18+
полная версия

Новости Статьи Интервью Медиатека Выборы-2019 Муниципал



15 апреля 2003, 17:59   _сми.публикации

Эмма БЕЛЕНКОВА // Метрополитен планирует дополнительные прибыли, в очередной раз залезая в карман пассажира // Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург), 070, стр. 1,2
Замена единого проездного билета на основе магнитной карты на именной с фотографией на основе бесконтактной смарт-карты (БСК) обернется не только дополнительными хлопотами и материальными затратами в размере 154 руб. 50 коп. для пассажиров, но и реконструкцией турникетов на всех станциях метро. Впрочем, заместитель главного инженера Петербургского метрополитена Игорь ВЫБОРНОВ настаивает на целесообразности этой операции:
- Все наши станции оснащены турникетами петербургского предприятия "ЭЛСИ" ("Электронные системы"). Срок эксплуатации механизма считывания информации с магнитной карты, установленного на турникете, десять лет. То есть уже подошло время поэтапной замены считывающих устройств.
Изначально конструкция турникета была рассчитана и на внедрение более прогрессивной технологии БСК.
Стоимость считывающего устройства для магнитной карты составляет около трех тысяч долларов. Для бесконтактной - всего 200 долларов. Вот такая разница в цене. Плюс несоизмеримо уменьшаются эксплуатационные расходы.
То есть, с экономической точки зрения, чрезвычайно выгодно перейти как раз на более дешевые и удобные бесконтактные карты. Переоснащение турникетов, а этот процесс уже идет, обойдется Метрополитену в 1 млн 200 тысяч долларов. - Как внедрение смарт-карт повлияет на скорость обслуживания пассажиров?
- По сравнению с магнитной скорость обработки бесконтактной карты выше в пять раз. Пассажир может проходить через турникет, даже не вынимая проездной из кошелька. Нужную информацию считывающее устройство все равно получит. Таким образом, важное преимущество БСК - увеличение пропускной способности турникетов.
Сейчас, чтобы не создавать свалку в вестибюле, на некоторых станциях в часы пик мы вынуждены закрывать одну дверь. Электроника не справляется с пассажирским потоком. При обслуживании смарт-карты пропускная способность турникета зависит только от скорости передвижения самого пассажира. - Нагрузка на метро возрастает, а количество касс остается неизменным. Теперь кассиры еще будут заняты и оформлением БСК. Будем плодить очереди? - Очереди у касс, как правило, образуются в конце и начале месяца, когда студенты в последний момент просыпаются и бегут за проездными. Держать дополнительный штат кассиров всего на несколько дней, а тем более обустраивать дорогостоящую кассу, невыгодно.
Но, я думаю, уже в текущем году на станциях появятся первые автоматы для кодирования карт. Импортные автоматы в требуемом количестве мы не можем закупить, они дороги. Поэтому сейчас работаем с несколькими нашими фирмами. Цена отечественных автоматов раза в три-четыре дешевле. - По новым правилам, обезличенный проездной превращается в именной с фотографией. Зачем это делается? Чтобы контролерам было удобнее ловить "зайцев"? - Именной билет, потому что льготный! Единый проездной пассажир покупает за 360 рублей, хотя его реальная стоимость порядка 900 рублей. Дотацию за льготный проезд пассажира Метрополитен получает из городского бюджета. И с нас требуют отчета о целевом использовании бюджетных средств. Поэтому льгота должна быть не обезличенной, а адресной.
Как видим, Игорь Выборное весьма убедителен, рассказывая, насколько, с экономической точки зрения, внедрение смарт-карт выгодно Метрополитену. И реконструкция турникетов в конце концов многократно окупится. Но если это так, почему пассажир должен монополиста спонсировать в размере 154 руб. 50 копеек с каждой головы?
Даже за новый паспорт при обмене горожанин заплатил всего 53 рубля, а тут в три раза больше! К тому же обмен единого проездного на основе магнитной карты это только первый этап в ряду аналогичных обменов. Следующим шагом будет обмен на смарт-карты всех прочих видов магниток. Значит, придется платить, платить и платить!
Другая сторона вопроса. Студент, уже пользующийся БСК, томится в очереди не только потому, что поздно спохватывается и бежит к кассе. На перекодировку смарт-карты на следующий месяц по технологии у него крайне ограниченное время. В таком же положении теперь окажутся и обладатели единых проездных на основе БСК. Магнитка в этом плане более удобна. У многих пассажиров в ходу по две карты, что позволяет сделать перекодировку на следующий месяц заранее. Спасут ли положение обещанные автоматы, да и когда они появятся, - большой вопрос.
А вот то, что БСК могут приобрести только жители, имеющие регистрацию в Петербурге и Ленинградской области, согласитесь, справедливо. Сегодня льготными проездными, дотируемыми из городского бюджета, т. е. за счет налогоплательщиков-петербуржцев, охотно пользуются многочисленные гости северной столицы, приехавшие погостить или поработать без регистрации на долгие месяцы, а то и годы.