ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 16 июня 2003, 15:48

Выборы - отдельно, демократия отдельно

В реакции на прозвучавшее заявление об угрозе демократии в северной столице питерского вице-губернатора Анны Марковой проявился замечательный парадокс: любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит. А ведь главная особенность ее заявления (пускай даже и срежиссированного - в данном случае это не главное) заключалась в другом. Маркова говорила не столько о демократии и своем желании баллотироваться в губернаторы, сколько о вполне прагматичных вещах: политический процесс в Петербурге дестабилизирован, его участники забыли о рамках приличия и о том, что жизнь основывается на законах и правилах. В том числе правилах поведения и правилах политической борьбы, без которых сложно рассчитывать на поступательное и столь милое президенту Путину стабильное развитие.
Возможно, в этом не было бы ничего особенного, ведь были уже в России калининградские, приморские и красноярские выборы. Будут теперь еще и петербургские. Как-нибудь переживем. Петербуржцы от этого, конечно, пострадают, но им хоть интересно будет наблюдать за тем, как политики открывают свои истинные лица, делая достоянием гласности переговоры и скандалы политического закулисья. А вот с политиками ситуация куда сложнее. Местные и федеральные власть предержащие терпят от этого только убытки, которые выражаются даже не столько в угрозе ухудшения их рейтинга, сколько в невозможности наладить адекватный реалиям, сбалансированный, не беспредельнический политический процесс. Да и как его сейчас наладишь, если все забыли о том, что необходимо придерживаться элементарных правил политической игры?!
Политический нигилизм в Петербурге пустил корни накануне декабрьских выборов в городской парламент, когда тогдашний полпред в СЗФО Виктор Черкесов, негласно воевавший с губернатором Владимиром Яковлевым (в том числе заведением так ничем и не закончившихся уголовных дел на вице-губернаторов), не только взял пальму первенства в контроле за предвыборным процессом, но и позволил своему окружению вдоволь насладиться использованием административного ресурса. Головокружение от успехов, как известно, опьяняет. Победители в духе революционных матросов уже в новых после выборных политических реалиях не стали искать компромиссов с городской властью. В результате хрупкое равновесие и баланс политических сил был нарушен в угоду идеи фикс-Яковлева из Петербурга любой ценой. Большевики тоже в свое время пытались раздуть пожар мировой революции, но очень скоро вынуждены были признать политическую биполярность мироустройства. Противники губернатора Яковлева учили историю, но, видимо, только ради оценки в дневнике и зачетке, потому что для окончательного выдавливания Владимира Яковлева и развала прогубернаторских сил в ЗакСе Петербурга, избрания своего спикера парламента Вадима Тюльпанова, в ход были пущены как политически-административные рычаги воздействия, так и откровенно силовые акции (визит силовиков к питерскому бизнесмену Ебралидзе, симпатизировавшему другому кандидату в спикеры, ни во что не реализовавшиеся заявления силовиков и контролеров о якобы разворовывании юбилейных денег). Причем делалось это топорно, людей или покупали или, что называется, ломали через колено. В краткосрочной перспективе эти методы оказались эффективны, зато в средне и долгосрочной перспективе они тупиковы. Почему? Политическому сообществу Петербурга дали понять, что политическую принадлежность, голосование по тому или иному вопросу можно конвертировать в реальную денежную сумму, можно переходить из лагеря в лагерь, предавать и не краснеть. То, за что раньше в более-менее имевшем представления о рамках приличия политическом эстеблишменте города полагалось бы не подавать руки стало явлением не только допустимым, незазорным, но и начало приобретать повальный характер.
Появление нового полпреда, заявление губернатора о нежелании баллотироваться на третий срок, давали надежду, что политическому нигилизму будет положен конец. Напрасно. Нет ничего более постоянного, чем временное. Валентина Матвиенко показала, что отличается от своего предшественника лишь большей слабостью к пиару. В остальном методы работы ее окружения не изменились. Более того, создается впечатление, что ринувшиеся к телу сторонники, лелеющие мысль разграбить награбленное, иногда позволяют себе несогласованные с телом действия, которые наносят вред не столько телу, сколько федеральной голове, которой в конечном итоге и придется шевелить извилинами дабы разрубить этот гордиев узел. А картина в результате разруливания политической ситуации посланниками президента (по крайней мере, они так себя позиционируют и именно прикрываются именем президента при реализации своего нехитрого набора действий) на среднесрочную перспективу получилась неприглядная.
Политическая и бизнес элиты города по-прежнему будут раздираемы противоречиями. На данном этапе эти противоречия искусственно нивелированы и загнаны в подполье недолговечной идей избавить город от Яковлева и административным давлением. Но чем сильнее будет административное давление с приближающимися выборами губернаторскими и думскими выборами, тем сильнее будет возрастать как внутреннее, так и внешнее сопротивление. В конечном итоге это приведет к открытой междусобице. Бизнес будут раздирать экономические войны за передел собственности. В политической сфере эта междусобица примет не менее крайние формы. Недолговечный союз против губернатора Яковлева в городском парламенте приведет к очередному межфракционному переделу, усилению попыток сместить посаженного Москвой словно бы на кормление спикера Тюльпанова, который за то небольшое время, что находится на этом посту, уже успел нажить своей политической негибкостью и неумелостью серьезных противников как среди своих коллег, так и в более могущественных кругах Москвы и Петербурга. Масло в огонь подольет еще и осознание депутатами ЗакСа Петербурга, что их использовали как марионеток в политической борьбе с Яковлевым, при этом, а это не вызывает никаких сомнений, их еще и лишат каких бы то ни было серьезных политических дивидендов. Более того, полпредство далее выберет линию на сведение роли парламента в городской жизни к минимуму. Депутаты, конечно, попытаются сопротивляться этому процессу, но воевать им придется с нынешним союзником полпредством.
Не менее драматично будет развиваться и ситуация с губернаторскими выборами в какие бы сроки они не прошли. Невнимание к прямым обязанностям полпреда, негибкая политика по вхождению в Петербург осложнят Валентине Матвиенко возможность выдвижения и избрания губернатором города. Проблематично это будет еще и потому, что в процесс оказались втянуты две около кремлевские группировки (москвичи и питерцы), каждая из которых будет продвигать своего кандидата. Накал и острота борьбы здесь будет определяться и тем, что по результатам, возможно, именно этой схватки своего окружения Владимир Путин будет принимать решение о том, представителям какой из своих команд доверить свои выборы. В такой ситуации вполне возможен вариант, когда женская часть списка кандидатов устроит из выборов фарс, и составит так называемую разогревающую кампанию команду. Это может быть Матвиенко-Маркова, Матвиенко-Маркова-Дмитриева. Или две последние без первой. Набор фамилий здесь принципиального значения уже не имеет. Так или иначе, но на финишную прямую кампании явно придет первым не кандидат Кремля.
Таким образом политическая ситуация в Петербурге в ближайшее время будет только обостряться. А основная вина за это лежит на плечах тех, кто стал заложником слепой нелюбви к губернатору Яковлеву, забыв о том, что у политика должны быть чистые руки, холодный разум и горячее сердце.

Алексей Смирнов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама