ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 ноября 2003, 13:04

Преемственность партий, или Шило - на мыло

Каждый новый виток четырехлетнего электорального цикла влечет за собой переформатирование российской политической сцены. Старые партии умирают, а их место занимают новые. При этом никто не может объяснить, чем новые лучше старых и даже чем кроме названия они от старых отличаются.

На днях в пресс-центре "Региональные выборы 2003" прошла пресс-конференция научного коллектива кафедры политической
психологии СПбГУ под руководством профессора Александра Юрьева, на которой широкой публике был представлен проект
"Объективная квалификация политических партий". Вкратце, суть этого проекта в том, чтобы спозиционировать российские
политические партии согласно их отношению к конкретным проблемам и определить их идеологическую позицию в общепринятой системе идеологических координат.

Результаты оказались довольно неожиданны - практически все политические партии России нашли свое место на условном графике недалеко от центра. В самом центре гордо расположились "Единая Россия" и "Яблоко", причем последняя партия оказалась даже "центристее", чем партия власти. Незначительный уклон в "левый либерализм" демонстрирует КПРФ, в либертарианство - СПС, остальные же партии (Партия жизни, Партия возрождения России, ЛДПР, блок "Родина") чуть-чуть сместились в "авторитарный популизм". Но все партии находились недалеко от центра, ни одна не была близка к краю графика, который обозначал принципиальные идеологические позиции. То есть можно сделать предварительный вывод, что политических партий с яркой и четко выделяющейся из других идеологией в России нет.

Более того, Александр Юрьев рассказал, что данные, которые были получены в результате подобного исследования год назад, показали, что вообще все партии были исключительно центристскими, лишь номинально называясь "левыми" и "правыми". Уже после тех данных, ставших в среде политологов сенсацией локального масштаба, партии переписали свои программы в попытке "отстроиться" от соперников. Как видно из данных нового исследования, это им не очень-то удалось.

Сложившаяся ситуация с точки зрения разумного человека выглядит чрезвычайно странно. Согласно базовым принципам маркетинга партии должны четко отстраиваться от конкурентов, формулируя уникальное торговое предложение. На Западе партии нередко перед выборами начинают высказывать более радикальные идеи, чем обычно, стремясь точно обозначить своих сторонников, и лишь в межвыборный период позволяют себе смягчать идеологические критерии, руководствуясь логикой текущего политического момента. В России все происходит с точностью до наоборот.

Пресловутый "центр" политической шкалы, условно говоря, означает сочетание двух теорий - демократических ценностей и
социальной справедливости. Нетрудно заметить, что в период избирательной лихорадки все партии строят свою риторику именно на этой комбинации. Коммунисты прибавляют к своему извечному "сильное государство заботится о людях" фразы о том, что они вовсе не против частной собственности, а либералы начинают хвалиться программами социальной защиты, не говоря уже о таком действительно авторитарном популизме, как снижение цен на электричество. И несмотря на то, что каждая предвыборная кампания начинается подписанием какой-нибудь хартии о недопустимости черного пиара и желательности борьбы программ, это ни к чему не приводит. Бороться в программах попросту нечему - программа на все партии одна, меняется лишь название партии в заголовке.

Логику в происходящем можно найти, лишь отказавшись от рассмотрения российских партий как политических партий в исконном значении термина. Скорее это политические департаменты борющихся за власть особых сообществ, которые в недавнем прошлом называли ФПГ - финансово-промышленными группами. Если посмотреть на российскую политическую сцену под таким углом зрения, то многое становится на свои места.

Разбирать расклад сил на политической арене уже было много желающих, поэтому в стремлении открыть что-то новое смотреть мы будем исключительно на формы избирательной кампании. И здесь очевидно, что все партии придерживаются принципа "Если борьба идей лишь бутафория, то все равно, какие идеи использовать". Поэтому используется лишь наиболее очевидная и многократно проверенная идея социальной ответственности, социальной защиты, социальной справедливости - по сути, обещания халявы. А то, что по мнению западных специалистов, реальная конкуренция программных идей может быть одной из наиболее эффективных избирательных технологий, никого не интересует. Все равно большинство российских предвыборных кампаний основывается на принципе выстраивания кандидатами в своем округе клиентел - иерархии связанных с кандидатом и зависящих от него людей. Какие идеи представляет кандидат - дело десятое, главное - чтобы денег давал.

А к моменту, когда приходит время отрабатывать спонсорские деньги, моменту голосований в Думе, становится вдвойне
безразлично, какую партию представляет депутат. Голосуют все равно не по принципу идеологии и партийной дисциплины, а в угоду патрону. Так что, называя вещи своими именами, мы будем вынуждены констатировать, что в Думе борются не фракции КПРФ, "Яблоко" и Народный депутат, а фракции ЮКОСа, РАО ЕЭС и "Газпрома".

Выхода из сложившейся ситуации пока что не предвидится, но рано или поздно выходить из нее придется (если, конечно,
демократия в России проживет хотя бы до следующих думских выборов). И тогда нас неизбежно ожидает либо перерождение нынешних российских партий в действительно политические, отстаивающие какие-то идеи, либо их смерть и появление новых политических партий с нуля. Возможно как первое, так и второе, но третьего пути нет.

Алексей ФЕДОРОВ

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама