18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Муниципальные бюджеты: как переизбраться в кризис

Петербургские муниципалитеты приняли свои бюджеты на 2014 год. И сразу стало ясно – экономический кризис не обошел стороной даже скудные муниципальные доходы. На фоне общего, хоть и незначительного, сокращения трат по всем статьям, в глаза бросается значительное сокращения субсидий из городского бюджета муниципалам, попавшимся на воровстве.  Между тем подавляющее большинство действующих сейчас муниципалов уже через 9 месяцев будут пытаться переизбраться и вновь вовйти в состав советов. Что уже сказалось на бюджетах: злопыхатели видят намерение подкупа за предстоящими экскурсиями, а также указывают на более откровенные "вознаграждения", предусмотренные депутатами.

Стоящие особняком

В 2014 году 19 муниципалитетов получат субсидии из регионального бюджета. Всего по так называемым "депутатским поправкам" город выделил муниципалам 232,5 миллиона рублей. Эти деньги они будут обязаны потратить исключительно на работы по благоустройству. Из всех 19 самые солидные субсидии достанутся муниципалитетам Комендантский аэродром (43 млн), Пулковский меридиан (25 млн), Правобережный (20 млн), Оккервиль (20 млн), Академическое (20 млн), Аптекарский остров (16,38 млн), Чкаловское (12,1 млн), Введенский (10 млн), Петровский округ (10 млн), Красненькая речка (10 млн).

Уникальная ситуация в 2013-м году сложилась в Стрельне: здесь вообще не был принят бюджет. Причиной тому стала напряженная обстановка и принципиальные разногласия в муниципальном совете. Группа оппозиционных депутатов неизменно голосовала против проекта бюджета, считая, что их существенные предложения и поправки игнорируются руководством. Второй группе депутатов, поддерживающих главу МО Сергея Крюкова, раз за разом не хватало голосов на заседаниях совета, чтобы наконец принять бюджет. В результате муниципалитет в течение всего года  тратил каждый месяц по 1/12 от прошлогоднего бюджета.

Бюджет на 2014 год в МО Поселок Стрельна принимали фактически под бой курантов. В окончательном чтении, после длительных переговоров, депутаты утвердили документ лишь 31 декабря.

Согласно принятому бюджету, доходы муниципалитета в 2014-м должны составить 86 миллионов, расходы – 105 миллионов. Для сравнения, в 2013-м году муниципалы могли потратить только 66 миллионов. Существенная разница должна покрыться, в том числе, за счет неизрасходованных "хвостов" последних лет.

Уголовщина

Показательная история произошла с МО Красненькая речка. В 2013-м их годовой бюджет вдвое превышал бюджет 2014-го: 115 против 57 миллионов. Причина произошедшего – в сокращении размера субсидии из городского бюджета. Если в минувшем году она составляла 48 миллионов, то в 2014 году округ рассчитывает на дополнительные 10 миллионов рублей.

Как известно, в 2013 году в Красненькой речке произошел громкий скандал. Против муниципалов возбудили уголовное дело, связанное с хищениями бюджетных средств на благоустройстве. Не дожидаясь результатов расследования, по собственному желанию уволился одиозный глава муниципальной администрации Роман Морозов.

В 2014 году значительно сократятся расходы на благоустройство, предусмотренные бюджетом Красненькой речки. Если в 2013-м году по этой статье предполагались траты в размере 68 процентов от общей суммы расходов (78,5 из 115 млн), то в этом – всего 35% (20 из 57 млн). Именно разница в сумме, выделенной на благоустройство, и составляет общую разницу в бюджетах двух лет. Остальные статьи расходов с незначительными колебаниями обеспечиваются на прежнем уровне.

- Сокращение бюджета связано с тем, что в этом году были другие субсидии, сейчас их меньше выделили, - пояснил ЗАКС.Ру глава местной администрации МО Красненькая речка Павел Гущин. - А если говорить не о субсидиях, а о местном бюджете в целом, то, насколько вы знаете, когда в этом году принимался бюджет в Законодательном собрании, там очень четко говорили, что в настоящее время достаточно серьезные финансовые трудности есть. Поэтому бюджет очень жесткий. Вы посмотрите – в принципе, то же самое отражается на бюджетах муниципальных образований.  

При этом детально с бюджетами других муниципалитетов Павел Гущин не знаком.

- Я не могу комментировать, у кого бюджеты растут, а у кого они уменьшаются, - ответил Гущин. - Тот бюджет, который принимается у нас, он принимается в соответствии с теми прогнозами по доходам, которые имеются у нас. И с доходами сейчас объективные трудности.

В разы сократилось субсидирование и героя другого уголовного дела – муниципального округа Северный. Год назад из городского бюджета ему дали 16 миллионов. А в 2014-м запланировано только 3 миллиона. В 2013-м году согласно проекту тогдашнего бюджета общие расходы предполагались в размере 94 миллионов. Сколько округ потратит в 2014-м году пока неизвестно. Муниципалы до сих пор его не опубликовали бюджет на собственном сайте.

Фигуранты еще одного уголовного дела – представители МО Невский округ – не входят в узкий круг муниципалитетов, которым помогают из городского бюджета. В 2013 году по результатам проверки КСП прокуратура обвинила главу местной администрации Константина Ярошевича в нецелевом использовании двух миллионов рублей. Впрочем, в отличие от Красненькой речки, бюджет на следующий год здесь только вырос – с 90 до 105 млн.

Питательные налоги

Анализ бюджетных показателей всех муниципалитетов подтверждает слова Павла Гущина: денег действительно становится меньше. Для примера: в МО Обуховский вместо прошлогодних 100 млн потратят только 84, в МО Оккервиль вместо 94 млн – 84 млн, в МО Ивановский вместо 59 млн – 52 млн. И это один только Невский район. Если взять Красносельский район, в МО Красное Село вместо 116 стало 112 млн, в МО Юго-Запад был 91 млн, а стало 84. Подобных примеров много по всему городу.  

И всё же, столь безрадостно дела обстоят далеко не везде, а увеличение доходной части некоторых МО на фоне общего "неурожая" все-таки имеет свое объяснение. Развивающиеся, застраивающиеся территории города кормят муниципалитеты налоговыми отчислениями. Так, в МО Коломяги вместо прошлогодних 70 миллионов будут тратить 80. Росту бюджета здесь обязаны именно интенсивным строительством жилых кварталов.

-Фактически можно даже сказать, что мы живем с дефицитом бюджета, но нашей буферной подушкой является активное строительство жилых домов на нашей территории, - объяснил ЗАКС.Ру глава МО Коломяги Сергей Борисенко. - Соответственно, доходную часть спасают налоги на имущество и торговые точки. В этом году у нас появился Юбилейный квартал, за счет него мы в результате и свели концы с концами. В следующем году таким же образом нас спасет квартал, который появится в Каменке - там целых 10 тысяч квартир.

Эта версия находит понимание в МО Большая Охта. В муниципалитете отмечают, что в целом по городу округа вынуждены урезать бюджеты по сравнению с прошлым годом. По крайней мере, это точно касается тех МО, на чьей территории ничего не строится.

- Тенденция этого года – недобор средств, - отметили в Большой Охте. - К сожалению, сами по себе органы местного самоуправления не могут воздействовать на формирование доходной части. Тем, у кого новые жилые комплексы, в этом плане легче. У нас никакого нового жилья нет, кроме 25-го квартала, где ничего не строится. Но все эти помогающие вещи никогда не являются системными, на них трудно опираться, рассчитывать. Таким образом, доходы мы не только не можем формировать, но и прогнозировать.

"Кидок избирателей за счет избирателей"

Учитывая, что в 2014 году петербургские муниципалитеты ждут тотальные перевыборы, можно было бы предположить, что в этот период их бюджету будут наиболее социально-ориентированными: праздники, экскурсии и сопутствующее им раздаривание продуктовых наборов.

- Технически в такой политике ничего трудного нет, - объяснил ЗАКС.Ру депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев. – И здесь два варианта. При одном из них где-то по сравнению с прошлым годом могла увеличиться статья расходов "культура". Это означает, что дороже и чаще будут проводиться разные праздники, будет делаться упор на мероприятия с советами ветеранов, блокадников, и так далее. К тому же для муниципалов год выборов удачно совпал с юбилеем снятия блокады. Так что мы точно увидим много неожиданных подарков ветеранам, это традиционная технология.

Есть и более незаметный способ: мероприятия в целом финансируются на прошлогоднем уровне, зато все деньги уйдут на самые "электоральные" праздники.

- Второй вариант, наверное, более вероятен, - считает Шуршев. – При нем в целом строчка "культура" и не увеличится, но приоритеты внутри этой статьи будут расставлены таким образом, чтобы максимально обслужить население в сжатые сроки. Не удивлюсь, если весь бюджет на культуру потратят уже к сентябрю. То есть, до выборов. А день матери, день инвалида вообще не будут отмечать. Я наблюдаю за всем этим годами. В 2011-м, во время выборов в ЗакС Милонов раздавал десятки тысяч продуктовых наборов пенсионерам.

Действующая команда депутатов МО Коломяги, в свою очередь, открещивается от специфических расходов на лояльность населения в выборный год.

- Что касается того, является ли социально ориентированным бюджет на 2014-й год, то это, на мой взгляд, некорректная постановка вопроса, - считает Сергей Борисенко. - Расходы распределяются так же, как и в прошлом году. К муниципальным выборам мы не собираемся выходить такими популистскими путями, как раздача продуктовых наборов. Работа с населением прежняя: тематические кружки, экскурсии, концерты. Это неправильно, да и не можем себе позволить - взять деньги, скажем, с асфальтных работ и бухнуть всё это в социалку. Кроме всего прочего, это и бесполезно. Подарками все равно всех не закидаешь. Надо и с людьми встречаться, чем мы, по традиции, и будем заниматься перед выборами, по своим избирательным участкам.

В контексте грядущих выборов интересны запланированные траты муниципалов не только на поднятие собственной популярности. Важнейшим участником выборного процесса являются избирательные комиссии, содержать которые предстоит практически всем 111 муниципальным образованиям. Для сравнения – в бюджетах МО одного и того же Красногвардейского района обращает на себя внимание разброс сумм, которые отрядили на обеспечение выборов. Так, если в Большой Охте избирательной комиссии предложили 2,7 млн., то в соседнем муниципалитете Полюстрово на услуги ИКМО выделили 6,5 млн. Количество жителей и, соответственно, объем работы в этих округах примерно одинаковы. В Полюстрово, согласно переписи населения, людей живет даже меньше – 50 тысяч против 54 тысяч Большой Охты.

- У нас утверждено 2,7 миллиона на проведение выборов, на работу избирательной комиссии, - рассказывают в Большой Охте. – 45-50 тысяч избирателей – это 20 избирательных участков. Минимальный норматив, определенный комитетом финансов на такое дело, составляет 1,7 млн. Стоимость выборов, которую мы утвердили, мы считаем очень большой, это потолок. Скажем, 3 миллиона – это уже выше крыши. А где-то мы видим совершенно безумные суммы. Понятно, на что пойдут эти средства – на прямой подкуп избирательной комиссии. Видимо, чем больше им заплатят, тем надежнее выйдет результат. Так что об этом можно сказать, что готовится кидок избирателей за счет избирателей.

Владимир Дукельский
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru