ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 3 ноября 2009, 12:00

Инвесторы хотят поработать над ошибками Сенной площади

Сенную площадь, чей облик не раз кардинально менялся за два с половиной века существования, в последнее время называют площадью градостроительных ошибок. Исправит ли их заявленная масштабная реконструкция или усугубит? На минувшей неделе в Союзе архитекторов специалисты обсудили перспективы изменения облика Сенной на встрече, посвященной анализу архитектурной ситуации, сложившейся на второй по значимости (после Дворцовой) площади Петербурга. На ней, как выяснилось, столкнулись интересы сразу нескольких крупных инвесторов, и вероятная перестройка площади зависит от того, кому из них удастся настоять на своем.

Как безусловный плюс участники встречи отметили тот факт, что впервые за многие годы на широкое обсуждение выносятся варианты градостроительного решения на его начальной стадии — на этапе проекта планировки территории. Однако справедливую обеспокоенность экспертов вызывает то обстоятельство, что гласности предаются планы лишь двух инвесторов, в то время как интересантов здесь гораздо больше и реализация их намерений способна самым радикальным образом изменить облик Сенной площади и ее окружения.

Интересанты
Холдинг "Адамант"
Холдингу (печально известному "нечаянным обрушением" дома на углу Литейного проспекта и улицы Чайковского) принадлежит восемь торговых павильонов барачного типа, установленных на Сенной площади в рамках ее "юбилейной" реконструкции 2003 года. Сегодня эксперты единодушны в том, что площадь необходимо очистить от этого псевдоархитектурного хлама, но хозяева пытаются отсрочить демонтаж, ссылаясь на тяжелые кризисные времена, в которые-де не стоит лишать рабочих мест нескольких десятков торговцев. "Адаманту" также принадлежит коммерческий комплекс, устроенный в им же реконструированных, с надстройкой мансарды, исторических зданиях по Садовой ул., 39-41 — кан. Грибоедова, 56-58 (дома Денежкина и Фалеевой, архитекторы Беретти, Мельников, конец XVIII — начало XIX веков, выявленные объекты культурного наследия). Некоторое время назад появились тревожные слухи о том, что "Адамант" намеревается усилить присутствие в этой части Сенной площади, продолжив ее перестройку, однако подробности планов пока не разглашаются.


Дом купца Денежкина (где до 1999 года размещался магазин "Океан")


Торговые павильоны "Адаманта"

ЗАО "Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом"
Эта компания планирует соорудить на Сенной (левее ТК "ПИК") масштабный торгово-гостиничный комплекс с выходом на Гороховую улицу через цепочки торговых моллов. Реализация проекта потребует сноса внутриквартальной застройки, под угрозой дома 47 и 49 по Гороховой. Генпроектировщик концепции "реконструкции" Сенной площади, директор архитектурно-проектной мастерской "Росар" Андрей Хрустицкий неохотно комментирует вопросы о том, какой именно исторической застройкой и в каком объеме замышляется пожертвовать. Уверяет лишь, что лицевые фасады домов 47 и 49 постараются сохранить, а внутридворовые здания — "аварийные, которые сами по себе обрушаются", — демонтируют. Версию о необратимой аварийности горячо поддерживает и экс-глава КГА Александр Викторов: "Туда с наступлением темноты вообще лучше не ходить! Там все в таком жутком состоянии уже много-много лет…" Именно при Викторове был дан старт этому проекту.


Так в ЗАО "Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом" представляют "реконструкцию" исторической застройки от Сенной площади к Гороховой улице.

ООО "Концерн "Питер"
Компания, владеющая построенным ею ТК "Сенная", подготовила проект второго торгового комплекса — "Сенная-2", который планируется водрузить на место нынешнего Сенного рынка, объединив галереей со зданием первой очереди (ТК "Сенная"). Инвестор обещает ограничиться 35-метровой высотой (что вполне обеспечит доминирующее положение "Сенной-2" над исторической застройкой). Во внутреннем пространстве выходящего на Московский проспект участка компания намерена построить 8-этажный бизнес-центр с подземной парковкой (Московский пр., 10-12, литеры "Г", "Д", "Я", — на месте двух снесенных двухэтажных зданий, приобретенных компанией в собственность в 2002 году). Осенью "Питер" стал владельцем примыкающего к этим корпусам дома 8 по Московскому проспекту (памятник регионального значения), который собирается перестроить под гостиницу. "Питер" активно занимается и расселением дома на ул. Ефимова, 1-3 (где уже владеет почти 30% площадей), чтобы "реконструировать" его под 3-4-звездочный отель.


Дом Сухаревой (Московский пр., 8) — здесь, на квартире Плетнева, произошла первая встреча А.С. Пушкина с Н.В. Гоголем. Продано компании "Питер" для "реконструкции" под гостиницу.
 


Проект ТК "Сенная-2" на месте нынешнего Сенного рынка (на участке, ограниченном Московским проспектом, Сенной площадью и улицей Ефимова)
 


Это историческое здание (ул. Ефимова, 1-3) концерн "Питер" намеревается приспособить под гостиницу

ЗАО "Советник"
Право на долгосрочную аренду участка на Сенной "Советнику" досталось в 2000 году, вкупе с солидным пакетом обременений. В комплекте с разрешением на сооружение ТК "ПИК" инвестор получил целый набор обязательств: помимо традиционного финансирования развития городской инфраструктуры — благоустроить улицу Ефимова на всем протяжении, соорудить новый (взамен обрушившегося) козырек над павильоном станции метро "Сенная площадь" и обеспечить строительство часовни вблизи пятна снесенной в 1961 году церкви Успения Пресвятой Богородицы. Облик ТК "ПИК", вызывающий теперь так много справедливых нареканий, мог бы, как поговаривают, быть совсем иным — если бы чиновник, выдающий необходимые проектные согласования, не испытывал особой симпатии к некоей компании, специализирующейся на производстве и поставках стекла.

Теперь, по мнению инвестора, последствия той градостроительной ошибки может отчасти смикшировать сооружение второй очереди торгового комплекса: "ПИК-2" прикроет собой первый "ПИК", встав на месте снесенного в 1974 году здания XIX века и выровняв тем самым разорванную линию периметральной застройки. Обещают выдержать архитектурное решение второй очереди ТК в петербургском стиле и на сей раз использовать исключительно традиционные материалы. Новое здание должно соответствовать стоящему по другую сторону улицы Ефимова дому, выходящему на Сенную, и быть той же высоты. Кроме того, "ПИК-2" вберет в себя вестибюли обеих станций метро ("Сенной площади" и "Спасской"). Согласно планировочному решению, новое строительство ЗАО "Советник" обходит пятно снесенной церкви, оставляя тем самым возможность для ее воссоздания.

Кому мешает храм?
Однако кому-то очень хочется противопоставить планы "Советника" возможности воссоздания храма. Во всяком случае, в последнее время появилось сразу несколько материалов в СМИ, делающих акцент на таком противопоставлении: либо торговый центр, либо храм. Создается ощущение, что некий интересант намеренно направляет вполне ожидаемое общественное возмущение в нужном ему направлении. Кому это выгодно? В поисках ответа стоит внимательнее присмотреться вот к этой картинке:



Ниже церкви — белым цветом обозначенный существующий корпус ТК "ПИК", между ним и церковью — корпуса проектируемого "ПИКа-2", а вот массивная загогулина справа — будущий торгово-гостиничный комплекс ЗАО "Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом". Из этой объемной модели видно, что воссоздаваемый храм перекрывает подступы к отелю с наиболее коммерчески выгодного направления — непосредственно с Садовой, через Сенную площадь. Остается только проезд с улицы Ефимова и с вечно стоящей в пробках Гороховой.

С легкой руки экс-главы КГА Александра Викторова проект планировки Сенной и прилегающих территорий оказался поделен между инвесторами. И теперь вместо выработки необходимого Петербургу единого градостроительного решения идет процесс притирки планировки двух кусков, ориентированный на поиск баланса интересов двух инвесторов.

Во время развернувшейся в Союзе архитекторов дискуссии на необходимости единого проекта планировки пытался настаивать и авторитетный градостроитель Борис Николащенко. Но его предложения встретили консолидированное сопротивление как бывшего, так и нынешнего главных архитекторов. Викторов жарко убеждал, что запущенный им процесс ничем не плох, Митюрев меланхолично констатировал, что уже поздно, ибо этот самый процесс необратим.

По заказу ЗАО "Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом" планировкой начинало заниматься ООО "Росар", она же досталось в наследство ЗАО "Советник". От выступления в Союзе архитекторов главы "Росара" Андрея Хруцкого осталось ощущение, что к задаче обеспечения возможности воссоздания церкви на Сенной он относится весьма скептически.

"К сожалению, точного ответа, где именно был расположен храм, нет, — сокрушался господин Хруцкий. — Очертания везде разные. На одних планах КГИОП существующий павильон метро вгрызается в фундамент очень глубоко, на других — чуть-чуть. Конечно, нужны достоверные данные, но вот где их добыть?"

"Как это неизвестны точные границы фундамента? — возмутился в ответ архитектор Дмитрий Бутырин, почти 40 лет посвятивший изучению истории церкви Успения Пресвятой Богородицы и разработавший проект ее воссоздания. — По этому храму собран огромный материал. Перед тем как взорвали церковь, Владимир Смирнов и Юрий Денисов организовали студентов и по собственному почину провели самые тщательные обмеры. Все эти документы целы, доступны, их надо просто взять их и посмотреть".

Поддержала Бутырина и сотрудник КГИОП Зоя Юркова (автор ряда исследований о Сенной площади), напомнившая о том, что контуры основания снесенной церкви выделены на месте контрастным камнем. К тому же, по справедливому замечанию Александра Викторова, не составляет проблемы провести археологические раскопки, дабы окончательно внести ясность: "Едва ли в 60-е годы при сносе тщательно извлекали из грунта фундамент".

Юрий Митюрев продолжал настаивать на том, что на пути воссоздания храма стоят "объективные препятствия в виде капитального сооружения метрополитена, который занимает часть пятна храма". Упорство, с которым главный архитектор продолжает настаивать на этом своем заблуждении, право слово, удивляет. Ведь еще прежде, когда он заявил публично, что на историческом месте находится наклонный ход метро и построить тут церковь не представляется возможным, специалисты опровергли этот аргумент.

"Наклонный ход метро, о котором так печется главный архитектор города, идет совсем в другую сторону, — заявлял председатель архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, профессор Академии художеств, настоятель Петропавловского собора игумен Александр (Федоров). — При реконструкции павильона метро спокойно можно учесть пятно застройки храма".

"Во-первых, можно немного потеснить вестибюль, организовав, как на Московском вокзале, вход с одной стороны, а выход с другой, — пояснял Дмитрий Бутырин. — Во-вторых, можно вообще сделать подземный вестибюль, как на станции "Автово", где после входа внутрь сразу идет спуск вниз".

Довольно странно, что на встречу в Союзе архитекторов не пригласили проектировщиков Ленметрогипротранса, раз уж один из главных пунктов заявленного обсуждения — воссоздание храма — так тесно связан с проблемами метро.

Постараемся хоть отчасти восполнить этот пробел. Карта, отображающая размещение наклонного хода метро, убедительно демонстрирует — воссозданию храма он не мешает:



И вот еще что любопытно. Архивные материалы свидетельствуют: местоположение пятна снесенного храма ощутимо расходится с тем, как оно фиксируется с подачи КГИОП. Каким-то загадочным образом из границ территории памятника оказался вырезан существенный кусок. И, по нашим сведениям, этому изменению границ вовсе не предшествовала историко-культурная экспертиза, как того требует закон. Показательно, что в то время как одна рука Веры Дементьевой перекраивала границы, другая — подписывалась под КГИОП же разработанным законом "О границах и режимах зон охраны", которым церковь Успения Пресвятой Богородицы отнесена к утраченным доминантам, рекомендуемым к восстановлению.

Убрать лишнее, воссоздать необходимое
Нижний ярус колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы и гауптвахта на другой стороне, почти зеркально повторяющая нижний ярус колокольни, образовывали пропилеи, придавая сдержанную торжественность въезду в город с Московской дороги. Доминанта храма держала всю композицию, служила своего рода камертоном для окружающей застройки и — ориентиром на поворотном пункте Московской дороги, когда для следующего по ней путника таким маяком переставал быть шпиль Петропавловского собора, скрывавшийся за северным фронтом застройки Сенной площади. Колокольня Спаса на Сенной, а также вертикали Покровской церкви и Михайловского (Инженерного) замка членили Садовую на три отрезка, задавая четкий ритм. Так что воссоздание храма на Сенной — чрезвычайно важная не только нравственная, но и градостроительная задача.

Проектом Дмитрия Бутырина предусмотрено также восстановление в изначальном виде башенки на доме 1 по Московскому проспекту, подмененной по ходу капремонта на нечто несуразное. Куда глядел КГИОП, неведомо — ведь его же распоряжением 2001 года этот адрес включен в список вновь выявленных объектов культурного наследия (архитектор Я.И. Перетц, 1907-1908 годы постройки).



Чтобы площадь стала наконец полноценным ансамблем, необходимо не только возродить былые утраты, но и избавить ее от всех чужеродных архитектурных напластований. От безобразной Башни Мира (навязанной Петербургу предприимчивым французом Хальтером поделки его жены), китчевых скамеек с кривыми тележными колесами и торговых бараков до двухэтажной мансарды, нахлобученной на дом 35 по Садовой (14 по Спасскому переулку). Надстройка, возникшая в 2008 году по проекту Дмитрия Ловкачева, окончательно разрушила историческую композицию, базировавшуюся на строгом соотношении вертикали церковной колокольни и единой горизонтальной линии периметральной застройки площади.


Градостроительная ошибка — 2008 (Садовая ул., 35 — Спасский пер., 14)
 
"Кто мог согласовать такое безобразие, дезорганизующее всю фоновую застройку?!" — недоумевает Дмитрий Бутырин. Да известно кто: тогдашний глава КГА Александр Викторов и председатель КГИОП Вера Дементьева. Прозвучавшее на обсуждении предложение ликвидировать эту градостроительную ошибку не вызвало особого энтузиазма у нынешнего главного архитектора.

"Надо разобраться в юридических тонкостях", — уклончиво молвил Юрий Митюрев. Хотя, казалось бы, для главного архитектора не должно представлять труда засвидетельствовать очевидное: незаконность нового строительства в охранной зоне, где допускается только деятельность, направленная на регенерацию исторической среды. А то, что двухэтажная надстройка ориентирована разве что на окончательную деградацию этой среды — вопрос не дискуссионный. Кроме того, этот опасный прецедент уже вдохновляет инициаторов организации торговых моллов на аналогичное безобразие: ссылаясь на необходимость выровнять линию, хотят увеличить на два этажа и дом на противоположной стороне Садовой. Такая "подтяжка" создаст абсолютно неприемлемый фон для воссоздаваемой церкви, исказив задуманное ее создателями соотношение доминанты и линии рядовой застройки.

Промежуточный итог первого общественного обсуждения планов реконструкции Сенной таков. Во-первых, необходимо объявить конкурс на выработку единого проекта планировки Сенной и прилегающих территорий. Во-вторых, провести археологические изыскания и без всякого лукавства внятно обозначить исторические границы снесенного храма. В-третьих, получить необходимые разъяснения от проектировщиков метро.

Участники встречи также единодушно высказались за необходимость возвращения площади ее исторической, градообразующей доминанты — церкви Успения Пресвятой Богородицы. Настоятельно рекомендовали изыскать возможность устранить градостроительную ошибку, возникшую с появлением двухэтажной надстройки дома на углу Садовой и Спасского переулка. И освободить Сенную от "кучи хлама" — торговых павильонов, Башни Мира, мишуры совершенно не подходящих малых архитектурных форм.

Профессиональную дискуссию о будущем Сенной площади предполагается продолжить на Градостроительном совете уже в ноябре.

Татьяна Лиханова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама