ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 ноября 2010, 9:49

Охтинский мыс готовят к стерилизации

Смольный сделает все, чтобы максимально учесть бесценное наследие на Охтинском мысу, заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. При этом в слово "все" она не вкладывает полное изучение "бесценного наследия" и ставит под сомнение целесообразность его полного сохранения.

Это может означать, что в ближайшее время администрация культурной столицы России санкционирует в Охтинском мысу строительные работы, которые сотрут с лица земли уникальные артефакты мирового значения.

До последнего времени мыс хранит следы хозяйственной активности человека, начиная с неолита. Проект "Охта-центр" уничтожит археологическую летопись Протопетербурга. Безвозвратно исчезнет, слегка приоткрывшись, дошведская отечественная история устья Охты.

Матвиенко: Петербург не археологический музей
Управлением Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу совместно с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в 2007 году была утверждена Программа археологических исследований, которая предполагала проведение охранных раскопок на площади 4,5 га. Общая площадь раскопок на сегодня превысила 4,7 га.

В связи с этим можно сказать, что эта программа даже перевыполнена, сказала губернатор Валентина Матвиенко, отвечая корреспонденту ЗАКС.Ру на вопрос, будет ли ограничено исследование культурного слоя в устье реки Охты договором в рамках заказа инвестора-застройщика или исследования продолжатся до полного изучения территории устья.

Она отметила, что "профессиональное сообщество археологов высоко оценивает уровень организации раскопок и научные результаты проведенных работ". Этого придерживается и "очень авторитетный специалист, заведующий отделом славяно-финской археологии ИИМК Анатолий Кирпичников".

Отвечая на вопрос, какова судьба уже вскрытых культурных слоев неолита и Средневековья, в каком виде они будут сохраняться, Валентина Ивановна посетовала: "К сожалению, до нас дошли только подземные части давно утраченных фортификационных сооружений. Поэтому у экспертов нет сегодня единого мнения о практической целесообразности полного сохранения этих сильно разрушенных объектов".

Какова позиция и роль города в сохранении уникального памятника, поинтересовался корреспондент. "Я полагаю, что узко профессиональные вопросы нужно решать сопоставлением разных, порой противоречивых, мнений экспертов и специалистов, а не на митингах и в судах, — ответила губернатор. — В ситуации с Ниеншанцем мы предложили один из вариантов сохранения исторического наследия, используемый в мировой практике.

По настоянию города в состав проекта "Охта-центра" включен раздел создания музея по материалам раскопок. Петербург не может быть археологическим музеем-заповедником, он должен жить и развиваться. Но, к счастью, мы сохранили свою историческую застройку в высокой степени подлинности и целостности и очень этим дорожим. Мы сделаем все для того, чтобы на Охтинском мысу были максимально учтены все вопросы, касающиеся нашего бесценного исторического наследия".

Вспомним, что озвучивание тезиса губернатора: Петербург нельзя превращать в музей, там нельзя жить — практически каждый раз предшествовал вандализму, началу очередного проекта, который, разрушая соседние здания, уносил частицу подлинного города.

Все ли так?
Нет ни одного человека, кто бы оспорил слова губернатора, что на Охтинском мысу найдено "бесценное наследие". Только одни придерживаются мнения, что наследие необходимо сохранить, а другие, что можно пустить под ковш.

Однако прочие утверждения Валентины Ивановны историки оспорили. "Программа археологических исследований ... даже перевыполнена", — говорит она. По мнению экспертов, это заявление — опасная подмена понятий.

Как рассказал Петр Сорокин, руководитель раскопок на Охтинском мысу в 2006–2009 годах, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), на мысу еще копать и копать. Там далеко не все обследовано даже в пределах красной линий памятника археологии. Кроме того, культурные слои уходят за пределы красной линии и также требуют изучения.

Смольный, обращают внимание ученые, рапортует об окончании исследовательских работ, не уточняя, что объем этих работ задан интересами застройщика (ОАО "Газпром"), а не государства.

Следует иметь в виду и степень изучения памятника на глубину. Так недостаточно исследован неолитический слой, залегающий под средневековым. "Всего мы раскопали около 30 тыс. кв. м, после нас — 17 тыс., осталось около 6 тыс. Неолит нами был раскопан на 6 тыс. кв. м, последователями — на такой же территории. Он уходил во все стороны мыса. По нашей оценке, его изучение требуется продолжить на 10-15 тыс. кв. м. Но все это только в пределах красной линии, — подчеркивает исследователь. — И красной линией ограничиваться нельзя".

"Профессиональное сообщество археологов высоко оценивает уровень организации раскопок и научные результаты проведенных работ. Этого придерживается и очень авторитетный специалист, заведующий отделом славяно-финской археологии ИИМК Анатолий Кирпичников", — пытается заручиться поддержкой ученых губернатор. Анатолий Кирпичников подтвердил корреспонденту ЗАКС.Ру: да, действительно, работы выполнены на высоком профессиональном уровне.

Но дальше мнения Валентины Ивановны и "очень авторитетного специалиста" расходятся. Потому что ученый убежден, что раскопки необходимо продолжать до полного изучения памятника, включающегоt по крайней мере четыре объекта охраны: неолитовую стоянку, мысовое городище и три крепости Средневековья.

Приговор подписан?
Несколько дней назад ученые высказали опасение по поводу того, что в конце октября уникальному памятнику археологии в устье Охты скорее всего будет подписан приговор в виде закрытия археологических исследований.

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН Ольга Щеглова обратила внимание на то, экспедиция под руководством Натальи Соловьевой, возглавившей работы в Охтинском мысу в 2010 году, "занималась исследованием не ядра памятника археологии, а его периферии".

До 31 октября работы в рамках договора будут выполнены. Из этого, считает Щеглова, недопустимо делать вывод, что работы по изучению объекта археологии проведены в полном объеме, так как изучена только часть памятника.

Между тем, судя по всему, КГИОП именно к этому и подводит. Курирующий раскопки главный специалист КГИОП Константин Плоткин после совместного со специалистами ИИМК РАН осмотра территории раскопок на Охтинском мысу заявил: "Мы убедились, что нет территории, не затронутой раскопками".

"Это опасный момент, когда исследована лишь часть, причем не самая значимая, а подается как весь памятник", — подчеркнула Щеглова. Да, формально в рамках договора работы выполнены в полном объеме. Но это не означает полного изучения памятника, чего требует закон, напомнила эксперт.

Такого же мнения придерживается и Сергей Белецкий, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН. Раскопки не проведены в полном объеме ни на периферии памятника, ни в его ядре, утверждает он. Поэтому их необходимо продолжить. Разрешать здесь строить (собственно к чему и подводит КГИОП) нельзя.

Татьяна Гусенцова, специалист по неолиту, также считает, что работы на мысу нельзя прекращать. Фрагментарно вскрыта стоянка древнего человека, но уже это указывает на уникальный для всей Европы памятник неолита, который требует дообследования.

Сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис убежден, что принятый в настоящее время упрощенный режим проведения археологических исследований на Охтинском мысу — это профанация, ведущая к уничтожению уникального памятника истории.

Узко профессиональный вопрос или уникальное наследие нации?
По словам Матвиенко, "до нас дошли… подземные части… утраченных фортификационных сооружений. У экспертов нет единого мнения о практической целесообразности полного сохранения этих сильно разрушенных объектов". Археологии, участвовавшие в раскопках, говорят об обратном.

Так, по словам Татьяны Гусенцовой, конструкция промыслово-хозяйственной зоны неолитической стоянки прочитывается достаточно хорошо. Если территорию полностью обследовать, это будет один из самых крупных в Европе памятников культуры неолита. И возможно, сенсационные находки не ограничатся 5-м тысячелетием до нашей эры.

Петр Сорокин утверждает, что все четыре средневековых укрепления (Ниеншанц I, Ниеншанц II, Ландскрона и новгородское городище) достаточно хорошо поддаются реконструкции. Сохранившиеся фрагменты "дают представление о плане и конструктиве сооружений". Объекты обладает всеми признаками памятника археологии. Они должны стать предметом охраны, их необходимо дообследовать и сохранить, убежден историк.

Такого мнения придерживаются многие ученые. Так, Кирпичников настаивает, что после окончания исследовательских работ следует хорошо сохранившиеся фрагменты всех четырех цитаделей музеефицировать, а план цитаделей в целом реконструировать в виде трассировки. Все это должно стать музеем под открытым небом.

"Мы предложили вариант сохранения исторического наследия, используемый в мировой практике. По настоянию города в состав проекта "Охта-центр" включен раздел создания музея по материалам раскопок" — такую судьбу уникальным артефактам готовит губернатор.

Сергей Белецкий предполагает, что Газпром (заказчик археологических исследований и строительства "Охта-центра") в качестве подарка с барского плеча намеревается от всех четырех объектов оставить только хорошо сохранившуюся часть раскопанного бастиона крепости Ниеншанц, музеефицировать ее и разместить в подвальных застенках "Охта-центра". Похоже, что именно об этом и говорит Валентина Матвиенко.

Археолог Кирилл Михайлов обращает внимание на то, что в России плотность культурных слоев значительно меньше, чем в Италии и Франции, но и эти страны не позволяют себе так разбрасываться подобными артефактами. "Любой средневековый памятник — это удача для России. А тут мы поймали момент  штурма. Это редчайшая удача — вскрыть раскопками событийный момент! Это необходимо сохранить", — говорит историк.

"Нам повезло, что при нашей жизни открылся такой уникальный с точки зрения истории развития всего человечества памятник. Сегодня нужно думать, как его сохранить", — сходятся во мнении многие специалисты.

Губернатор им отвечает: "Петербург не может быть археологическим музеем-заповедником, он должен жить и развиваться".

"Полагаю, что узко профессиональные вопросы нужно решать сопоставлением разных, порой противоречивых, мнений экспертов и специалистов, а не на митингах и в судах, — отмахнулась губернатор от оппозиции горожан по этому вопросу.

Александр Марголис считает, если власть культурной столицы не осознает значимости уникальных находок, на защиту национального достояния должна встать общественность.

В определенной мере это ответ губернатора культурной столицы не только ученым, петербуржцам, но и отповедь министру культуры РФ и президенту РФ.

Так, президент РФ Дмитрий Медведев рекомендовал не принимать скоропалительных решений в отношении башни. Он обратил внимание на неуместность проекта и готов назвать с десяток других мест, где бы она могла вырасти.

На днях глава Минкультуры России Александр Авдеев призвал воздержаться от поспешных решений в отношении строительства "Охта-центра" в Санкт-Петербурге. "Несмотря на всякого рода решения по проекту башни, к примеру Госстройнадзора (проект получил положительное заключение госэкспертизы. — Ред.), необходимо дождаться завершения всех судебных процессов, а также учитывать позицию ЮНЕСКО и наши юридические обязательства перед этой авторитетной международной организацией", — подчеркнул Авдеев. Он в очередной раз подтвердил свое несогласие с проектом небоскреба.

Увы, для Валентины Ивановны, бывшего посольского работника, ЮНЕСКО — бантик на теле Петербурга. А слова президента она трактует как поддержку действиям Смольного. По словам исполнительного директора ЗАО "ОДЦ "Охта" Александра Бобкова, строительство комплекса может начаться весной 2011 года.

"Не понимаю, как можно игнорировать слова президента и министра культуры, который указывает на множество нарушений в проекте?! И топтать ногами ЮНЕСКО? Это же позорит нас перед всем миром", — высказал свое возмущение Анатолий Кирпичников.


Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама