ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 1 сентября 2011, 16:45

Старший лейтенант МВД в отставке Сергей Пестриков: Акции "Стратегии-31" стали скучными

31 августа на Гостином дворе впервые прошла акция «Стратегии-31», в которой не принимал участие человек, ранее по долгу службы никогда не пропускавший эти мероприятия. Теперь уже бывший инспектор службы, старший лейтенант милиции УМВД России по Центральному району города Санкт-Петербурга Сергей Пестриков с самого первого митинга на Гостинке через мегафон предупреждал участников о незаконности их действий.

Оппозиционеры давно стали узнавать Пестрикова в лицо, на каждой акции фотографы делали десятки его снимков. В августе старший лейтенант ушел со службы, а теперь рассказал ЗАКС.Ру о том, как митинги несогласных видятся «с той стороны баррикады».
 

- Почему вы ушли из полиции?

- По разным причинам. Надоело ждать перемен, реформ. В частности, слишком много боролся за справедливость. Из-за этого был не то чтобы конфликт с начальством, но некоторое недопонимание.
 
- Что вы имеете в виду?

- Ну, например, я передвигался на транспорте, поэтому часто обращал внимание на нарушение ПДД. Стою я, скажем, в пробке, и тут мимо меня проносится какой-нибудь молодец по встречке. Естественно, я – за ним. Составляю протокол о совершении административного правонарушения. Конечно, я служил не в ДПС. Но ведь это – то же самое нарушение закона, которое я как минимум имею право, а по сути – должен пресекать. Мое начальство это задевало. Почему? Да потому что у всех – свои показатели. И подразделениям чужие показатели не нужны. Но вообще об МВД у меня остались теплые чувства. Хотя в то же время я рад, что уже не там.
 
- Почему вы вообще пошли работать в милицию?

- Пошел спасать планету. Отчасти шучу, а отчасти – серьезно сейчас говорю. На самом деле хотелось делать что-то, за что люди потом будут говорить спасибо. Например, проконсультировать человека, оперативно отреагировать и т.д. Учился-то я вообще в Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена – прим. ЗАКС.Ру). После окончания в начале 2008-го года поступил на службу МВД.
 
- Когда Вы начали принимать участие в акциях «Стратегии-31»?

- В «Стратегии» я с самого начала – с первой акции 31 января 2010 года. Причем с самого начала я был именно с мегафоном. Почему так получилось? Не знаю. Дали мегафон, сказали: «иди работай». А дальше пошло-поехало (на всех последующих акциях Сергей выполнял именно эту функцию – через мегафон предупреждал участников акции о незаконности их действий – прим. ЗАКС.Ру). Видимо, руководство посчитало, что я самый активный. Да и многие из моих бывших коллег боялись выходить с мегафоном. Вопрос в том, готов человек работать публично или нет. Это довольно сложно – с одной стороны, сами несогласные кричат в мегафон, их приходится перекрикивать, с другой стороны – журналисты тычут камерами. Плюс - сложно не сказать ничего лишнего…
 
- Вы имеете в виду нецензурную лексику?

- Нет, дело не в этом. Есть стандартные фразы, которые необходимо произносить: предупредить, что мероприятие не согласовано, что за участие в нем наступят правовые последствия. Каждую из фраз нужно «раскрыть». Часто хочется сказать что-то свое, своим языком. А этого делать нельзя.
 
- Разве вы всегда четко придерживались установленных фраз? На последней своей акции вы говорили цитатами офицера Барберди из мультфильма «Южный парк»: «Граждане, расходитесь, здесь не на что смотреть».

- Правда? Нет, фразы не из мультфильма. Так в американских фильмах все полицейские говорят.
 
- Вам когда-нибудь начальство говорило, что вы отклоняетесь от заданных формулировок?

- Нет, никогда.
 
- Оппозиционеры считают, что полиция действует жестко и незаконно, разгоняя акции у Гостиного двора. Каково ваше мнение?

- Нет, все абсолютно законно. Конечно, есть Конституция, но ее статьи как бы корректируются федеральными законами. Они все относительны друг другу. В частности, 54-й закон (ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях – прим. ЗАКС.Ру) направляет действие Конституции в контексте свободы собраний. Я имею в виду согласования на проведение митингов. Ведь согласования – это вполне логично. Например, 500 человек захотели собраться на этой маленькой площадке перед Гостиным двором. Но ведь другие люди просто идут, гуляют. И эта толпа им мешает. Значит, митингующие нарушают права других людей. Поэтому и существует процедура согласования. Пусть им разрешат собраться в количестве, например, 20 человек. Тогда никто никому мешать не будет. Это первый аспект.

Есть второй. На каждое мероприятии выделяется охрана – чтобы у организаторов ничего не украли, на них не напали. Если мероприятие не согласовано, на его участников вполне могут напасть. Вот представьте, стоят эти бабушки и дедушки с плакатами. И тут их какие-нибудь, например, националисты нахлобучили. Для этого и есть полиция.
 
- И все-таки, не слишком ли жестко разгоняют акции у Гостиного двора? Оппозиционеры уверяют, что полицейские бьют их.

- Кого бьют? Я такого не видел. Вообще не вижу в пресечениях акций ничего жесткого. Ну, кого-то заденут локтем, толкнут. Бывает такое. В действительности самое страшное оружие – это толпа. Действительно, некоторых оппозиционеров приходится тащить. Но если он, например, за столб держится или еще за кого-то, как его доставить? Вы вообще когда-нибудь пробовали задержать человека? Это очень сложно. Особенно если его предварительно не оглушить или не напугать. Так что никаких избиений при задержаниях нет.

- Как вам видятся акции «Стратеги-31»?

- Они похожи на спектакль. Приезжаешь туда заранее. В 17:30 уже собираются люди. Все ходят, улыбаются. Ровно в 18:00 начинается действо. Люди начинают садиться на асфальт, митинговать. Так продолжается до 20:00. В этот момент спектакль окончен. Все снова улыбаются, желают друг другу удачи.
 
- Какие чувства у вас вызывали эти акции?

- Поначалу – неприятие. Ведь люди приходят туда нарушать закон, а я его охраняю. Поэтому испытывал неприятие как к нарушителям порядка. А потом привык. Стали нравиться.
 
- У Вас появились знакомые среди оппозиционеров? Может быть, кто-то находил вас в Интернете?

- Нет.

- Акции «Стратегии-31» как-то повлияли на ваши политические убеждения?

- Нет, политические убеждения из-за «Стратегии» у меня никак не поменялись. Ее акции не несут никакой силы, вы же сами видите. А нравились ли?.. Да, нравились. Любое действо – это интересно. Правда, в основном поначалу. Когда оппозиционеры залезли на экскурсионную будку, сбросили растяжку с крыши дома напротив – это было интересно. Особенно, когда было шествие оппозиционеров до 8-й Советской. А потом стратегия полиции поменялась. Сейчас ОМОН сразу оцепляет площадь. Акции стали скучными.
 
- Вы скучаете по акциям у Гостиного двора?

- Да, скучаю. По оппозиционерам, по ребятам, с которыми служил. Но если бы вчера не работал, на Гостинку все равно бы не пошел. Только на стороне полицейских. Но теперь я уже на это не уполномочен…
 
- Вы говорили, что «Стратегия-31» не изменила Ваших политических взглядов. А какие они – ваши убеждения?

- Разные.
 
- На выборах за кого будете голосовать?

- Против всех. Такой графы, правда, теперь нет, но я бы хотел, чтобы ее вернули. Мои политические взгляды меняются. Например, «плавает» отношение к «Единой России». Иногда читаешь в Интернете одни публикации, знакомишься со статистикой, со сведениями «Форбс» – оно ухудшается. Потом читаешь что-то другое – отношение улучшается…
 
- Как политически ориентированы ваши бывшие коллеги?

- Все по-разному. Нет такого – «полицейское мнение». Все ведь тоже люди, у каждого свои взгляды. Но несогласных почти никто не поддерживает. Иногда только бывает, что в шутку кто-то скажет: «Тоже скоро выйду с плакатом».
 
- Как вы относитесь к истории с «жемчужным прапорщиком»?

- Я не отслеживаю его судьбу. Говорят, что тот оппозиционер, на которого Бойко напал, якобы сам его то ли душил, то ли толкнул. Вообще нужно понимать, в каком состоянии был прапорщик. Было лето, он – в черной одежде, в бронежилете, уже 4-5 часов отстоял на солнце, а тут стоит какой-то молодец и начинает над ним издеваться. С точки зрения закона Бойко, конечно, виноват. Но по-человечески его можно понять. Я бы, например, на его месте, вполне вероятно, не выдержал бы. Так что, надеюсь, его оправдают.
 
- Какое место в вашей службе занимали акции по 31-м числам?

- Для меня они имели большое значение. Мне вообще нравились мероприятия, на которых собиралось большое количество народа. Интереснее всего было на культурных мероприятиях – на концертах на Дворцовой, на «Алых парусах». Там тебе никто не будет плевать в спину, люди приходят уже заряженные позитивом. После культурных мероприятий больше всего нравились акции «Стратегии». Там тоже много эмоций. Иногда и положительные.
 
- Вы знали в лицо организаторов акций, отслеживали их судьбу после задержаний – кого административно арестуют, кого отпустят?

- Моя работа – знать в лицо организаторов. Перед началом мероприятия нужно с ними контактировать. Если во время акции происходит что-то непредвиденное, первый, к кому идешь – именно к организаторам. Но их судьбу я не отслеживал. Много было других дел.
 
Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама