ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 17 ноября 2009, 13:33

Социал-демократ Анатолий Канюков: "Успеха легче достичь у нас, чем в "Наших"

О социал-демократическом проекте в России говорят давно — со времен перестройки. Время от времени в стране появляются политические силы, которые открыто заявляют о своей приверженности европейской социал-демократии. Правда, разговоры и заявления не отражаются в российской реальной политике. В Петербурге много лет существует Российский социал-демократический союз молодежи, но о его деятельности СМИ почти не сообщают. ЗАКС.Ру попросил рассказать о РСДСМ председателя контрольно-ревизионной комиссии этой организации Анатолия Канюкова.


— Первый вопрос очевиден: к какой линии социал-демократии вы ближе — большевистской или ревизионистской?
— Истинное начало социал-демократии было положено Марксом. Однако Маркс был не очень правильно трактован в России, в результате чего произошло расхождение между отечественной (коммунистической) ветвью марксизма и европейской (социал-демократической). Коммунистическая ветвь утверждала диктатуру пролетариата. Но по факту в роли господствующего класса в СССР оказалась бюрократия. Если же мы говорим о европейской линии развития социал-демократии, которая идеологически ближе нашей организации, то ее основополагающие ценности изначально были другими — это демократия, свобода, справедливость, взаимопомощь.

— Как вы относитесь к различным "взрослым" партиям, считающимся социал-демократическими?
— В России настоящих социал-демократических партий на данный момент нет. Есть партии, чья риторика отчасти напоминает социал-демократическую. Наша страна сейчас переживает достаточно тяжелые времена, и любая партия, адекватно воспринимающая себя, например "Яблоко", старается затрагивать наиболее болезненные моменты. Но при этом "Яблоко является по своей идеологии все-таки либеральной партией.

Вообще, история попыток создания социал-демократической партии в постсоветской России берет свое начало в 2000 году, когда экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым была организована Российская объединенная социал-демократическая партия (РОСДП). Позднее они объединилась с Партией социальной демократии Константина Титова (на тот момент губернатор Самарской области). После этого под влиянием Титова и его сторонников в партии, сменившей название на СДПР, стали проявляться отклонения от идеологии социальной демократии в сторону экономического либерализма. Фактически партия разделилась на приверженцев классической социал-демократии и прагматиков. Это повлекло за собой противостояние и уход из организации ряда членов. РСДСМ, наблюдая происходящее, принял решение о самостоятельном созыве съезда, на котором было заявлено о том, что с этого момента мы более не являемся молодежной организацией СДПР и идем своей, социал-демократической дорогой. Таким образом, декабрь 2006 года стал моментом нового рождения нашей организации. Тем временем численность СДПР, объединившей РОСДП и ПСД, упала ниже необходимых требований для регистрации партии, и она была закрыта.

— Почему вы решили настаивать именно на молодежном характере независимого социал-демократического союза? Не ограничивает ли такой подход ваши политические перспективы?
— Определение нашего союза как молодежного — это, наверное, просто дань традиции. Изначально организация была исключительно молодежной по составу. Сейчас мы убрали возрастные ограничения. По закону членом нашей организации можно стать с 18 лет. Средний возраст в союзе сейчас — 25 лет. Несмотря на наличие более старших по товарищей, слово "молодежный" в названии мы убирать не стали. Некоторые говорят, что в этом есть какой-то особый смысл. Уместно перефразировать слова из многими любимого фильма: "Все мы из молодости вышли и в молодость же вернемся". Наверное, смысл такого определения — в состоянии души. Молодость — это всегда активность, динамизм, желание изменить и сделать лучше, максимализм. Потом, говорят, это проходит, но мы хотим, чтобы это слово было своеобразным напоминанием о том, какими нужно быть, чтобы создавать вокруг себя прекрасный мир, решая, разумеется, вполне конкретные задачи.

Наша первая задача — сделать общество более справедливым. Дело в том, что существующая в России социальная система основана на крайне несправедливом распределении благосостояния. По нашему убеждению, люди, создающие материальный капитал, должны жить комфортно, не должны бояться завтрашнего дня, а должны быть спокойны за свое материальное благополучие и своих детей.

Вторая наша задача — способствовать самоактуализации, т. е. создавать благоприятные условия, позволяющие людям раскрывать потенциал в той области, которая им интересна. Эта проблема в наибольшей степени актуальна для молодежи — еще и поэтому мы считаем необходимым существование самостоятельной молодежной социал-демократической организации.

Симптомы неудовлетворенности сложившимся положением вещей мы находим в том, что молодежь в России сегодня зачастую вынуждена идти работать не по специальности, чтобы заработать хоть какие-то деньги. По некоторым данным, доля таких выпускников доходит до 60%.

Мы же хотим добиться того, чтобы молодые люди, желающие получить высшее образование, во-первых, могли поступить в вуз без лишних осложнений, а во-вторых, чтобы они были уверены в том, что их специальность и профессия по-настоящему социально востребованы. Ведь каждая невостребованная профессия — это упадок той или иной области науки.

Сейчас же даже на этапе поступления в вуз мы наблюдаем искусственные барьеры. Первый барьер — отсев при поступлении в институт. С того времени, как ввели единый государственный экзамен, уже успело выясниться: аргументы, которые приводились в его защиту, оказались неверными, зато вполне подтвердились высказывавшиеся опасения. Так, по данным МВД, количество взяток при поступлении в вузы возросло за этот период на 91%. Или такой момент: абитуриенты, набравшие меньшее количество баллов, в итоге проходят, поскольку приносят справки, дающие льготы при поступлении. Уже открыто обсуждается, что такие справки покупаются. По моему мнению, ЕГЭ был введен с единственной целью – учредить ГИФО (Государственные именные финансовые обязательства) и построить таким образом ступеньку на пути к полностью платному высшему образованию.

Второй барьер — поступление в  магистратуру. В среднем только один из десяти бакалавров может себе это позволить. Остальные вынуждены искать стабильную работу, потому что система защиты студенчества у нас в стране не развита. А ведь защита студенчества — это прежде всего вклад в будущую науку. Студент должен иметь возможность спокойно заниматься учебой, развиваться.

Третий барьер — поступление в аспирантуру. Сегодня студентов, поступающих в аспирантуру, мало. Причина — все тот же материальный вопрос. Результат: людей, которые могли бы развивать науку в России, почти не остается. А ведь без научного развития невозможно и успешное развитие экономики. И практика, увы, это подтверждает без промедления: недавно было заключено 205 соглашений с Китаем, большинство из которых строятся по принципу: наши ресурсы — их технологии. Таким образом, нам не то что не стоит мечтать о включении России в "золотой миллиард", но с каждым годом становится все яснее, что нас ведут в прямо противоположном направлении. Экономика России является ресурсоориентированной, а заключенные экономические соглашения, строительство газо- и нефтепроводов вместе с образовательной политикой позволяют говорить о том, что таковой наша страна и останется. Никаких других объяснений, кроме личной заинтересованности властной верхушки, в такой модели общественного развития здесь, на мой взгляд, нет.

Соответственно, встает конкретная политическая задача — поменять власть.

— Но есть ли у вашей организации (еще даже не являющейся де-юре партией) шанс попасть хоть в какой-нибудь орган власти?
— Необходимый минимум для регистрации партии — 50 тысяч человек. На данный момент численность РСДСМ — приблизительно 1500 человек, в частности в петербургском отделении – 300. Поэтому партией мы не являемся, а существуем как общественная организация.

И сейчас, и в ближайшей перспективе приход социал-демократов к власти при существующей авторитарной системе маловероятен. Помимо барьера регистрации, в избирательной системе существует барьер прохождения партии в Думу, который был, как известно, повышен с 5 до 7%. Получается, что 5 млн человек — недостаточный авторитет для нынешней Думы и правительства.

Соответственно, коль скоро мы не можем попасть в органы власти, чтобы сверху принимать законы, мы должны воздействовать на ситуацию снизу, содействуя становлению гражданского общества, чтобы оно научилось руководить властью. В обществе должно сложиться понимание того, что власть — это не что иное, как наемные менеджеры, и отношение к ним должно быть соответствующее. Если человек не справляется, если он считает, что имеет право руководить страной, вместо того чтобы просто обслуживать интересы ее граждан, он должен быть заменен. Конечно, сейчас достичь этого очень тяжело. После 90-х годов в обществе утвердилось разочарование в политике, вызванное ощущением невозможности изменения существующей системы правления, невозможности влиять на принятие решений в своей стране. Поэтому основная ближайшая наша задача — пробудить в обществе интерес к политике. К желанию самому определять свое будущее.

— Какие направления для вас приоритетны?
— Первое — борьба с расизмом и ксенофобией. Это не только ежегодный кинофестиваль "Открой глаза", которых уже прошло четыре в нашем городе, но и участие в уличных мероприятиях, к примеру в Марше против ненависти. Понятно, что мы боремся не против эмоций, мы пытаемся бороться против действий. Люди могут думать и чувствовать что угодно, но они не должны вредить своими действиями другим людям.

Второе направление — международные отношения. После прошлогодней августовской войны с Грузией мы были одной из первых политических организаций, представители которой посетили эту кавказскую страну. Вместе с грузинскими молодежными организациями мы написали резолюцию, в которой заявили, что осуждаем действия российского и грузинского правительств, поскольку выступаем против решения конфликта с помощью боевых действий. Для нас это совершенно неприемлемо. Ведь той войны можно было избежать. По многим наблюдениям складывается ощущение: российские спецслужбы знали, что Грузия готовит вторжение. Еще за несколько месяцев до начала военных действий (как нам стало известно, уже в июне) в Военно-медицинской академии в Петербурге всем студентам были розданы так называемые жетончики смертника — медальоны, позволяющие идентифицировать погибших во время боевых действий. То есть, на наш взгляд, шла определенная подготовка потенциального медицинского резерва. По данным самих солдат и СМИ, некоторые части 58-й армии были заранее переброшены к Абхазии. Таким образом, возникла следующая ситуация: либо российские власти прилагают активные усилия, чтобы предотвратить кровопролитие, либо допускают его. То есть дают Саакашвили напасть на Цхинвал, потом выбивают грузинские войска и предстают перед своими согражданами в выгодном свете победоносных освободителей. Вероятно, ничем другим похвастать перед своими гражданами Кремль уже не может. Только смертью…

Мы также являемся частью международного социал-демократического и социалистического движения (международная организация IUSY, европейская ECOSY). Там мы общаемся с людьми из других стран, обмениваемся опытом, знакомимся с культурой. Ведь ситуация, которая существует сейчас, когда Россия находится в какой-то изоляции, создается сверху. Именно наверху устанавливаются цинично-формальные отношения с другими странами, а потом наши власти надеются на то, что они перейдут в человеческую плоскость и возникнет дружба. Такая стратегия неразумна. Мы же идем от неформального общения. Мы уверены, что простые человеческие отношения являются основой любых добрых связей и в итоге именно при таком подходе возможно формулирование по-настоящему общих интересов. И наш опыт подтверждает, что это возможно.

Третье направление нашей активности — реализация конкретных проектов.

Четвертое направление — развитие в обществе интереса к политике. Мы проводим семинары, выездные мероприятия, устраиваем дебаты, тренинги, занимаемся привлечением новых членов в организацию. Также у нас стартовал новый проект интернет-передачи "Время неправды", в ней мы с юмором подводим итоги политических событий за истекший месяц.

Кроме того, в ближайшее время начнем реализовывать программу трехлетнего развития организации, одной из целей которой является увеличение численности наших рядов.

— Почему, несмотря на обилие направлений работы, о вас в городе и стране слышно гораздо меньше, чем о молодежной организации "Яблока", нацболах, антифа, скинхедах?
— Главная причина — существование в проправительственных СМИ черных списков, в которых мы наверняка уже давно значимся! Кроме этого, полагаю, срабатывает фактор журналистской самоцензуры. Многие боятся говорить об оппозиционерах, ибо это может привести к потере работы… Правда, это касается не только нашей организации, а любой оппозиционной структуры.

— Тем не менее про некоторые другие молодежные оппозиционные организации СМИ говорят чаще…
— Я думаю, что есть определенная традиционность освещения. Наша организация как самостоятельная политическая единица представлена совсем недавно на карте нашей страны, и это накладывает отпечаток. А возможно, то, что мы делаем, просто не вызывает столько интереса у СМИ. Ведь в подробности деятельности каждой структуры они не часто вникают. Все допускают ошибки, я это понимаю.

— Как вы думаете, молодым людям, которые приходят к вам, легче добиться личного успеха, чем тем, кто подался, допустим, в "Наши"?
— Думаю, что успеха легче достичь у нас. Первичная мотивация прихода в политику — стремление сделать карьеру. А что предлагают молодежи "Наши": на халяву поучаствовать в какой-нибудь акции, съездить отдохнуть на Селигер, погулять по Москве, посетить культурные мероприятия и столичные достопримечательности… Обычно такие мероприятия заканчиваются тем, что "Наших" просто пригоняют на митинг, специально огораживают и ставят оцепление из крепких молодых людей по краям, чтобы никто не убежал. Когда они оказываются в тех или иных проектных мероприятиях, то в первую очередь их там используют как средство. Им говорят примерно так: "Ты должен заслужить, и, может быть, тогда ты что-то получишь". Они не могут влиять на власть, но с них требуют. Поэтому люди, которые начинают там задумываться, испытывают ощущение бессилия, ощущение того, что их использовали. Может, для кого-то это, конечно, комфортно. Но есть те, кому не нравятся ощущения подобного рода, и те, кто хочет на что-то влиять, — они себя ищут в других организациях и, естественно, приходят в том числе и к нам.

— Неужели внутрипартийный карьерный рост — главная мотивация, ведущая молодых людей в политику?
— Разумеется, нет. Членов нашей организации объединяет мировоззрение. Мы хотим свободы, справедливого распределения, равенства, солидарности. Эта ценностная ориентация плюс стремление к самоактуализации — вот то, что приводит молодых людей к нам.

— Однако ваша деятельность по развитию гражданской активности может длиться еще годами, если не десятилетиями — без видимых политических последствий. Есть ли сегодня в России сила, которая, на ваш взгляд, может изменить политический дизайн в стране?
— На данный момент ни одна партия не может этого осуществить. На первый взгляд, это могла бы сделать "Единая Россия", обладающая конституционным большинством в Госдуме. Но эта партия, как можно заметить, своей жизнью не живет. Она живет жизнью двух людей: Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

— А Владислава Суркова?!
— Ну да, и Суркова, который также живет жизнью Путина и Медведева. (Смеется.) Но, наверное, большей частью Путина все-таки… Поэтому мы и возлагаем надежды на обычных граждан нашей страны, которые наконец-то захотят реализовать право на будущее, выбранное именно ими.

— Есть ли у социал-демократов шанс добиться успеха в России?
— Есть, и достаточно хороший. Ведь к чему стремятся наши люди? К стабильности — они хотят быть уверенными в своем будущем. Они также стремятся к развитию. При этом им хочется влиять на происходящее. Социал-демократия как раз все это и утверждает. Путин утверждает стабильность, но эта стабильность исключает для граждан возможность влиять на происходящее.

Социал-демократический шанс появится тогда, когда у людей возникнет интерес к политике и политической деятельности. И даже неважно, в какую организацию они придут сначала. Если они будут руководствоваться установкой: "Я буду изменять мир к лучшему", то в итоге, придя не туда, они либо изменят организацию под себя, либо уйдут в другую. И в этот момент в нашем союзе их примут с распростертыми объятиями!

Беседовала Ольга Калашникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама