ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 4 ноября 2003, 14:59

Инженеры человеческих душ

Одним из эпизодов "дела ЮКОСа" стал обыск в офисе Агентства стратегических коммуникаций. Это событие привлекло дополнительное внимание прессы после того, как стало известно, что помимо своих дел с компанией Ходорковского Агентство стратегических коммуникаций занималось еще и тем, что вело избирательную кампанию партии "Яблоко".

Яблочникам в этой ситуации можно только посочувствовать - в самый горячий период избирательной кампании потерять управление ею практически равносильно политической смерти партии. Впрочем, что будет с Яблоком - это еще вопрос, активная кампания еще не началась. Вышеупомянутый эпизод вызывает интерес не только по этому поводу, но в большей степени потому, что вытащил на свет одного из тех политических игроков, без которых не обходится ни одна избирательная кампания, но которые в большинстве случаев остаются никому не известны. Речь идет о людях, которых в России называют политтехнологами. Со второй половины 90-х политтехнологи стали не просто неотъемлемым, но и одним из самых важных факторов любой избирательной кампании. И как для избирателей, так и для журналистов зачастую представляет интерес не столько кандидат и его программа, а та команда, которая организует кампанию. Сами же политтехнологи стараются всячески скрыть свою причастность к той или иной партии или кандидату. Далеко не всегда это им удается, и поэтому некоторые участники думской кампании - 2003 известны уже сейчас. Конечно, все команды, работающие сейчас на бескрайних российских просторах, не перечислишь, но самые известные упомянуть вполне возможно.

Естественно, самым привлекательным клиентом для политтехнологов является "Единая Россия", чьи амбиции естественным образом выражаются в масштабах избирательной кампании. К кампании "партии власти" наверняка желало бы быть причастным любое PR-агентство, но ни одно из них не могло бы в одиночку справиться с этой работой. В итоге, как и в 99-м году, единороссов ведут сразу несколько групп политтехнологов. Руководящую роль в кампании молва приписывает Фонду эффективной политики Глеба Павловского. В принципе, это неудивительно, учитывая, что Павловский считается штатным кремлевским политтехнологом и чуть ли не крестным отцом "Единства". Но неоднократно звучавший в последнее время из уст кремлевских чиновников принцип "не складывать все яйца в одну корзину" применен ими самими в отношении избирательной кампании "партии власти". То есть помимо сотрудников ФЭПа в кампании единороссов на разных уровнях наверняка принимает участие не менее десятка различных команд и командочек. Но отдельного упоминания, пожалуй, заслуживает лишь одна из них - группа выходцев из московского центра "Новоком". Бывший директор департамента региональных политических программ этого агентства Вячеслав Смирнов занимает пост начальника избирательного штаба единороссов, а всего, по словам директора "Новоком" Алексея Кошмарова, количество сотрудников этого центра, занятых в кампании "Единой России", достигает 80 человек. Сам Алексей Кошмаров и руководимый им центр занимаются организацией агитационной кампании партии "Русь". Учитывая, что Кошмаров также неоднократно выполнял заказы Кремля (в частности, "Новоком" работал на пророссийского кандидата на выборах в Приднестровье), становятся заслуживающими внимания слухи о том, что эта партия является предвыборным проектом группировки "питерских силовиков" в администрации президента. Другим предвыборным проектом администрации президента называют "Партию жизни" Сергея Миронова, в начале осени с помпой объединившуюся в единый блок с партией Геннадия Селезнева. До объединения кампанию "Партии жизни" вели специалисты Центра политического консультирования "Никколо М", считающиеся одной из лучших команд политтехнологов в Восточной Европе. Именно эти специалисты придумали и реализовали изрядно повеселивший избирателей проект защиты выхухолей. Несмотря на все издевки журналистов над этой идеей, именно после ее реализации о "Партии жизни" узнали широкие массы. С высокой долей вероятности можно полагать, что если блок двух спикеров продолжает сотрудничать с "Никколо М", он вовсе не будет мальчиком для битья в думской кампании.

Выделяется из общего ряда политических партий, сотрудничающих с PR-агентствами, "Союз правых сил", чьей кампанией занимается ряд конкретных политтехнологов, не объединенных в единую структуру. Это руководитель группы собственного имени Ефим Островский, философ Петр Щедровицкий и политконсультант Марина Литвинович. Что интересно (и крайне нехарактерно для российских традиций), эти же люди сотрудничали с СПС и на прошлых парламентских выборах. Некоторые другие команды политтехнологов высокого калибра, в частности, "Имидж-контакт", в качестве подрядчиков крупнейших участников думской кампании пока себя не засветили. Несмотря на это, можно не сомневаться, что эти команды работают. Логично предположить, что они либо ведут кампании кандидатов по одномандатным округам, либо обеспечивают работу партий в регионах.
В любом случае результаты их трудов нам всем - и избирателям, и журналистам - встретятся еще не один раз.

Алексей ФЕДОРОВ

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама