ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Медиатека 21 октября 2009, 14:37

Уничтоженный город: Малая Морская улица, 4 — Кирпичный переулок, 1

Историческая справка Дом построен в I четверти XIX века; в пушкинские времена здесь располагался "Отель-де-Пари" с рестораном, где не раз бывал и сам поэт. Перестроен и надстроен в 1913 году (архитектор Н.Н. Веревкин). Здание серьезно пострадало во время Второй мировой войны — в него попал снаряд, фактически срезавший угол дома. Уже в 1947 году его восстановили по проекту архитекторов Б.Р. Рубаненко и И.И. Фомина, отказавшихся от 100-процентного воссоздания утраченного облика в пользу нового решения угловой части. Здесь жили режиссер Николай Акимов  и академик Андрей Кононов, в память о них на фасаде здания были установлены две мемориальные доски.

Дом после попадания бомбы во время блокады:

Объединенная охранная зона исторического центра. В 2001 году дом на углу М. Морской и Кирпичного перереулка получил статус выявленного объекта культурного наследия.  В марте 2009 года петербургский метрополитен оплатил проведение новой историко-культурной экспертизы, по результатам которой КГИОП принял решение исключить дом из списков выявленных объектов культурного наследия, в августе 2009 КГИОП согласовал его снос.

Снесено Демонтаж здания начат 1 июня 2009 года. Работы по сносу приостанавливались в августе. Как пояснял Карповке.нет представитель подрядчика, начальник участка ЗАО "СМУ-11 Метрострой" Александр Комиссаров, в ходе демонтажа выяснилось — брандмауэры двух соседних домов держатся друг за друга и когда начали разбирать стены, по примыкающему дому (№6 по М. Морской) пошли трещины.

7 октября 2009 года гендиректор ОАО "Метрострой" Вадим Александров, докладывая вице-губернатору Александру Вахмистрову о ситуации со сносом дома, назвал ее критической. Александров сообщил, что еще 15 сентября техническая комиссия решила утеплить и укрепить брандмауэр соседнего здания, однако заказчик (ГУП "Петербургский метрополитен") на момент доклада так и  не заключил договор с Ленметрогипротрансом. В свою очередь гендиректор Ленметрогипротранса Николай Кулагин сообщил газете "Санкт-Петербургские ведомости": "Кроме нас к этой проблеме подключен ЖилНИИпроект, но документов до сих пор никаких нет. Поэтому я не могу ответить, когда мы закончим проект и во что обойдется укрепление и утепление обнаруженной стенки. Метрострой тоже в тревоге. Ведь два месяца в сущности уже упущено, а срок сдачи "Адмиралтейской" в 2011 году никто не отменял".

Что будет Коммерческо-офисный центр со встроенным вестибюлем станции метро "Адмиралтейская" (вестибюль займет  цокольный и первый этажи). В июле 2009 года пресс-служба петербургского метрополитена сообщала: "Пока неизвестно, что разместится на остальных этажах. На конец лета назначен конкурс, по результатам которого инвестор решит, строить ли там гостиницу, торговый центр или другие объекты. В настоящее время ведутся работы по обустройству подземного вестибюля. Определенности с проектом надземной части все еще нет. На словах руководство КГИОП обещает, что здание будет воссоздано, демонтированные элементы декора возвращены на место. Заказчик ГУП "Петербургский метрополитен" Демонтаж ЗАО "Главпетербургстрой", подрядчик — ЗАО "СМУ-11 Метрострой"   Проектирование подземной части ОАО НИПИИ "Ленметрогипротранс" Финансирование Бюджет РФ и Санкт-Петербурга, с заявленным привлечением частных инвестиций

Примечание О возможности сноса здания заговорили еще в середине 1990-х, когда вышло распоряжение за подписью мэра Анатолия Собчака о строительстве станции метро "Адмиралтейская". Работу над подземной ее частью метростроевцы завершили еще в 1996 году, но вопрос расположения выхода наклонного тоннеля на поверхность не могли решить еще много лет. Рассматривалось 18 вариантов, в том числе предусматривавшие организацию наземного павильона в Александровском парке, на пересечении Адмиралтейского проспекта и Гороховой улицы, и даже в здании Главного штаба. Но в итоге остановились на варианте размещения выхода в Кирпичном переулке — согласившись, что "дешевле всего" будет снести историческое здание, а потом отстроить новое по его подобию, с вестибюлем метро на первом этаже (как было сделано в случае со станциями "Маяковская" и "Невский проспект"). Кроме определенного под снос дома №1 в Кирпичном переулке (№4 по Малой Морской) решили расселить ("в целях обеспечения безопасности на время строительства") флигель дома №3, дом №6 и часть дома №2 по Кирпичному переулку, а также флигель дома №6 по Малой Морской. В общей сложности строительство вестибюля "Адмиралтейской" влекло за собой расселение более 600 жильцов. 7 марта 2007 года губернатор Валентина Матвиенко подписала распоряжение № 19-рп "О мерах по расселению многоквартирных домов по адресам: М. Морская ул., 4/1, и Лиговский пр., 153" (вторая часть распоряжения касается дома, расселяемого ради строительства наземного вестибюля станции "Обводный канал"). Пункт 2.4 этого распоряжения предписывал: в случае несогласия собственников — подготовить постановление правительства СПб об изъятии земли и жилых помещений для государственных нужд. В доме №1 по Кирпичному переулку проживали 59 собственников, 42 семьи квартировали на условиях социального найма. Администрации удалось договориться с 45 собственниками и 31 нанимателем, согласившимися переехать на пр. Энтузиастов, Индустриальный пр. и ул. Осипенко. Не желающие переселяться на окраины собственники судились почти год. В итоге часть из них все-таки приняли условия города, а 9 собственников обязали взять выкуп в судебном порядке. В июне 2008 года было заявлено о полном расселении дома и его подготовке к сносу. КГИОП согласовал уничтожение исторического здания и новое строительство в охранной зоне (хотя и то и другое запрещено законом) — по мнению руководства охранного ведомства, пострадавший во время войны дом на углу Кирпичного и Малой Морской отстроили так, что его следует теперь считать скорее советским. Тем временем на форуме www.metro.nwd.ru все чаще звучит мнение, что проходка наклонного хода будет осуществляться по старинке, с помощью морозильных установок и ручной проходки. Проходческий щит, стоивший Метрострою (а фактически Санкт-Петербургу) 20 млн евро и ожидающий запуска на "Обводном канале", скорее всего, в Кирпичном переулке работать не будет. По одной информации, для него может просто не хватить места на стройплощадке, а по другой — гарантировать сохранность зданий, сооружений и самого щита не может никто, сообщает Фонтанка.ру. Особое мнение Депутат Законодательного собрания СПб Алексей Ковалев: "Мы постоянно сталкиваемся с тем, что при решении вопросов строительства выходов со станций метро в центре города совершенно не учитывается задача сохранения исторической среды". "В итоге попадают под снос памятники архитектуры, также возникает угроза обрушения построек, стоящих рядом со станциями метро. Так было при строительстве перехода со станции "Площадь Восстания" на "Маяковскую" и выхода на вокзал, при строительстве "Достоевской" и перехода на "Владимирскую". Та же ситуация на данный момент может повториться с "Адмиралтейской" и выходом на Васильевский остров со станции "Спортивная", — считает депутат. Другие материала раздела "Уничтоженный город": Уничтоженный город: Лиговский проспект, д. 57, 59, 61, и Лиговский переулок, д. 3 Уничтоженный город: Лиговский проспект, д. 13 и 15 Уничтоженный город: 3-я Советская улица, 40 Уничтоженный город: Вознесенский проспект Уничтоженный город: Малый проспект П.С., д. 14 Уничтоженный город: Зоологический переулок, д. 2-4 Уничтоженный город: Литейный проспект Уничтоженный город: Большая Пушкарская ул., д. 22 Уничтоженный город: Пионерская ул., д. 16 Уничтоженный город: 13-я линия В.О., д. 52 Уничтоженный город: 10-я линия В.О., д. 17 Уничтоженный город: 8-я линия В.О., д. 37 Уничтоженный город: Невский проспект, дома 55 и 59 Уничтоженный город: ДК Первой пятилетки, фрагмент Литовского рынка, средняя школа № 243 Уничтоженный город: Невский пр., дома 114 и 116, угол ул.Восстания (Знаменской) -  дом 2 Уничтоженный город: Пробирная палата Уничтоженный город: 8-я линия В.О., д. 11 и 13

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама