ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 мая 2003, 14:53

Закон принят два в уме

Нынешнему составу городского Законодательного собрания хочется аплодировать стоя. С места в карьер, приступили они к совершенствованию Законодательной базы Санкт-Петербурга. Законотворческая деятельность столь сильно захватила народных избранников, что даже положенные по местному парламентскому этикету обвинения в адрес городской исполнительной власти, в целом, и губернатора Владимира Яковлева, в частности, стали звучать редко и как-то вяло.
Пожалуй, единственное на что депутаты отвлекались от своей тяжелой работы, так это на регулярное выражение глубочайшего почтения приятной во всех отношениях Валентины Матвиенко. Тут их можно понять: в российском политическом бомонде ныне считается хорошим тоном по поводу и без повода высказывать преданность нашему Президенту. Но Президент, к сожалению, в Петербурге бывает нечасто, а потому демонстрировать полную поддержку и преданность приходится в адрес того, кто его функции представляет. Если нет возможности поклониться королю, можно поклониться его шляпе, оставленной на стуле.
Но как уже было отмечено, основное время труженики Мариинского дворца тратят на деятельность законотворческую, а потому архиполезную.
Принятие ими Закона Санкт-Петербурга о выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга губернатора Санкт-Петербурга событие, по большому счету, эпохальное.
История вопроса такова: в городе до сих пор действует Закон о выборах губернатора, принятый в 1996 году. Между этим Законом и городским Уставом есть некие противоречия - маленькие, но достаточно серьезные. Так, Устав повелевает выбирать губернаторов в первое или второе воскресение апреля, а в Законе этого нет, что оставляло пространство для политического маневра.
Городская общественность до сих пор с ужасом вспоминает, как буквально четыре года тому назад, по инициативе губернатора Яковлева, чуть было не прошли в городе досрочные выборы главы исполнительной власти. Тогда Яковлеву не только удалось провести через ЗАКС решение о проведении досрочных выборов и совмещении их с выборами в Государственную Думу, но даже начать избирательную кампанию. Правда, не тут то было. Оппоненты Яковлева быстро вывели его на чистую воду. Аргументы о том, что совмещение выборов - никакая не военная хитрость, а только способ сберечь малую толику из городского бюджета, никого не убедили. А даже если бы и так, что значит какая-то экономия по сравнению с исполнением норм, прописанных в городском Уставе. Высшая судебная инстанция напомнила всем участникам процесса, что закон только тогда Закон, когда он исполняется буквально. А иное от Лукавого.
Приняв новый, соответствующий городскому Уставу, Закон, наши депутаты, наконец-то, вбили осиновый кол в сердце анархии и волюнтаризма.
Теперь дело за малым - как только Закон подпишет губернатор и его опубликуют в газетах, никому в голову не придет нарушать городской Устав. Вопрос будет закрыт раз и навсегда!
Правда, если остыть от восторгов и начать читать сей основополагающий документ вдумчиво и с расстановкой, обнаруживается, как говаривал Борис Ельцин, вот такая загогулина. В пункте 11 статьи 46, в которой говорится о таком деликатном предмете, как расходы кандидатов, написано черным по белому, что избирательный фонд кандидата в губернаторы не должен превышать тысячу МРОТов. Даже если учесть, что МРОТ величина переменная, то вряд ли к апрелю 2004 года он увеличится более чем в полтора раза. Таким образом, расходы на работу с избирателями кандидату в губернаторы предписаны практически равные расходам каждого отдельно взятого депутата Законодательного собрания во время их последней избирательной кампании.
Никто, находясь в здравом уме и твердой памяти, не поверит, что депутаты, которые нежно и трепетно относятся в различным фондам и бюджетам могли вот так, по причине банальной небрежности, пропустить в печать пункт 11 ст. 46 в столь нереальном виде.
Подобному может быть только два внятных объяснения.
Первое: все наши депутаты знают такого будущего кандидата, которому никаких средств на выборы тратить не надо. Достаточно один раз назвать фамилию этого былинного богатыря, как 99,9% городских избирателей устремятся на избирательные участки с твердым намерением вручить ему ключи от Смольного. Предвидя такой расклад, городские парламентарии решили поберечь народные денежки.
Второе объяснение не столь пасторально. Оно основано на так называемом правиле тринадцатого удара. Правило гласит: Если часы пробили тринадцать раз, то это не значит, что неверным был только тринадцатый удар под сомнением работа всего механизма. Нет, в том, что принятый городской Закон не противоречит Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации сомнений нет. Все находится в соответствии. Сомнения в том, что по этому Закону будут проведены выборы. И депутаты, работая над Законом, это крепко подозревали. Отсюда и та милая небрежность, с которой ст. 11 практически дословно списана с другого документа, точнее Закона, по которому осенью шли в ЗАКС народные избранники.
Отвлекая избирателя от реальной политической ситуации мертворожденным Законом, в ЗАКСе активно работали над другим документом.
Наши городские законодатели в тот же временной период приняли в первом чтении Закон, на основании которого возможно совмещение выборов губернатора Санкт-Петербурга с выборами в Государственную Думу. Автор Законопроекта Константин Сухенко объяснил, что вносит он на рассмотрение Законодательного собрания сей документ в целях экономии средств городского бюджета и чтобы избежать вакуума власти. Допустим, что четыре года тому назад совмещение выборов губернатора никакой экономии не сулило, а вот нынче эта смелая акция может существенно снизить выборные расходы из городского бюджета. Но это простое допущение. Сухенко сотоварищи никаких экономических расчетов не представил. Зато сослался на то, что постоянно консультируется по этому вопросу с Москвой. Не иначе, в политсовете Единой России имеется в наличии команда талантливых финансистов, озабоченных расходованием денег из нашего городского бюджета. Что же касаемо вакуума власти, то его пока нет. Всенародно избранный губернатор на месте и работает как ему положено.
Обсуждался вопрос о возможности совмещения выборов и в Уставном Суде Санкт-Петербурга. Что характерно, по инициативе тех же депутатов.
Уставной Суд разъяснил, что совмещение выборов без изменения городского Устава возможно при условии, если действующий губернатор сложит с себя полномочия не раньше 14 июня сего года. Создается впечатление, что губернатор Яковлев каждый рабочий день начинает с того, что хватает авторучку и с криком: Не хочу, не буду! пытается подписать прошение об отставке, а группа депутатов ЗАКСа во главе с К. Сухенко отнимает у него письменные принадлежности, отпаивает валерьянкой и уговаривает еще немного потерпеть.
Но ведь это не так.
Просто идет закулисная политическая возня, дабы заставить Владимира Яковлева прекратить досрочно губернаторские полномочия.
Только этим можно объяснить игры наших законотворцев и беспардонное вмешательство сотрудников Полпредства в дела городского управления. Тут поневоле добрым словом вспомнишь прежнего полпреда Виктора Черкесова. Как ни старались его подбить на то, чтобы образовал он параллельный Смольному центр власти в городе, но не шел он на это, а занимался своим делом. Во всяком случае до уборки дворов на Московском проспекте не опускался и авторитета представляемого им Президента не ронял. Единственное, в чем вмешался Черкесов в городскую жизнь, так это сколотил в городском Законодательном собрании сильную оппозицию власти губернаторской. Что собственно не противоречит всей российской политической системе, основу которой составляют различные противовесы.
Принятие Закона о выборах высшего должностного лица в Санкт-Петербурге - не что иное как симуляция урегулирования правового пространства. Демонстрация для легковерных избирателей и, если хотите, акция отвлечения внимания от того, что происходит на самом деле. А на самом деле наши депутаты вольно или невольно исполняют замысел неких московских политических технологов. Столичные умельцы реализуют проект Матвиенко в губернаторы. Для того, чтобы все прошло без сучка и без задоринки необходимы определенные условия:
1. Не дать возможным конкурентам времени на раскрутку, поэтому чем раньше Яковлев освободит место, тем лучше.
2. Совместить выборы губернатора Санкт-Петербурга с выборами в Государственную Думу, когда основные политические игроки будут задействованы на парламентских выборах.
Для этого необходимо совсем немного: уговорить или заставить Владимира Яковлева досрочно прекратить свои полномочия добровольно. Никакого хозяйственного или управленческого смысла во всем этом нет. Просто кто-то торопится произвести смену политической элиты города. А наши городские политики во всем этом проекте выступают дружной пятой колонной.
Итак, началась тайная операция по смене власти в Петербурге. Как и положено, с акции прикрытия.
Губернатору на подпись направлен Закон, который никто не собирается исполнять. Актеры городского политического театра играют пьесу, написанную неизвестным московским автором. Мы же, рядовые зрители, видим только то, что нам показал режиссер.
Участвуя в подобных позорных игрищах, наши депутаты показали, чего стоили их предвыборные обещания и чьи интересы на самом деле они представляют в нашем городском парламенте.

Сергей Марков

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама