ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 25 января 2010, 20:02

Дмитрий Ковалев: "Система экспертиз выстроена в интересах коррупции"

В Петербурге на подходе осуществление ряда масштабных прибрежных проектов, связанных с намывом территорий. Тревогу ученых вызывает их непрозрачность, отсутствие необходимых природоохранных мероприятий и должного контроля за соблюдением технологий. Все это ведет к уничтожению мелководий — мест нереста рыб и миграционных стоянок птиц, образованию мертвых зон в Невской губе. Между тем восточная часть Финского залива уникальна. Здесь сохранились редкие виды животных и растений, островные и береговые экосистемы.

Так, при намыве Морского фасада очень сильно пострадал Курортный район, который в течение нескольких лет находился в зоне повышенного загрязнения. Помимо Морского фасада, Невская губа пережила уже несколько намывов и дноуглубительных работ: район Лахты и Комендантского аэродрома, комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений (дамба), фарватер до Константиновского дворца, участки у "Балтийской жемчужины" и строящегося стадиона на Крестовском острове. Проблемы реализации крупных прибрежных проектов прокомментировал корреспонденту ЗАКС.Ру старший научный сотрудник биолого-почвенного факультета СПбГУ Дмитрий Ковалев.

— Как можно уберечь нашу среду обитания от варварских проектов?
— Петербург — по сути, единственные морские ворота России на Балтике. Мы обречены на развитие морской транспортной системы, это диктуется экономически и политически. И сопротивляться бессмысленно. Вопрос только в том, каким образом это делать.

Взять строительство порта в Усть-Луге. Изначально неправильно выбрано место. Устье Луги — ценнейший природный комплекс, обуславливающий экологическое благополучие всего бассейна реки, занимающего более трети Ленинградской области, с системами уникальных ледниковых озер. Луга была лососевой рекой. При реализации проекта использовались старые варварские технологии. Леса вырубались не по правилам. В результате побережье оказалось изуродованным.

Тот же Морской фасад. Намыли территории втихаря от экологов, занимающихся проблемами биологического разнообразия, — немотивированно, без серьезных экологических экспертиз. Одна из проблем подобного рода работ — в заборе грунта (выемке) и выбросе отходов. По данным специалистов НИИ космоаэрогеологических методов, в Невскую губу попало до 50% отвалов при выемке грунта для намыва Морского фасада, а не 5%, как заявляли официально. Это привело к тому, что на несколько лет разрушили экологический баланс акватории. Хотя все можно было сделать по-людски.

Есть и хорошие примеры — Бронка. Проект прошел серьезную экспертизу и общественные слушания. У экспертов к нему были претензии, но многие их предложения учтены. Это наиболее продуманный, цивилизованный проект, европейский подход к делу. Природе нужно помогать восстанавливаться, приспосабливаться, а не добивать ее.

Или дамба — было много разговоров по поводу ее негативного влияния на экосистемы Невской губы. Когда стройку заморозили, в окрестностях стихийно появились новые мелководья и на песчаных участках загнездились многие виды птиц. Почему бы это не делать в плановом порядке в качестве компенсационных мер — намывать небольшие искусственные острова?

В первую очередь, конечно же, требуется ответственно подходить к подготовке и реализации проектов. Помимо этого, следует наиболее ценные природные зоны обособлять и наделять их статусом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В их пределах по закону нельзя строить порты, дамбы, добывать грунт и т. д.

— Что в этом направлении делается экологами?
— В настоящее время в Невской губе до дамбы существует четыре ООПТ: заказники "Юнтоловский" и "Северное побережье Невской губы", памятники природы парк "Сергиевка" и "Стрельнинский берег". Еще две ООПТ — за пределами дамбы: заказники "Комаровский берег" и "Гладышевский". Согласно генплану, проектируется еще четыре заказника: "Южное побережье Невской губы" с тремя кластерами ("Кронштадтская колония", "Парк принца Ольденбургского" и "Знаменка"), "Западный Котлин", "Питерская корюшка", лечебно-оздоровительная местность "Курортная зона Санкт-Петербурга".

В рамках федерально-региональной программы строительства Большого порта Петербурга до 2030 года планируется построить 16 терминалов аванпортов на южном побережье (в районе Ломоносова), острове Котлин и дамбе. С экологической точки зрения всю прибрежную зону застраивать и намывать нельзя. Цивилизованным решением проблемы развития портов — без разрушения экосистем — должно стать вкрапление заказников (в наиболее ценных в природоохранном отношении местах) между отдельно стоящими аванпортами. В этом отношении создание ООПТ "Кронштадтская колония" и "Западный Котлин" — важнейшее природоохранное мероприятие. Но и этого мало. Заповедные места следует отделять от стройки — возводить между ними различные преграды: шумозащитные экраны, дамбы, буферные зоны.

— Намывы, дноуглубление уничтожают мелководья. ООПТ могут защитить их. Но в Петербурге, вы говорили, складывается особая практика отношения к заповедным местам…
— Согласно Водному кодексу РФ, акватория находится в федеральной собственности и федеральном управлении. В Невской губе единственно возможным способом охраны является создание региональных ООПТ, являющихся по закону об ООПТ собственностью субъекта Федерации. Организация региональных заказников происходит без изменения собственности на землю и акватории. То есть на федеральной акватории Невской губы могут существовать региональные ООПТ, что и происходит. С точки зрения законодательства для прибрежных ООПТ вроде бы возникает некая коллизия: их акватория находится в ведении федеральной власти, а берег — региональной. Это стало камнем преткновения для юристов правительства Петербурга, которые единственные во всей России противодействуют созданию региональных ООПТ на федеральной акватории. Между тем акватория — это то реально ценное, что есть в ООПТ. При таком подходе она может быть отдана на откуп коммерческим структурам и уничтожена.

В других же случаях наш город оказался самым продвинутым — юристы нашли способ, как перевести акваторию в региональную собственность. Для этого достаточно организовать намыв, после чего там можно развивать бурную хоздеятельность.

— Интерес инвесторов к Невской губе возрастает, готовится еще несколько проектов в непосредственной близости от акватории. В чем опасность такого массированного наступления?
— Опасность в том, что при проектировании в лучшем случае будут учтены экологические последствия каждого в отдельности проекта, без расчета их коллективного влияния. Здесь арифметика не работает — простым сложением этого не получишь. Вместе с тем природоохранные мероприятия следует разрабатывать, отталкиваясь от параметров реальных нагрузок.

— Приходится слышать, что результаты экомониторинга — коммерческая тайна. Согласно какому документу?
— Никакая это не тайна! Экологическая экспертиза и мониторинг, проведение общественных слушаний обязательны по закону. Все проводится. Проблема в качестве.

Экспертизу проводят за счет инвестора (кто-то же должен ее оплачивать). Формально инвестор обращается к независимым аудиторам. Но на практике у многих крупных компаний есть свои "независимые" эксперты.

За рубежом так просто экспертов не купить. Они дорожат независимой репутацией, проводят высокопрофессиональную экспертизу. Россия тоже идет в этом направлении — в Москве уже есть компания, которая достаточно непредвзято и профессионально проводит экспертизы.

Мы отличаемся и задачами, которые ставятся перед экспертизой. У них инвестор хочет понять, как строить так, чтобы не было головной боли, не завязнуть в судебных разборках. Соответственно и экспертиза направлена на суть процесса. Там есть экономические стимулы использования экологических технологий — они поощряются налоговыми послаблениями. У нас главная цель инвестора — побыстрее согласовать проект, а там хоть трава не расти.

Система проведения экспертиз выстроена в интересах коррупции. Кроме того, разная гражданская позиция населения. У нас привыкли гадить вокруг себя — по-другому строить не желают. Что касается слушаний, там вы редко услышите профессиональные вопросы. Приходят все, кому не лень. А у них — хозяева близко расположенной недвижимости, люди, реально интересующиеся последствиями строительства.

— Какие претензии были высказаны России, в частности Петербургу, на осеннем экологическом форуме, где Невская губа была названа горячей точкой?
— Я сам не был на форуме, но, по словам коллег, претензии были связаны не с намывами, а со степенью очистки канализационных стоков.


Беседовала Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама