ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 июня 2007, 19:58

Кехман закрыл сезон вместе с театром

Во всей этой истории со сменой руководства в Малом академическом театре оперы и балета с самого начала было странным то, что молчали артисты. Изумлялась и возмущалась пресса. Негодовали и поражались театральные критики. Робко и несмело высказывали замечания некоторые из коллег по цеху. Но те (весь коллектив Михайловского театра) кому, казалось бы, громче всех надо было кричать о несогласии с решением города безмолвствовали. Не роптали, а даже - радовались, казалось со стороны

"Они мне аплодировали", - заявил сразу после первой встречи с труппой новый директор театра Владимир Кехман. Журналисты с недоверием посмотрели на артистов. Артисты молча потупили глаза. Скандал надо было сгладить и его сгладили. СМИ надо было заткнуть рот и его заткнули. Прессу не держали в неведении ей просто говорили не то. Но, может быть, чиновники забыли, что невозможно спрятать кипящую воду под крышкой кастрюли

- Знали бы Вы, как на самом деле театр встретил Кехмана

Артисты боялись говорить правду с самого начала и лишний раз бояться открыть рот сейчас. Но встреча с ними все же состоялась. Оказалось служителям - не стен, а культуры - есть, что сказать. Только они не знают: кому? Кто должен узнать о происходящем, чтобы сохранить Михайловский театр театром?

- Первая (и собственно единственная) встреча с Кехманом 5 мая в театре оперы и балета проходила так, - рассказывали артисты. Сначала в зал пришел Гаудасинский (на тот момент практически все уже знали о его отстранении от дел, а имя нового директора до последней минуты держалось в тайне). Станиславу Леоновичу начали громко хлопать в знак приветствия и поддержки. Потом сюда зашел Фарух Рузиматов его тоже поприветствовали. В конце концов (он любит опаздывать чтобы его ждали), явился Кехман. И тишина Лишь накануне вечером назначенный директор подождал немного и спросил:

- А мне сегодня будут аплодировать?

Собравшиеся для виду похлопали. Кехман удовлетворился и продолжил:

- Я думаю, меня здесь все знают. Представляться не нужно

В ответ:
- Нужно. Не все.

Кехман сурово оглядел зал:
- Кто не знает? Поднимите руки

Несколько кистей осторожно взметнулись вверх.

Расстрелять, - с тихой иронией заметил кто-то из присутствующих.

- Зачем же так сразу? съязвил Владимир Абрамович. Просто запомню

Первым на общем собрании коллектива театра выступил глава Комитета культуры администрации Петербурга Николай Буров. Он заявил:

- Станислав Леонович уже много лет просит меня уволить его с этой должности, так как жалуется, что не справляется с нагрузкой, ему тяжело

Говорят, старый заслуженный народный артист в этот момент не знал: куда спрятать взгляд?

- Поэтому мы приняли решение назначить Владимира Кехмана, - подытожил Буров.

И само собрание на этом закончилось. Дискуссий, обсуждения, вопросов, споров не допустили. Уход Гаудасинского был насильным, был скандальным. Внешне (для журналистов и общественности) насилие, внутри конфликт попытались локализовать. Не слишком удачно, похоже

Сегодня Михайловский театр (Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусорского) неформально разделился на два "лагеря": друзей и единомышленников прежнего директора и сторонников нового. Второй "лагерь" гораздо меньше первого, но сильнее. Потому что у него есть власть, полномочия и какие-то планы, о которых первый "лагерь" может только догадываться. Абсолютный информационный вакуум политика нынешнего театрального руководства. "Нас держат в неведении", - жалуются артисты, "непринявшие" Владимира Кехмана. Стоит задать любой вопрос, и получишь ответ: "Вы все узнаете из моих приказов".

Очередной такой "приказ" родился в театре 31 мая: о закрытии сезона и театра. Причем сезон в этом году Кехман закрыл на полтора месяца раньше: обычно театр "уходил отдыхать" 16 18 июля. Новый директор внес свои коррективы, при этом не объяснил ни смысла их, ни необходимости.

- До 31 мая мы вообще не знали (никто не говорил): что будет дальше? рассказывают артисты театра. - Традиционно - в конце сезона коллектив всегда собирался, намечались творческие планы, обсуждался репертуар на осень

По словам артистов, ничего подобного не было в этот раз. С утра 31 мая в театре (в нескольких местах: на входе, в столовой, на информационной доске и т.д.) повисло объявление. Собственно, о том, что это объявление можно было только догадываться: у него не было ни заголовка, ни обращения к кому-либо, ни подписи в конце. Артисты назвали его "чудной бумажкой". Эта бумажка сообщала: как дальше (по крайней мере в ближайшие месяцы) будет жить театр. Уже 1 июня образец творчества неизвестного автора исчез отовсюду. Также быстро и загадочно, как появился.

Текст сообщения (или скорее - распоряжения) был примерно следующим: "В связи со сложившейся аварийной ситуацией, близкой к катастрофе, Михайловский театр с 1 июня закрывается на ремонт на четыре месяца".

Надо заметить, что это было "объявление" исключительно внутреннего пользования. То есть адресовалось лишь тем, кто работает в театре. И, следовательно, не понаслышке знает о текущей ситуации и в коллективе, и в здании. О том, что плановый косметический ремонт по силам и по средствам - проводился здесь ежегодно. О том, что ту самую пожарную инспекцию (которая уведомила театр о "скорой неминуемой катастрофической" опасности, грозящей, правда, еще с 1973 года) в дом 1 на площади Искусств вызвал сам Владимир Кехман. Артисты говорят, что Кехмана просили и убеждали не делать этого. В том числе и Станислав Гаудасинский предупреждал: "Разве не хватает реальных проблем? Позовешь пожарных инспекторов потом хлопот не оберешься. В здании 1833 года постройки трудно не найти замечаний. Будешь их устранять, устранять и устранять"

Но Кехман надзирателей вызвал. И, кстати, говорят его подчиненные, сам отыскал невыполненные предписания 1973 года и сунул под нос проверяющим. Еще удивительно, что театр не закрыли сразу

Со стороны Кехмана - просто удивительная хозяйственность. Насколько ему нужна в здании новая проводка, артисты не поняли (проводка тут, кстати, менялась летом 2006 года). А вот в том, что потребовался веский повод (обоснование) для скоропостижного закрытия не усомнились.

Но театр - это не только стены. То есть для Кехмана может быть, и стены (в первую очередь или даже в принципе только стены). Но вообще-то в этих стенах работают люди - артисты. По мнению оппозиционной части коллектива, как собственник здания новый директор вполне состоялся уже сейчас (спустя всего месяц после назначения), а вот как директор культурного учреждения и творческий организатор едва ли...

- О ремонте и реконструкции мы наслышаны, - делятся работники Михайловского театра, - а вот о творческих планах - нет, курс развития (хотя бы на ближайший период) не озвучен до сих пор. Это-то больше всего и пугает. Пока поведение Кехмана вызывает только опасение, что он уничтожит театр как механизм. Прокат любых заезжих артистов, тем более звезд, гораздо выгоднее. Приносит больше денег, чем содержание коллектива в 800 человек.

Теоретически уволить нынешних танцовщиков и солистов не могут: в Малом оперном все артисты - на бессрочных трудовых договорах. Однако эти договора заключались с прежним руководителем Станиславом Гаудасинским. Поэтому, как говорят сотрудники театра, в настоящее время их необходимо перезаключать

Публично Владимир Кехман пообещал "избегать революционных решений". А в узком театральном кругу директор заявил, что пересмотром займется осенью

В "чудо-распоряжении" от 31 мая театральный распорядок на лето был определен следующим образом:

"Оперная труппа переезжает в театр консерватории на выпуск спектакля "Три мушкетера". Балетная труппа будет продолжать работу в театре (в катастрофически аварийном здании?! Танцоры так и остались в недоумении. Н.П.) и выезжать на гастроли на другие площадки города".

Без уточнения "на какие площадки", отмечают артисты, а в данном случае это важно. Потому что, к слову, оркестру с хором выпала совсем незавидная участь. Согласно указаниям "чудо-бумажки" (цитируем): "Оркестр с хором будут выступать во внутреннем дворике театра играть популярную симфоническую музыку". Прочитав это, артисты хора заметили, что знают в городе еще парочку свободных подземных переходов, и, выступая там, возможно, даже смогут обеспечить себе приработок к зарплате. Так как "во внутреннем дворике театра" им предстоит отрабатывать зарплату

Сенсационному решению руководства "выступать во внутреннем дворике театра" (подобных новаторств в Санкт-Петербургском театре имени Мусорского еще не практиковалось никогда) ужаснулись не только исполнители, но и невольные слушатели артисты, живущие в квартирах при театре, перед которыми и будут "дебютировать" оркестр с хором

- Я две недели назад родила сына, - впустила к себе корреспондента Наталья, оперная певица Михайловского театра, на кровати крохотный человечек в пеленках. - Теперь у меня под окнами каждый день будет орать профессиональный хор и играть оркестр. Как мы с малышом будем здесь жить?..

Вместе с оперной труппой в консерваторию отправился с 1 июня и прежний директор Станислав Гаудасинский. Пока он продолжает репетировать новую оперу Александра Чайковского "Три мушкетера", премьера которой запланирована в июне. Однако от публичных комментариев Гаудасинский воздерживается, а в разговорах с друзьями замечает, что, скорее всего, это будет его последняя работа в театре. Коллегам-артистам он пообещал: "буду держаться сколько смогу". Однако Владимир Кехман всячески приближает момент ухода. Гаудасинского не выгоняют (не могут - у него контракт с городским комитетом культуры), но выживают. Прямо, грубо, без обиняков Станислава Леоновича попросили освободить директорский кабинет. Кехман аргументировал "выселение" Гаудасинского: "Здесь будет комната для приема VIP-персон, приезжающих на спектакли".

До последнего времени нынешний художественный руководитель искал встречи с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, а потом вдруг перестал. В театре считают, что это связано с одним "некрасивым" эпизодом.

В этом году, рассказывают артисты, 4 марта, когда Гаудасинский отмечал очередной день рождения, его прибыл поздравить представитель администрации Президента РФ. Он сообщил, что Станислав Леонович представлен к правительственной награде. Вскоре в театре увидели приказ о награждении народного артиста Станислава Гаудасинского Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Награду бывший директор Михайловского театра должен был получить из рук Президента Владимира Путина. По слухам, на эту встречу с Путиным Гаудасинский тоже рассчитывал. Хотел успеть хоть что-то сообщить главе государства, говорят артисты. Но встреча не состоялась. В администрации Петербурга Гаудасинскому сказали: награждение отложено, получишь орден в следующем году

А новый директор продолжает устанавливать свои порядки в театре. Он, между прочим, утверждает, что губернатор города Валентина Матвиенко "извещена обо всех его проектах и полностью одобрила их". Будущий театральный сезон Владимир Кехман планирует открыть 7 октября (на месяц позже, чем обычно). Где, как, с кем и чем (репертуар еще даже не обсуждался) сплошные знаки вопроса. Артисты настолько лишены информации, что даже не строят предположений. Сомнений не вызывает только то, что новый сезон Михайловский театр начнет с премьеры: Кехман - в октябре

Нина Петлянова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости16 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама