ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 25 марта 2003, 16:40

Потехина Ирина Петровна: Частная жизнь - самый лучший подарок!

10 часов утра. Смольный. Из-за двери кабинета председателя Комитета по печати и связям с общественностью Ирины Петровны Потехиной доносятся отголоски уже далеко не первого за это утро разговора с одним из посетителей вице-губернатора.
Сегодня и нам удалось побеседовать с Ириной Петровной.

- Ирина Петровна, вероятно, логичнее начать нашу беседу с самого приятного: поздравить вас с наступлением весны, не календарной, конечно, но с весенним солнцем поздравить можно.
- Не уверена, что весна настала. В газетах пишут, что она пришла, а я пока еще не успела заметить. О чем мы будем говорить?

- Давайте поговорим о насущном: о Фонде по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга. И начнем говорить об уходе Бориса Леонидовича Киселева из фонда.
Что, по-вашему, послужило причиной его ухода (прессе он заявил о непонимании своих функций)?
-Я бы сказала, что он так и не пришел.

-Ваша оценка хода подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Есть ли деньги в фонде?
-Подготовку к 300-летию надо совершенно четко делить на две, практически независимые друг от друга, части. Первая из них - это подготовка самого города, та самая программа подготовки города, которой руководит Государственная комиссия во главе с президентом. Это и реконструкция исторической части города, и создание художественной подсветки на всех наших красивых мостах, зданиях, сооружениях, строительство новых набережных, ремонт мостов. Таких объектов несколько сотен, начиная от глобальных, как кольцевая дорога или ликвидация размыва в метро, и заканчивая скромными в масштабах вселенной, но очень значимыми для людей, - открытием новых поликлиник, созданием парков и скверов.

-Неужели на этот раз все работы будут выполнены вовремя?
-Многие объекты не будут сданы к 27 мая, и с самого начала даже не было такой задачи. Очевидно, что такую стройку, как кольцевая дорога, невозможно сделать в столь короткие сроки. Хотелось, чтобы к 27 мая сделан был максимальный объем работы, чтобы было запущено хоть, например, восточное полукольцо. Но мы располагаем на создание кольцевой дороги теми ресурсами, которые выделяет Федеральный центр, поэтому все работы ведутся в полном соответствии с финансированием. Если финансирование прекращается по каким-то причинам, не зависящим от нас, значит, работы приостанавливаются. Сейчас многие работы ведутся не последовательно, как обычно в нормальной жизни, а параллельно именно для того, чтобы максимально ускорить сроки. Все объекты, входящие в программу подготовки к празднованию 300-летия, финансируются из бюджетных источников - из федеральных и из городских. Есть объекты, по которым комбинированное финансирование, как например, ликвидация размыва в метро. Кстати, что касается ликвидации размыва в метро, здесь львиную долю берет на себя город, а Федеральным центром оплачивается лишь 10-15 процентов.

-Итак, это лишь первая часть, как вы сказали, подготовки к проведению юбилейных торжеств
-Второе направление подготовки к празднику - подготовка к собственно праздничным мероприятиям. Мы можем говорить о юбилейной декаде как самой звонкой. Но, в принципе, у нас юбилейный год весь насыщен мероприятиями. Есть такой том, где все эти мероприятия перечислены по направлениям: спортивные, международные, культурные мероприятия. Их огромное количество. Говоря о юбилейной декаде, следует отметить, что праздничные торжества не будут финансироваться государством - ни Федеральным центром, ни городом. Но поскольку финансировать мероприятия нужно в любом случае, нужно где-то находить деньги. Можно привлекать внебюджетные средства, то есть спонсоров. Эти деньги нужно куда-то складывать, для этого был создан фонд. Ему уже более двух лет. Но как обычно студенты начинают готовиться к экзамену в последние три дня, так же и с фондом происходит. На протяжении первого года был один-единственный спонсор, с которым был реально заключен договор. В последний год работа активизировалась. Сейчас, понятно, самая жаркая пора времени почти совсем не осталось, забот еще много.
В начале 2002 года на работу в фонд пригласили Александра Сергеевича Запесоцкого. Не могу сказать, что он с большим восторгом отнесся к этому предложению. Было ясно, что он действующий ректор, который не уйдет со своего поста, а значит будет работать на два фронта. Александр Сергеевич взял на себя очень тяжелую часть работы, которая была связана с юридическими, правовыми и прочими подготовительными вопросами. Ни для кого не секрет, что фонд рассматривают под увеличительным стеклом. Это абсолютно правильно, потому что деньги спонсоров не принадлежат ни Потехиной, ни Шаразыковой. Деньги спонсоров принадлежат горожанам, поэтому к этим деньгам должно быть самое пристальное внимание общественности. Все должно быть сделано со скрупулезной юридической точностью, в полном соответствии с законодательством. Поскольку такие мероприятия не являются нормой, то нет и никакой практики. Приходилось проводить целые экспертизы, что соответствует законодательству, что нет. Александр Сергеевич провел очень большую работу с точки зрения налогового законодательства, законодательной базы, что возможно, что невозможно. Все спонсоры, готовые профинансировать ту или иную часть праздника, они, конечно, замечательные люди, но у них у всех есть свой коммерческий интерес. Они хотят засветить собственную торговую марку, хотят привлечь внимание к собственной фирме. Поэтому фонд перед спонсором берет очень большие обязательства. Когда приходит такой гигант, как Samsung, который вообще не является активным спонсором - это не его социальная политика, он за свое спонсорство многого хочет, и мы должны выполнить все, что в наших силах.

-Вообще спонсоры склонны идти на компромисс или скорее разговаривают в ультимативной форме?
-С теми, кто предъявляет ультиматумы, разговаривать нет смысла. Общение с каждым спонсором индивидуально. Поработать над созданием концепции привлечения спонсоров и работать конкретным рекламным агентом - совсем не одно и то же. Поэтому Александр Сергеевич в конце года отчитался, что он все, что мог, выполнил: разработал схему привлечения денег, даже подписал несколько контрактов, наладил систему. И попросил, чтоб мы его отпустили. Наладить систему большой этап работы. Теперь эта система должна работать как конвейер.

-Вы говорили об огромном объеме работы. Как удается со всем справляться?
-Мы сейчас в таком режиме работаем, когда нет никаких выходных, 17-18 часов в день - это уже норма. Думаю, в таком режиме мы будем продолжать жить и когда праздник закончится, потому что расходование денег требует отчета. Все должно быть абсолютно чисто, финансистам и юристам работы хватит до конца года. Поэтому, когда Александр Сергеевич уходил, мы поставили на правлении вопрос о том, что хорошо было бы ввести еще одну руководящую должность председателя фонда. У нас был генеральный директор фонда и председатель правления. Правление - политическая власть, которая не работает в ежедневном режиме, поэтому председатель попечительского совета тоже власть политическая. А нужны люди, которые, что называется, в лавке сидят и занимаются фондом с утра до вечера. Предполагалось, что один из этих людей, председатель фонда, - человек с представительскими функциями, то есть главный переговорщик. Для того чтобы кого-то привести за руку и посадить за стол переговоров, нужно этого кого-то сначала найти, потом его убедить, что ему нужно принимать в этом участие, и, может, даже долго-долго убеждать, и после того, как он сказал: Yes! Я дам вам 100 тыс. долларов, - передавать его в руки генерального директора, юристов, финансистов для заключения договора.

У председателя фонда по уставу нет права финансовой подписи. Я читала в прессе его заявления о том, что он не желает быть свадебным генералом. Я тоже в фонде никаких документов не подписываю. Но это не значит, что мы с директором каким-то образом дублируем друг друга. Работы столько, что хватит еще на десетерых. И по-человечески обидно, что Борис оказался вне команды. Но это его право. Невозможно заставить человека работать с должной самоотдачей, если у него нет личной мотивации. Вероятно, личная мотивация оказалась недостаточно высока.

-На начальном этапе функционирования фонда Александр Сергеевич Запесоцкий заявил, что соберет 20 млн долларов для проведения юбилея Санкт-Петербурга. Как с тех пор изменилась эта сумма?
-Откуда взялась цифра в 20 млн долларов? Около 12 млн долларов, если я не ошибаюсь, было потрачено на праздничные торжества в Москве - это одна возможная отправная точка. Другая - у нас существует огромный пакет заявок на участие в праздничных торжествах. Если просуммировать все эти заявки, наберется сумма, многократно превышающая 20 млн долларов. 20 млн долларов - достаточно гипотетическая сумма. Мы исходим из посыла: есть мероприятия обязательные, без которых праздник не может состояться: официальная церемония открытия, главный праздник водной феерии, парад военных оркестров, международный карнавал-парад и т.д. И существует огромное количество заявок, которые хотелось хотя бы частично осуществить. Если найдутся спонсоры. Но даже если состоятся только обязательные мероприятия, потребуется сумма в несколько миллионов долларов. Сумма плавающая, потому что все сметы поджимаются - мы должны соединить желаемое с действительным.

-Если бы вам пришлось написать сочинение на тему Ситуация в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Как бы оно выглядело?
-Надеюсь, нашим школьникам никогда в жизни не придется писать сочинение на подобную тему. Есть обывательский взгляд на эти вещи, есть взгляд сугубо политический. Если говорить о взгляде обывательском, я вас уверяю, 90 процентов населения вообще не знают, а если и знают, то не понимают, что там происходит.

-Ну, а взгляд политика?
-Когда власть превращается в цель, это ничем хорошим не заканчивается. Любая власть законодательная, исполнительная лишь средство для решения проблем. ЗакС средство для решения городских проблем. А сейчас депутаты фактически принимают решения за горожан идти губернатору на третий срок или нет. Ситуация совершенно анекдотическая. Губернатора, у которого самый высокий рейтинг как политика, просто отстраняют от возможности избираться в губернаторы на третий срок только потому, что все совершенно уверены, что уж если он пойдет на выборы, то точно победит. Если вы уверены, что этот человек не должен стать губернатором снова, выставьте сильную кандидатуру, объясните горожанам, что новый человек достойнее. А когда говорят: нет, мы его не пустим, - это страшно демократично для самого демократичного города России.

-Женщина в политике. Уютно ли?
-В политике вообще не может быть уютно. Если человек хочет уюта, то ему нечего делать в политике. Но если человек выбирает себе такую судьбу, он должен себе четко представлять, на что идет.

-Феминизм. Насколько близка вам эта тема?
-Ненавижу феминисток! Они идут против природы, которая предложила мужчине и женщине разные роли. Феминистки говорят о равенстве между мужчиной и женщиной. Не может быть равенства ни при каких условиях. Вот когда мужчины научатся рожать, тогда мы будем равны. А раз мужчины и женщины разные, то и права у них должны быть разные. Женщине нужно дать возможность прийти во власть, если она чувствует в себе силы. Но перед принятием решения нужно 10 раз подумать, а есть ли эти силы или нет.

-Завершая нашу беседу: какой подарок вызовет искренний восторг у женщины-политика Ирины Петровны Потехиной, обладающей той самой силой, о которой мы только что говорили?
-Смотря от кого этот подарок. А вообще я бы лучше на подарок судьбы рассчитывала - свободное время. Женщина во власти должна смириться с отказом не от личной, но от частной жизни. Это очень тяжелый отказ. Он не связан с выбором карьера - семья. Чушь! Семью и карьеру можно совмещать, если спутник жизни разделяет ваши взгляды. Поэтому частная жизнь - самый лучший подарок, потому что это и общение с ребенком, и общение с мужем, и общение с книгой.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама