18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Главы МО о петербургском самоуправлении: Муниципальная власть кастрирована, и с этим надо что-то делать

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге и Москве неполноценно. Согласно закону 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", города федерального значения сами определяют перечень вопросов, которые необходимо решать муниципалам. Этот перечень, по закону, составляется исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. На практике получается, что если коллеги из других регионов отвечают за ЖКХ, здравоохранение и культуру, то петербургские муниципалы – фактически, лишь за военно-патриотическое воспитание и организацию праздников. ЗАКС.Ру узнал у глав МО, довольны ли они сложившейся ситуацией, стоит ли расширить муниципалам полномочия и как этого добиться.

Николай Паялин, экс-глава МО Большая Охта:

- Полномочия увеличить стоит. Местное самоуправление должно быть самодостаточным и не пересекаемым в полномочиях. А у нас полномочия органов местного самоуправления пересекаются с государственными, поэтому никакого смысла в нынешнем местном самоуправлении нет. Но поскольку местное самоуправление в принципе нужно, его наделили нормальным количеством полномочий.

По большому счету статья, ограничивающая петербургское и московское самоуправление, должна быть отменена. Я не думаю, что тогда управление выйдет из-под контроля, как это иногда случается в Ленинградской области. Вот Дрозденко столкнулся с "местными князьками", потому что их еще Сердюков избирал. Они просто не "дрозденковские". А если этих "местных князьков" будет избирать не губернатор через непонятно какие выборы, а будет выбирать народ, то и губернатор будет с ними считаться.

Николай Смоктий, глава МО Васильевский:

- Население, с которым мы общаемся, приходит к нам с очень многими вопросами, и нам приходится вмешиваться практически в любую ситуацию, которая происходит с жителями нашего МО. Зачастую нам не хватает возможностей – мы не можем всегда помочь людям.

У нас, например, большие проблемы с системой ЖКХ. С этой проблемой постоянно приходят к муниципальным депутатам. Пишут заявления, что крыши текут, что сосульки. А мы решить эти проблемы никак не можем. Мы даже повлиять не можем на уборку дворовой территории.

Я не могу точно сказать, стоит ли отменять статью. Но могу сказать, что у нас в городе в принципе уже есть опыт. Есть и российский опыт – не все муниципалитеты в таких условиях, как мы. Мы готовы. Что-то нужно делать. Муниципальная власть близка к народу, и люди хотят, чтобы эта власть отвечала их проблемам. "Мы тебя выбрали депутатом – отвечай за все важные для нас вопросы". А на практике депутат за них не отвечает.

Рамиль Яхин, глава МО Волковское:

- Полномочия, безусловно, нужно расширять, вносить серьезные изменения в модель самого местного самоуправления. Существующая модель не позволяет серьезно расширить полномочия органов местного самоуправления в городах федерального значения. Нужно создавать какую-то рабочую группу, чтобы добиться изменения ситуации. Я думаю, этот вопрос в ближайшие три-четыре года будет решаться, потому что во всех регионах местное самоуправление развивается. А Санкт-Петербург и Москва остались в той модели, которая была изобретена в 1998 году, впопыхах, недостаточно профессионально. Эта модель больше всего устраивала не население, а тогдашний депутатский корпус ЗакСа и правительство губернатора Яковлева. Сегодня до изменений просто пока руки не доходят, но должны дойти.

Если расширить полномочия, ситуация в каком-то образовании, конечно, может выйти из-под контроля, как это произошло в Лужском городском поселении. По принципу одна паршивая овца все стадо портит. Но это не говорит о том, что все местное самоуправление будет никудышным или безответственным. Также можно говорить и о структурах федеральных. Я не думаю, что все региональные руководители ответственно работают.

Вадим Сагалаев, глава МО Дачное:

- Нужно смотреть, какими полномочиями может поделиться исполнительная власть. Если говорить по уму: муниципальная власть в Петербурге и Москве по сравнению с муниципальной властью по всей России просто кастрирована. Логика подсказывает, что наши полномочия должны быть более внушительными.

Абсолютно уверен, что полномочия надо увеличить. Нужно делать шаг за шагом, продуманно. Ничего нельзя делать, не подумав. У нас есть печальный опыт, когда принимаются решения, нам даются полномочия, а потом сидим и думаем, как дополнительными законными актами эти полномочия сделать исполнимыми.

Например, сегодня у муниципальной власти есть очень важные полномочия – выписывать административные протоколы за автомобили, которые стоят на газонах. Но как это исполнить? Участковый уже не уполномочен составлять эти протоколы, а муниципальные товарищи не имеют право устанавливать личность нарушителя. То есть сначала мы уговариваем участкового, у которого и так работы много, помочь нам. Потом идет участковый и наш сотрудник к машине: они караулят нарушителя, потом выписывают протокол. Сравните с тем, как работают в ГИБДД. Если нарушен скоростной режим, камера это зафиксировала, и никто уже не бежит за нарушителем, не ловит его. На дом присылают протокол с вынесенным решением. Если бы так делали для нас, то давно был бы решен вопрос с незаконной парковкой на газонах.

Геннадий Трусканов, глава МО Автово:

- Есть закон – в него нам записали всякого. Так, многие вопросы, в которых значится "соучастие" – это некая профанация. Куча вопросов местного значения записали, чтобы просто записать. И реального значения они не имеют.

При этом я считаю, что тот закон, который есть сейчас, соответствует структуре местного самоуправления. Перечень вопросов устоялся. 111 муниципальных образований, небольшие территории. Куда увеличивать полномочия? Если увеличивать перечень вопросов местного значения, то это потребует новых финансовых затрат. Тогда нужно увеличивать финансирование всем 111 МО, всем добавляя полномочий. В том числе на содержание. Это не совсем выгодно.

Если добавлять полномочия с финансированием, то МО нужно укрупнять и смотреть экономику. Будет естественно, если МО будут укрупняться. Совсем непонятно, почему у нас их 111. Все это произошло от нежелания прежних городских властей иметь реальное местное самоуправление в Петербурге. Мы заложники ранее принятых решений.

Сергей Борисенко, глава МО Коломяги:

- Я всю свою жизнь считаю, что полномочия нужно уменьшить и конкретизировать. Увеличивать на данном историческом этапе не нужно. Сейчас происходит размывание полномочий. В каждом МО порядка 20 сотрудников. Как вы себе представляете, 20 сотрудников могут достойно исполнить 44 или 48 полномочий? Я сомневаюсь. Те же полномочия размазаны по комитетам, бюджетным учреждениям и администрациям, но выглядят немного по-другому и финансируются по-другому. Я бы хотел, чтобы четко были закреплены полномочия, до которых руки у государства не доходят. Я про патриотическую направленность, праздники, спорт, военную подготовку.

Вот сейчас за благоустройство отвечают одновременно ЖКС, МО и где-то государственная власть, когда проводит комплексную реконструкцию квартала. Это размывание полномочий. Я не считаю, что это правильно. Мы должны брать на себя то, что можем реально выполнить.

Николай Колошинский, глава МО Красное Село:

- Местная власть ближе всех к народу, лучше, чем государственная власть знает проблемы людей. Если бы было больше полномочий у местной власти и было бы больше денег, то дело только бы выиграло от этого. Приведу пример. Многие люди оказываются в сложной жизненной ситуации. У кого-то, например, дом сгорел, и такой человек в первую очередь пойдет к нам. А у нас нет полномочий предоставить материальную помощь. Когда критическая ситуация у людей, мне иногда даже приходится из своего кармана доставать. Я не говорю, что это делаю постоянно, но такие случаи бывают.

Мы имеем право заниматься текущим ремонтом дороги. Но мы не можем, даже если есть деньги, заниматься капитальным ремонтом дороги. А почему? Если у нас есть возможность, то мы сами решать должны, какой ремонт делать. Например, в асфальт дорогу перевести из щебеночного покрытия мы не имеем права, потому что это считается капитальным ремонтом.

Полномочия должны быть серьезными. А не такие, как "содействие в информировании населения при возникновении ЧС". Помните, была ситуация, когда затопило Крымск. Тогда не смогли проинформировать население. А я и сейчас говорю, что в Красном Селе нет системы оповещения при ЧС. Не дай бог, что-то произойдет, а у нас нет такой системы.

При этом неправильно передавать все полномочия, иначе это значило бы упразднить государственные органы власти. Это поменяло бы подход к управлению. Если бы нам передать эти полномочия, то нужно не 100 млн рублей в бюджет, а как в районе 5-6 млрд рублей. Я думаю, постепенно у самоуправления будет больше полномочий и денег.

Но я исхожу из того, что должно быть больше полномочий хотя бы в мелочах. Например, составляются проекты планировки и межеваний территорий. Для нас крайне важно, чтобы учитывались нюансы и интересы жителей. Вот решили строить так, как кому-то вздумалось, или так, как кто-то заинтересован, а жителей не спрашивают, у муниципалитета почему-то нет полномочий давать свое согласование.    

Юрий Бородько, глава МО №75:

- Никогда Москва и Санкт-Петербург не пойдут на то, чтобы у органов местного самоуправления было столько же полномочий, как в других регионах. Культура не наша, здравоохранение не наше, жилищно-коммунальное хозяйство не наше и так далее. Это никак не преодолеть. Сразу получится, что Смольный и все администрации районные под корень пойдут. Когда-то в очень далеком будущем это может случиться, хотя вряд ли.

Но если это случится, орган местного самоуправления будет такой же администрацией. Тогда раздуют штаты, снова появится куча чиновников.

Татьяна Кольцова, глава МО Морской:

- Есть вопросы, которые мы бы хотели решать. Есть вопросы, которые решать мы не можем. Например, лично я - я не говорю сейчас про остальных депутатов - против решения вопроса по уборке. В частности, у нас нет парка машин. Думаю, что районы надо оставить. В большом районе должна быть администрация и округа. Муниципальные советы – это местечковая власть.

Михаил Барышников, глава МО Город Петергоф:

- Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Расширение полномочий нужно. Есть моменты, которые надо конкретизировать или расширить. Не всегда понятно, что значит, например, "участие в профилактике". А если был бы конкретно вопрос, тогда было бы очень просто. Хотелось бы расширения полномочий, с которыми мы могли бы справиться.

Трудно сразу сказать, стало бы лучше или не стало, если бы не было особого статуса у Москвы и Петербурга по федеральному закону. Объясняется, что тогда нарушится единство городского хозяйства. Тогда придется весь закон о местном самоуправлении в Петербурге менять. У нас сейчас 111 МО, а если расширять полномочия, то надо будет укрупнять органы местного самоуправления. Например, у нас есть поселки – они не смогут решать вопросы местного значения. Ходит же идея, что надо сделать МО по размерам 18 районов. Есть идея сделать МО по количеству округов в ЗакС. Вопрос очень серьезный.

Люди, которые идут в местное самоуправление, конечно, хотят больше полномочий. Это будет интереснее. Говорят, что мы не справимся, что у нас мало опыта. Но смотрите, вернули же выборы мэров городов, губернаторов, так что не думаю, что выборные органы власти – это страшно. Работают люди. Многие – очень хорошо.

Наталья Алексеева, глава МО Поселок Репино:

- Все зависит от того, как полномочия увеличивать. Если четко прописывать, то да, можно. Мы отвечаем за это – и все. А то, что нам делать, например, по профилактике правонарушений? А если опять добавлять размывчатые "участие" и "организацию", то я не знаю, какой в этом смысл. При этом важно, чтобы был нормальный глава МО и глава местной администрации. Тогда можно решать много вопросов. Что касается особого положения Петербурга и Москвы, то я бы его сразу не отменяла.

Татьяна Шипкова, глава МО Поселок Металлострой:

- Если будет достойный бюджет, то можно нам дать больше власти. Сейчас мы дырки латаем. Вот у нас 56 млн рублей. Допустим, нам дадут полномочий, а на что мы их будет исполнять?

Александр Поречный, глава МО Поселок Усть-Ижора:

- Сейчас уже сложившаяся работающая структура. В принципе если убрать статью, то будет другое устройство управления городом. Не знаю, насколько ЗакС, губернатор и все остальные готовы, чтобы по-другому управлять городом. Не знаю, насколько это надо. Улучшит ли это жизнь горожан?

Сейчас нельзя сказать, что местное самоуправление декоративно. Задач значительно. Мы же еще в поселке живем, здесь мы и дороги убираем, и благоустройство делаем. Все на нас. Не могу сравнить с городскими МО, могу с Колпино, с Металлостроем – у них дел выше крыши. Всего очень много.

Петр Трунков
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru