партий с выборов будет принято, у меня есть. Во всяком случае, уже появляются явно заказные статьи на тему "кому нужны карликовые партии".

Борис Вишневский, член Бюро РДП "Яблоко":
"Это тот единственный способ, с помощью которого "Единая Россия" может добиться успеха на выборах опасных соперников надо просто устранить, что и было сделано в Карелии. Рейтинг "Яблока" там доходил до 20%, а в Петрозаводске - выше. Конечно, это возмутительное обстоятельство не могло остаться без внимания властей. Я должен сказать, что коммунисты 90-х годов были куда более честными, чем сейчас, - нас к выборам допустили, и мы их выиграли. Видимо, эти уроки были учтены нынешней властью".

Олег Корякин, координатор фракции "Родина" в петербургском ЗакСе:
"Безусловно, таким вот образом решается и задача создания двухпартийной системы. Но это задача решается не только посредством снятия партий с предвыборной дистанции. Государство взяло на себя право регистрировать или не регистрировать ту или иную политическую партию. Если же поглубже поинтересоваться, как работает регистрационная служба, то можно убедиться, что она, несомненно, выполняет заказ свыше. Можно найти массу бюрократических уловок и на их основании не пропустить партию. Что же касается процесса отсекания партий от политической борьбы, то он, безусловно, имеет место быть. Мы ведь знаем, что существуют партийки, которые из себя ничего не представляют, но засоряют политическое поле. Хотят того "яблоки" или нет, но они уже давно сгнили. На каком-то этапе это была политическая партия, имевшая какой-то вес, но сегодня она этого веса уже не имеет".

Сергей Андреев, член фракции "Родина" в петербургском ЗакСе:
"Тот, кто сейчас пытается говорить о демократических выборах, просто лжет населению. Сейчас говорить о каком-то мнении народа это уже издевательство над народом. Вся наша система перешла не в однопартийную, а уже в одновертикальную - без обратной связи. А любая управляющая система, построенная по такому принципу, обречена на гибель. Мы стоим на том пороге, когда любое решение может оказаться неверным и никто не будет знать, чем оно может обернуться. Это я говорю как специалист в системе управления".

Игорь Михайлов, член фракции "Единая Россия" в петербургском ЗакСе:
"У "яблочников" очень плохая правовая культура в части соблюдения собственного устава партии, поэтому, когда они выдвигаются на выборы, внутренние противоречия приводят к тому, что кто-то из них самих сам выдает на гора информацию, позволяющую партию с выборов снять. Исходя из своих демократических пониманий, они все делают тяп-ляп, и дыр в документах получается очень много. Я не поверю, что правильно оформленные документы можно так легко по всей стране забраковать. С другой стороны, я согласен с ЦИКом, который рекомендовал жестко подходить к оформлению партийных документов, и цель здесь сузить партийный спектр, но, естественно, на законных основаниях. Так что все партии с маленьким рейтингом, идущие на выборы, должны понимать их будут рассматривать в увеличительное стекло".

Владимир Еременко, член фракции "Единая Россия" в петербургском ЗакСе:
"В ситуацию снятия с выборной дистанции попадают, как я обратил внимание, те партии, которые небрежно ведут партийный учет и чья документация находится в полузапущенном состоянии. В тех случаях, о которых я знаю, речь о каком-то политическом заказе не идет. Партии же демократического плана всегда грешили тем, что не уделяли большого внимания бюрократической стороне дела. Это такой нормальный демократический бардак. Я не считаю, что в действиях избирательных комиссий есть какой-то умысел. Я бы просто посоветовал партиям работать тщательнее".

Андрей Черных, член фракции "Единая Россия" в петербургском ЗакСе:
"Закон о выборах имеет свои четкие нормы, и когда те или иные силы пытаются трактовать закон по-своему и для сиюминутной выгоды, эта ситуация очень опасна. Я не хотел бы давать какие-то политические оценки, и скажу как юрист закон о выборах один для всех, и никаких политических игр вокруг него быть не должно".

Аркадий Крамарев, член фракции "Единая Россия" в петербургском ЗакСе:
"Никакие другие мотивы, кроме как законность, не могут быть приняты во внимание. Всех тонкостей ситуации в Карелии я просто не знаю, но повторю, что снятие любой партии с предвыборной дистанции может быть осуществлено только на основании закона".

Павел Солтан, член фракции "РПЖ" в петербургском ЗакСе:
"О ситуации в Карелии я могу делать только предположения, но я считаю, что для страны такого рода ситуации совершенно не нужны. Монополия власти никогда ни к чему хорошему не приводит".

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама