ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 13 февраля 2003, 15:56

Берем, когда хотим. Как федеральный центр участвует в "формировании" областного бюджета

// Санкт-Петербургские ведомости, 028, стр. 4
В отличие от прошлого года, когда бюджет был сбалансированным - доходы равнялись расходам, бюджет нынешнего года утвержден со следующими показателями: при доходах 8,6 миллиарда и расходах 9,8 миллиарда рублей, бюджетный дефицит составляет 1,2 миллиарда рублей, или 14,1 процента. Это лишь немного меньше предельной величины в 15 процентов, определенной Бюджетным кодексом РФ и областным законом.
Выходит, что областное правительство сделало в бюджетной политике шаг назад?
Дефицит выглядит тем более странным, если вспомнить, что прошлый год побил все рекорды по росту промышленного производства - областной показатель 35,6 процента заметно превысил средний по стране. А ведь к высоким темпам экономического роста Ленинградской области на протяжении последних лет уже привыкли. Прибавка в областном хозяйстве давала надежду, что соответственно возрастет и бюджет региона.
Но у богатых свои проблемы - не только у людей, но и у регионов. Конечно, престижно считаться регионом-донором, который не только удовлетворяет свои потребности, но и России дает средств больше, чем от нее получает, но в нашей стране это звание не слишком выгодно.
Впрочем, и в Италии обитатели северных Милана и Турина тоже порой выражают несогласие с перераспределением средств в пользу музыкальных, но бедных жителей Неаполя или Палермо. На то и существует бюджетный федерализм, чтобы выравнивать условия в едином государстве.
Но особенность России в том, что перераспределение финансового пирога может произойти неожиданно, что, мягко говоря, затрудняет политику по привлечению инвесторов, ведь льготы в этой сфере даются не на один год.
В данном случае, когда проект бюджета на 2003 год был уже готов вчерне, федеральный центр изменил порядок распределения доходов. Если бы доходы в бюджет зачислялись так же, как в 2002 году, рост благосостояния области составил бы 28 процентов. Новые правила игры привели к тому, что доходы области поднялись лишь на 2 процента. В абсолютных цифрах 26 потерянных процентов - это примерно 3,4 миллиарда рублей - сумма, которая намного превышает дефицит. Одно такое изъятие превышает весь бюджет некоторых российских регионов.
Самый чувствительный удар по финансам области Москва нанесла, перераспределив акцизные сборы.
Ранее регионам обещали оставлять сто процентов дохода от акцизов на табачные изделия еще в течение двух лет.
На деле же с 2003 года они целиком уходят в центр. Только одна эта новация стоила области 2,5 миллиарда рублей.
С алкогольными акцизами удар получился мягче: забрав все сто процентов сборов с заводов, центр полностью отдал регионам доходы с акцизных складов. В проигрыше оказались те регионы где, грубо говоря, больше водки делают, чем выпивают. Ленинградская область, в которой находятся крупные ЛВЗ в Кингисеппе, Киришах, Всеволожске, как раз относятся к таким регионам, ее потери от изменения порядка распределения алкогольных акцизов составят 300 миллионов рублей.
Пересмотр акцизной политики, который был продавлен через парламент, несмотря на понятное противодействие депутатов от теряющих деньги регионов, центром обосновывался необходимостью компенсировать вред от потребления подакцизных товаров. Например, никотиновые смолы разрушают легкие курильщика за многие тысячи километров от табачной фабрики. Медицинские и социальные расходы - неизбежные последствия потребления табака и водки - несут одни, а доходы от этого достаются совсем другим.
Но акцизы - не единственные потери бюджета области. Центром на 600 миллионов рублей сокращены были источники формирования дорожного фонда.
Еще один ущерб от федеральной власти связан с изменением положения Ленинградской атомной станции. Потеряв статус самостоятельного предприятия и превратившись в филиал государственного концерна атомной энергетики, ЛАЭС лишила область налога на прибыль и платежей в дорожный фонд. Общие потери области от изменения статуса станции первый заместитель председателя областного комитета финансов Евгения Гресь оценивает в 300 миллионов рублей, хотя реформа и сопровождалась заверениями в ее безболезненности для региона.
В результате области придется залезть в долги: способом финансирования дефицита станет выпуск облигаций. Как отмечает Евгения Гресь, еще до дефолта 1998 года область успешно размещала свои ценные бумаги на биржах Санкт-Петербурга. Сейчас момент для возвращения на фондовый рынок выглядит достаточно удачным - инфляцию удалось обуздать, а с ее темпами упала и стоимость заимствований, кроме того, устойчивый экономический рост создал репутацию платежеспособного заемщика, а такая репутация - это деньги в прямом смысле слова. Через облигационный заем планируется занять 800 миллионов рублей, впрочем, точный объем и срок займа еще не определен.
Хотя размер выделяемых из центра средств - того самого "подарка" больше дефицита, специалисты комитета финансов области считают, что эти средства не смогут в полной мере возместить финансовые потери региона. Средства из федерального бюджета - целевые. Они направлены на реализацию программы дорожного строительства (например, сооружение объездных дорог вокруг Луги и Выборга), а также реализацию льгот, предусмотренных федеральными законами (по оплате жилищно-коммунальных услуг, социальной поддержке детей и инвалидов, лиц, пострадавших от катастроф на атомных объектах и др.).
"Эти средства нельзя перекинуть на другие статьи, например использовать при ликвидации аварий на теплотрассах. Фактически, они через областной бюджет транзитом идут к получателям", - заявили в комитете финансов.
В областном правительстве надеются, что из федерального бюджета за счет еще не распределенных правительством 12,3 миллиарда рублей, предназначенных для поддержки регионов, придет что-то еще, но если область и получит прибавку, то опять же целевым назначением.
Но при всех трудностях областное правительство называет бюджет социально ориентированным. Например, предусмотрено в течение года поднять зарплаты бюджетников, получающих деньги по ETC из областного бюджета (это врачи, социальные работники, учителя), на тридцать процентов - вдвое обогнав по этому показателю инфляцию. Предусмотрено выделить 252 миллиона рублей на материально-техническое обеспечение школ, средства пойдут на оснащение центральных районных и областной клинической больниц, будет проведена реконструкция больницы в Кировске, открыты пять фельдшерско-акушерских пунктов. Появится пристройка к школе в Сиверском (Гатчинский район), новая школа в Плодовом (Приозерский район), дом престарелых в Подпорожском районе. Продолжатся финансируемые из областного бюджета работы по переводу котельных с мазута на газ.
Областные власти надеются, что продолжающийся экономический рост позволит сократить дефицит. Но никто не даст гарантии, что после этого не произойдет нового изъятия доходов.

Алексей Миронов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости17 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама