ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

_сми.публикации 16 октября 2002, 18:14

Бесплатный проезд на маршрутке: нонсенс или социальная справедливость?

// Час Пик, N 042, стр. 5
О льготах и адресной помощи - в шутку и всерьез В начале октября депутаты городского парламента приняли в первом чтении документ, вносящий поправки в закон с очень мудреным названием: "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общественного пользования в Санкт-Петербурге", а проще говоря - о маршрутках. Если поправка пройдет все три чтения, то льготники, в том числе и пенсионеры, получат право ездить на маршрутках бесплатно. Ура! - добились социальной справедливости. Правда, казна города выложит транспортникам за эту "справедливость" 400 млн. рублей - деньги, на которые можно починить лишние 600 кровель, оказать адресную помощь пенсионерам и т. д. Но это детали... А если всерьез, то это очень большая сумма для нашего города. Судите сами: за девять месяцев этого года расходы бюджета Петербурга, связанные с предоставлением льгот, составили почти 3,839 млрд. рублей. Из них на социальные льготы и поддержку малообеспеченных семей пошло менее трети (1,348 млрд. рублей), на компенсации транспортникам за проезд льготников - более четверти (847,6 млн. рублей) и на компенсации за льготников ЖКХ - чуть ли не половина (1,643 млрд. рублей). Короче, всерьез говорить о доплатах из бюджета еще и маршруткам - нонсенс. Поэтому неудивительно, что второе чтение документа депутаты отложили на два месяца. Мудро - пусть схлынет неизбежный предвыборный популизм, а там за дело возьмутся депутаты ЗакСа нового созыва. И, всего вероятнее, маршрутки просто назовут маршрутными такси, и они по-прежнему будут возить народ только за деньги, город же сбережет средства на более насущные проблемы - детский отдых, капремонт и пр. Однако вопрос с маршрутками - это вершина айсберга. В глубине - проблема перехода от права на льготу к адресной помощи конкретному живому человеку. Действительно, моей маме почти восемьдесят, и на метро она последний раз ездила лет пять назад. Спрашивается, с какой стати город перечисляет деньги монополисту метрополитену за ее проезд? Может быть, лучше отдать эти деньги в руки пожилого человека, и он сам решит, как их потратить: кататься ли два раза в неделю на метро, один раз в месяц на такси или просто купить лишний килограмм яблок? Удивительно, но российский закон до сих пор предоставляет льготу, в частности на проезд в общественном транспорте, всем пенсионерам, всем афганцам и т. д. Точно так же бюджет доплачивает за льготников "вообще" в сфере коммунальных услуг, здравоохранения (бесплатные лекарства) и т. д. В результате государство (бюджет России и Петербурга) тратит деньги на компенсации без адреса, а реальный человек с доходом ниже уровня бедности не получает самого необходимого для жизни. К тому же доплаты за льготников ложатся тяжким бременем на бюджет, мешают росту экономики, а значит, и росту зарплат и пенсий. Право на льготу - суррогат помощи О необходимости перехода к адресной помощи населению не раз говорили президент и его команда, члены кабинета министров и депутаты. Этот вопрос пытаются сдвинуть с мертвой точки и в регионах, где начинается реформирование бюджетной системы. Но воз и ныне там... Почему? Да потому, что в середине 90-х годов было принято огромное количество федеральных законов в социальной сфере ("О ветеранах", "О защите прав инвалидов", "Об основах социального обслуживания в РФ" и т. д.), которые тут же нарекли популистскими. Тогда государство было не в состоянии помочь "живым" рублем конкретному человеку и предоставило помощь не в виде денег, а в виде права на льготу. Допустим, человек имеет право бесплатно пользоваться городским транспортом (платить полцены за тепло и свет, получать бесплатные лекарства), а если он не ездит на транспорте - его дело. Транспортникам же (энергетикам, коммунальщикам, аптекарям) затраты за льготников компенсировали из бюджета, но не в полном объеме - максимум 50-60% от положенного. Вроде бы "и волки сыты, и овцы целы". Пусть так, но почему сегодня не перейти от льгот каким-то категориям граждан к выплате денежного эквивалента этих льгот? Оказывается, "скоро сказка сказывается", да федеральный закон не позволяет регионам самостоятельно решать этот вопрос. К тому же действующий закон "О государственной помощи малообеспеченным гражданам" не предусматривает учета денежного эквивалента льгот в совокупном доходе семьи. В Комитете по труду и социальной политике говорят, что из-за этого многие семьи, где есть льготники, имеют совокупный доход с учетом денежного эквивалента льгот выше, чем доход огромного количества семей, допустим, бюджетников (мама и папа учителя или врачи, двое детей, и нет никаких льгот). Кроме того, немало пенсионеров не попадают ни в одну из льготных категорий, но относятся к малообеспеченным людям и нуждаются в помощи. Одно хорошо: закон подтвердил, что помощь и финансовая, и натуральная (обеды, вещи, продукты) предоставляется по признаку малообеспеченности, а не всем льготникам подряд. Правда, это позволяет кому-то получать помощь из бюджета дважды: как малообеспеченному и как льготнику, а кому-то ни разу. Почему? Да потому, что, если человек получает льготы, но у него размер пенсии на 10-100 рублей меньше прожиточного минимума, то он имеет право еще и на помощь от государства как малообеспеченный. Справедливости ради скажем, что к льготам в нашей стране отношение весьма неоднозначное. Одни считают, что льготы - это благодарность государства людям, которые отдали ему все, что могли, и они должны быть. Другие - что гражданин должен получать не льготу, а достойную заработную плату и пенсию, позволяющую ему нормально оплачивать услуги. А уже к этому государство должно добавить такую систему услуг, которой легко воспользоваться. Пора дотировать не учреждения, а людей Сегодня город уже может перейти от дотаций учреждениям за льготников к выплате денежных эквивалентов льгот живым людям. Это даже легче для бюджета. Именно поэтому Петербург предложил принять федеральный закон, дающий право регионам самостоятельно решать вопрос о переходе от льготы к выплате ее денежного эквивалента. Плюс к этому город внес проект закона, который предусматривает учет денежного эквивалента предоставляемых льгот в общем доходе семьи. Но пока судьба этих законопроектов в Думе неясна, хотя на первый взгляд кажется, что они должны приниматься депутатами на "ура". Но это на первый взгляд. На самом деле все боятся народного гнева, пусть даже и не праведного. А гнев очень даже возможен. Реакцию реального пенсионера - ветерана труда, привыкшего ездить везде и всюду бесплатно и получившего вместо льготы компенсацию в 70-80 рублей на месяц (а больше вряд ли получится!), предугадать несложно. К тому же противники перехода на денежный эквивалент льгот говорят, что если заменить, например, право на получение бесплатных лекарств на выплату денежного эквивалента, то "наш человек" завтра пропьет эти деньги. На это можно сказать только одно: у человека должно быть право выбора - лечиться или пить... Что в сухом остатке? Налицо малюсенькие шаги в сторону адресной помощи населению. Так, недавно Минобороны увеличило довольствие военным, в том числе и для того, чтобы они платили за коммунальные услуги наравне с гражданскими лицами. Кроме этого, полным ходом идет создание федерального регистра населения РФ - это база данных, в которой будет все о каждом российском подданном: фамилия, возраст, доход и т. д. В нашем городе, как говорят в администрации, реестр появится уже в 2003 году. Это наконец позволит более корректно учитывать доходы россиян и всерьез говорить о переходе от льгот к адресной помощи.

Елена Непомнящая


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама