ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 1 ноября 2011, 19:25

Железная дорога как авантюра

В минувшие выходные, 28-30 октября, представители СМИ проехали вдоль строящейся грузовой железной дороги  Лосево-Каменногорск, в рамках тура, организованного пресс-клубом «Зеленая лампа». Участники мероприятия посетили населенные пункты Варшко, Лосево, Ромашки, Озерское, Красный Сокол и Каменногорск, оказавшиеся на пути железной дороги, и выяснили, почему реализация этого проекта вызывает ожесточенное сопротивление со стороны местных жителей и экологов.

Первая остановка по маршруту – садоводство «Аметист», рядом с которым ведется строительство сортировочной станции Лосево-1. Подъездная дорога к садоводству разбита строительной техникой, холм, с которого когда-то открывался красивый вид на окрестности, срыт под песчаный карьер. Впрочем, основная проблема для жителей – шум. Железная дорога огибает садоводство полукольцом и после строительства второго пути практически вплотную приблизилась к жилым домам. Лес, ранее выполнявший защитную функцию, вырублен и, когда рядом проходит товарный поезд, людям приходиться кричать, чтобы услышать друг друга. После завершения строительства, согласно заложенным в проекте прогнозам интенсивности движения, поезда здесь будут ходить каждые 10-15 минут. Тем не менее, установка шумозащитных экранов проектом не предусмотрена – защищать от шума железнодорожники готовы только те дома, где люди проживают постоянно. В то же время, как свидетельствуют жители, в ближайших к железнодорожным путям домах уже появляются трещины. Больше всего жители садоводства раздражены тем, что их вообще никто ни о чем не предупреждал, всю информацию о проекте приходилось добывать с боем, а их проблемы и вовсе никого не интересуют.

Вид с насыпи, по которой пройдет железная дорога, на СНТ «Аметист». Земляной вал, отгораживающий поселок, должен выполнять роль шумозащитного сооружения:



За счет строительства дополнительного полотна железная дорога приблизилась к СНТ «Аметист». При возведении насыпи уничтожен лес, который раньше отгораживал поселение от железной дороги:



Жители жалуются, что уже сейчас при прохождении поездов им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. Это означает, что уровень шума превышает 90 дБ. После завершения строительства поезда будут ходить каждые 10 минут:



Из-за вибрации, связанной со строительством железной дороги, новый дом начал расшатываться, наличники отходят от окна:



В поселке Варшко ситуация еще сложнее. Местный житель Сергей Суковицкий может наблюдать за стройкой прямо через забор своего дома. Строители срыли основание холма, на котором стоят дома Суковицкого и его соседей, и наткнулись на плывун. Теперь холм проседает, по стенам дома уже пошли трещины. Первоначально дома вообще предполагалось снести, но жители отказались продавать свои участки. Они потребовали объяснить, почему при выборе маршрута прохождения новой железнодорожной трассы был выбран самый дорогой по стоимости строительства и последующей эксплуатации проект, к которому вдобавок есть множество вопросов с точки зрения соблюдения действующего законодательства. Однако объяснять жителям ничего не стали.

Со стороны поселка Варшко строители срыли основание холма, при этом наткнулись на плывун. В результате холм начал проседать, а стоящие на нем дома пошли трещинами:



Летом этого года Сергей Суковицкий случайно узнал, что местная администрация согласовала границы земельного участка под строительство железной дороги, включающего четыре участка, находящиеся в частной собственности (в том числе участок самого Суковицкого). Участок был поставлен на кадастровый учет и вроде бы даже передан в аренду заказчику строительства. Правда, после обращения в суд строители быстро пошли на попятную: скандальное постановление отменили, участки с кадастрового учета сняли. Однако проблема не решена: многие дома в Варшко попадают в полосу отчуждения новой железной дороги, и что будет дальше – неизвестно.

В Лосево строители уже возвели опору нового железнодорожного моста через Лосевский порог. Завершить строительство планируется к ноябрю 2012 года, вот только вести железную дорогу дальше пока некуда – сразу за мостом начинаются жилые дома и дачные участки, владельцы которых не знают, что с ними будет. Никакой информации у людей нет, даже схемы и кадастровые планы получить удается лишь неофициально. С жителями общаются только представители уполномоченной заказчиком строительства компании-оценщика ЗАО «Лимб», но пока озвученные ими размеры компенсаций собственников не устраивают. Люди не исключают, что строительство специально начато до урегулирования имущественных вопросов, чтобы появились основания для принудительного отчуждения земель. Для тех, чьи дома окажутся практически вплотную к железной дороге, компенсации вообще не предусмотрены. Чтобы привлечь к себе внимание жители больше года писали во все инстанции вплоть до президента, проводили митинги, но безрезультатно.

Ось будущего полотна пройдет примерно по этой линии параллельно существующей дороге, задевая жилые дома, которые до сих пор находятся в частной собственности:



На берегу Лосевской протоки строителями уже возведены опоры нового железнодорожного моста:



Достроить мост «Единая группа заказчика» надеется уже в 2012 году:



Дальше железной дороге двигаться пока некуда – сразу за мостом начинаются жилые дома:



На этой схеме видно, что существующая полоса отчуждения железной дороги (заштриховано серой клеткой) в результате строительства сдвинется, захватив часть поселка (розовая линия). Однако даже эту информацию жители запланированных под снос домов вынуждены получать неофициально:



Этот дом находится на пути железной дороги. Предлагаемая уполномоченной застройщиком риэлторской компанией ЗАО «Лимб» компенсация в два-четыре раза меньше его реальной стоимости. Жители не исключают, что строительство моста начато именно для того, чтобы у заказчика появилось основание отчуждать земельные участки принудительно:



За Лосево практически на всем протяжении будущей трассы (65 км.) вплоть до Каменногорска тянется просека шириной до полукилометра, а местами и более. Лес под новую железную дорогу вырубили в течение этого года, теперь сложенная в штабеля древесина потихоньку гниет, вывозить ее никто не торопится. Дело в том, что заказчику строительства вырубленный лес не принадлежит, вывозить и реализовывать его должны государственные структуры, но какие – до конца не ясно.

Просека под размещение железной дороги прорублена уже практически на всем протяжении от Лосево до Каменногорска (длиной 65 км, шириной до полукилометра). Местные жители опасаются, что вырубленный лес просто сгниет в штабелях:



Недалеко от поселка Ромашки строящаяся линия Лосево – Каменногорск вновь пересекает водную систему Вуоксы – здесь также уже ведется строительство моста. Всего новая ветка пересекает Вуоксу трижды: в Лосево, Ромашках и Каменногорске. По мнению независимых экологов, учитывая, что более 50% планируемых грузоперевозок приходится на нефть и нефтепродукты, в случае любого ЧП последствия для всего Карельского перешейка будут катастрофическими. Правда, эта угроза пока гипотетическая, а вот 12 расположенных поблизости домов после завершения строительства окажутся отрезанными от единственной автодороги. По словам жителей, их попытки узнать, что с ними будет, успехом не увенчались.

Еще один мост возводится в районе поселка Ромашки:



Урочище Генеральский мост, хорошо известное туристам, рыбакам и охотникам, разительно изменилось:



12 жилых домов после завершения строительства окажутся отрезанными от автодороги – единственной связи с внешним миром:



Поселок Озерское расположен уже в Выборгском районе области. Последние полгода, считают обитатели здешних мест, они живут, как на передовой. На дороге в середине поселка установлены таблички, предупреждающие о проведении строительных и взрывных работ. По словам жителей, взрывы гремят регулярно, а работы ведутся днем и ночью. Причем из-за нарушения техники безопасности строители несколько раз обрывали линию электропередач, оставляя дома без света. Как говорят жители, провести дорогу через самый центр поселка помешала старая финская кирха, имеющая статус памятника архитектуры.

Непосредственно к зоне строительства примыкают несколько жилых домов, три из которых запланированы под снос. Правда, владельцы узнали об этом только месяц назад, когда им позвонили из ЗАО «Лимб». Один из них, Петр Перминов, только недавно отстроился после пожара – до этого он несколько раз пытался узнать, затронет ли железная дорога его дом, но его уверяли, что нет. Сам Перминов, инспектор Леноблохоты, рассказывает, что строители регулярно ловят рыбу на территории заказника регионального значения «Озеро Мелководное», доступ к которому запрещен круглый год. Железная дорога пройдет мимо заказника, однако как отразятся постоянный шум и вибрация на гнездящихся там птицах, никто предсказать не берется.

Жители поселка Озерское чувствуют себя, как на фронте. В 400 метрах от них ведутся взрывные работы:



Старая финская кирха в Озерском имеет статус памятника архитектуры. Со слов строителей, только это помешало провести дорогу через самый центр поселка:



Три жилых дома на окраине Озерского планируется снести. Об этом их владельцы узнали только месяц назад, когда им позвонили из ЗАО «Лимб» (никаких официальных уведомлений до сих пор нет). Ранее их уверяли, что строительство не затронет поселок:



За время строительства из-за нарушения техники безопасности тяжелая техника трижды разрушала линию электропередач, в результате чего поселок Озерское оставался без света:



Подобные таблички установлены на всей протяженности дороги от Озерского до поселка Красный Сокол. Инспектор из Каменногорска объяснил им, что в случае пожара в их домах отвечать за последствия будут они сами, т.к. не обеспечили противопожарные мероприятия:



Инспектор Леноблохоты Петр Перминов рассказывает, что строители регулярно ловят рыбу на территории заказника регионального значения «Озеро Мелководное», доступ к которому запрещен круглый год. Дом Петра Георгиевича, который он недавно отстроил после пожара, также попадает под снос:



До конечной точки маршрута - города Каменногорска - стройка пока не добралась, однако кажущееся спокойствие обманчиво. Проект предполагает расширение существующей станции, в результате чего под расселение попадают жилые дома. Однако главная проблема – ситуация вокруг Каменногорского комбината нерудных материалов, который является градообразующим предприятием. Железнодорожный путь проходит через санитарно-защитную зону карьера и во время проведения взрывных работ движение останавливается на несколько часов. Однако при заявленной в проекте плотности движения поездов осуществить это будет невозможно – значит, карьеру придется перестать взрывать, то есть фактически прекратить свою работу.

До Каменногорска строительство еще не добралось, пока что баталии здесь проходят во время публичных слушаний. Проект предусматривает расширение существующей станции как за счет прилегающих жилых домов, так и за счет территории Каменногорского комбината нерудных материалов. Судьба градообразующего предприятия, на котором работают около полутора тысяч человек, на сегодняшний день под вопросом:



Подводя итоги поездки, руководитель проектов РОО «Зеленая Волна» Алексей Травин отметил, что хотя характер претензий в каждом конкретном случае отличается, основные проблемы все-таки схожи. Это отсутствие информации о проекте, пассивная позиция муниципальных и региональных властей, которые зачастую сами не владеют информацией в полном объеме, отсутствие эффективного контроля за соблюдением законодательства, в том числе в части, касающейся разрешительной документации. Как подчеркнул Травин, складывается парадоксальная ситуация: реализуется огромный проект, которому (по крайней мере, на словах) придается стратегическое значение, однако никто не может толком сказать: где пройдет железная дорога, какую территорию она затрагивает, что происходит в конкретной точке. По его мнению, многочисленные конфликты, связанные с реализацией проекта, проистекают из одного корня – на стадии проектирования были фактически проигнорированы требования Градостроительного кодекса РФ, не была разработана и представлена на госэкспертизу документация по планировки территории. При разработке градостроительной документации можно было бы выявить все потенциальные конфликты, учесть интересы территории и местных жителей еще до стадии собственно проектирования. Поскольку этого сделано не было, вызывает сомнения правовой статус заключения государственной экспертизы и самого проекта, который выглядит как крайне сомнительная авантюра.

Представитель Комитета по природным ресурсам Никита Павлович и председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Денис Крылов, приехавшие в Лосево на встречу с местными жителями и журналистами, сообщили, что информацией о нарушениях в ходе реализации проекта не располагают, хотя и не исключают, что такие нарушения могут иметь место. Строительство является федеральным проектом, и, по их словам, Ленинградская область в нем практически не участвует.

При этом к проблемам местных жителей они отнеслись с пониманием, отметив, что после многочисленных обращений граждан была сформирована специальная межведомственная комиссия, которая взаимодействует с заказчиком строительства, запрашивает у него информацию. Они настоятельно просят жителей направлять официальные обращения в адрес Экосовета и уверяют, что ни одно обращение не будет оставлено без внимания. В свою очередь, Денис Крылов подтвердил, что Экосовет и профильные комитеты ЛО будут всячески способствовать получению от ФГУП «Единая группа заказчика» максимально полной информации по проекту и доведению ее до местных жителей. Свои обращения граждане могут отправить в Общественный экологический совет при Губернаторе Ленинградской области: e-mail: eco-news@yandex.ru, адрес: 197342, ул.Торжковская, д.4, факс: 496-2214.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама