ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 мая 2010, 18:44

Ювенальная юстиция: за и против

Публичные слушания на эту тему прошли сегодня в Северо-Западном филиале Санкт-Петербургской российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Публичные слушания проходили под председательством двух уполномоченных: уполномоченного по правам человека в Петербурге и уполномоченного по правам ребенка.

Алексей Козырев, открывший слушания, сразу откровенно признался, что лично он против введения ювенальной юстиции в российское законодательство, потому что это, по его мнению, нанесет ущерб авторитету взрослых в глазах детей, традиционному институту семьи в России, где семья всегда была связана с духовностью и нравственностью. Но поскольку даже во включении ювенальной юстиции в систему российского законодательства есть положительные моменты, Козырев предложил искать компромисс и находить положительное решение спорных вопросов.

Николай Шилов, председатель Ассоциации судей по делам несовершеннолетних и проблемам семьи, председатель Василеостровского районного суда, рассказал, что еще в 1999 году он и группа его коллег стали пионерами в процессе введения ювенальной юстиции в Петербурге.

"Мы видели, что в любом случае несовершеннолетний, совершивший правонарушение, всегда оказывался вдвойне виноватым — он становился жертвой обстоятельств, ситуации в семье и дурного влияния улицы или более взрослых. Даже в Советском Союзе ни о каком исправлении или перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей речь все равно не шла. Отбывая наказание, эти ребята только приобретали криминальный опыт и связи. По статистике, до 85% отбывших наказание несовершеннолетних становятся рецидивистами. Именно поэтому мы и создали ассоциацию судей по делам подростков", — отметил Шилов.

Судья Городского суда Ольга Корчевская рассказала, что нередко судьи, занимающиеся делами несовершеннолетних правонарушителей, оказываются перед дилеммой: с одной стороны, если такого подростка строго наказать, он все равно не исправится и наказание не пойдет ему во благо, с другой — если ему дать условный срок, им тоже никто не будет заниматься.

По словам Корчевской, в России не прописаны механизмы исполнения наказания несовершеннолетних, практически отсутствует система обязательных работ для подростков — единственное подобного рода учреждение, где они могут получать работу.

Юлиана Никитина, исполнительный директор благотворительного фонда "Центр социальной адаптации святителя Василия Великого", рассказала о программе реабилитации осужденных подростков. Эту программу фонд разработал совместно с воспитательной колонией: согласно условиям программы подросток, вышедший из колонии или получивший условный срок, должен в течение 100 дней проходить трудовую реабилитацию в специальном центре при фонде.

В самой колонии уже несколько лет работают сотрудники фонда. Они ведут занятия с осужденными по литературе, театру, живописи.

Участники публичных слушаний раскололись на два лагеря: одна часть ратовала за скорейшее внедрение ювенальной юстиции, другая — в которой преимущественно были представители православной церкви и православных общественных организаций, утверждали, что ювенальная юстиция нанесет непоправимый вред существующим духовным ценностям и институту семьи.

Как выяснилось из слов протоиерея Олега Скомороха, заведующего сектором тюремного служения епархии в некоторых регионах России, священники призывают паству всячески противодействовать внедрению ювенальной юстиции.

По мнению противников, ювенальная юстиция направлена только на одно — чтобы отбирать детей из семьи.

Дмитрий Шагашов, главный врач центра восстановительного лечения "Детская психиатрия", напомнил собравшимся, что самые тяжелые физические травмы ребенок получает именно в семье и что, по официальной статистике, почти 90% несовершеннолетних правонарушителей в прошлом становились жертвами насилия со стороны родителей и других близких родственников.

Мария Каневская, директор Ресурсного правозащитного центра, член Правозащитного совета Петербурга, сказала, что не обязательно в точности копировать западный опыт, который в каждой стране свой, нужно вырабатывать свою систему, но ювенальная юстиция или другая система правовой защиты несовершеннолетних обязательно нужна российскому законодательству.

В заключение слушаний уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова предложила всем собравшимся в течение двух недель подать в ее службу свои письменные предложения, чтобы уже в июне подготовить пакет документов для передачи в Министерство юстиции РФ.

Наталья Шкуренок

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама