18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Неторопливые бюджеты

Менее 20 муниципалитетов из 111 на 8 декабря утвердили бюджеты. Остальные либо утвердили в Контрольно-счетной палате проект бюджета, либо провели первые слушания. Несколько советов успели провести общественные слушания. Есть и те муниципалитеты, которые даже не провели первого заседания обновленного после выборов совета. Собеседники ЗАКС.Ру полагают, что именно в недавних выборах и кроется задержка. Одни считают, что причина - в неопытности новоизбранных муниципалов, другие - что по старой привычке депутаты договариваются с исполнительной властью и из-за этого тянут.

Молодые, непутевые

Большинство собеседников ЗАКС.Ру полагают, что задержка принятия бюджетов связана с недавними выборами. Состав муниципалитетов обновился, и новые депутаты не знают всех тонкостей формирования бюджета.

- Одна из причин - смена руководства, - говорит глава МО Нарвский округ Александр Каптурович. - С другой стороны, у каждого муниципалитета свое положение о принятии бюджета, которое и определяет, в какие сроки надо проводить чтения, слушания по бюджету. Бюджет некоторые могут и в феврале принять. А вообще, если бюджет не принимают до 1 января, то местная администрация реализует вопросы местного значения по 1/12 от предыдущего года. От той суммы бюджета, которая была использована в прошлом году, - пояснил Каптурович.
 
Бывший глава МО Васильевский Николай Смоктий отметил, что на работе новоизбранных депутатов сказывается новое законодательство, разрешающее избираться, даже если кандидат прописан в другом районе.
 
- Раньше, на протяжении 17 лет моей депутатской деятельности, конечно же, муниципальный бюджет всегда старались принять заранее. У меня была такая же позиция, когда мы не смогли принять бюджет, потому что у меня была конфликтная ситуация с главой местной администрации. Думаю, бюджет не принимается, потому что в большинстве муниципалитета проблемные ситуации из-за прошедших выборов. Централизовано пришли к власти люди, которых жители не знают, если говорить про наш Васильевский остров. Новые депутаты неопытные. Сейчас закон позволяет депутатам муниципальным приезжать с Вологды или с соседнего района и становиться депутатом в одном или другом муниципалитете. Когда я шел в 1998 на выборы, было так: если ты прописан на Васильевском острове, ты и идешь по Василеостровскому району. Я считаю эту рамку закона очень правильной. Если ты живешь, допустим на Васильевском острове ты и думать о нем будешь, а если ты приехал из соседнего района и фамилия у тебя очень звучная, на букву Б, например, или на букву А, и ты решил пройти под шумок, такие пиар ходы у нас были, - негодует Николай Смоктий. - Записывались однофамильцами, приходили из другого района, люди путались (вероятно, имеется ввиду депутат прошлого созыва Александр Гудимов – прим. ЗАКС.Ру).
 
Глава МО Автово Геннадий Трусканов отмечает, что долгая работа над проектом бюджета вовсе не означает, что он будет сформирован некачественно.
 
- Логика говорит об ином: чем дольше над бюджетом работают, тем он должен быть четче и вывереннее, - говорит Трусканов. - Чем дальше срок, тем яснее картина с исполнением бюджета текущего года. Мы имеем больше представления о возможных остатках неиспользованных средств, переходящих на следующий год.
 
По словам Трусканова, в этом году принятие муниципальных бюджетов действительно было отложено из-за выборов.
 
- В этом году были объективные причины запоздалого принятия бюджета, - говорит Трусканов. - Выборами, прямо скажем, внимание депутатов, которые переизбирались, было отвлечено. Конечно, им было не до бюджета. Несмотря на то, что бюджет готовит местная администрация, но они у нас тесно связаны с советами. Они тоже нервничали, поскольку только в случае переизбрания депутатов местная администрация может надеяться на продолжение работы.
 
Кроме того, процесс мог затянуться как из-за сложной экономической ситуации и позднего принятия городского бюджета. Хотя напрямую муниципальный бюджет от городского не зависит, в городском законе содержатся нормативы по исполнению полномочий муниципалов, которые они вынуждены учитывать.
 
- У нас выборов не было, тем не менее, мы тоже предполагаем, что бюджет примем только на этой неделе, - рассказал Трусканов. - В нашем случае мы просто тщательно работаем. Я уверен, что мы скрупулезно подошли к этой ситуации.

По мнению бывшего депутата МО Оккервиль Романа Шайхайдарова, у каждого муниципалитета может быть своя причина непринятия бюджета.

- Зависит это от выборов или нет, можно понять, только сравнив со статистикой прошлого года. Может быть, принятие затягивается по причине не нахождения компромиссов между комиссиями. Что касается нашего муниципалитета, мы начинали обсуждение в начале октября и заканчивали в начале декабря, - говорит экс-депутат.
 
Шайхайдаров опасается, что затягивание принятия бюджета может отрицательно сказаться на его качестве.
 
- Скорее всего, принятые решения не будут отражать интересы жителей, - говорит Шайхайдаров. - Они будут приняты поспешно, лишь бы выполнить формальность.
 
Экс-депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев подтверждает, что утверждение бюджетов происходит позднее, чем обычно. По Бюджетному кодексу, местная администрация должна внести проект на рассмотрение совета до 15 ноября. Шуршев считает, что затягивание напрямую связано с сентябрьскими выборами. Но, по его словам, это чисто техническая задержка, не связанная с финансовыми махинациями.
 
- Понятно, что из-за выборов проекты бюджетов могли начать готовить позднее, - говорит Шуршев. - Этим занимаются новые люди. Там, где серьезно поменялся состав советов, поменялись и главы администраций. Проект бюджета готовит именно администрация. А главы администраций назначались в конце октября - ноябре.
 
Однако Шуршев считает, что ничего криминального в задержке нет.
 
- В отличие от федерального и регионального бюджетов, в местный изменения могут быть внесены в любой момент, - напоминает он.
 
Экс-депутат МО №54 Сергей Трошин не считает, что принятие бюджетов как-то чрезмерно затянуто. Хотя, по его словам, раньше они всегда утверждались в конце ноября - начале декабря. Трошин считает большей проблемой то, что муниципалитеты не публикуют свои финансовые документы.
 
- Работа муниципального образования должна быть максимально прозрачной, - говорит он. - Я считаю, даже проекты должны быть вывешены на сайте еще до первого чтения, а потом подробно обсуждаться все вносимые поправки.
 
Исполнительная власть превыше законодательной

Не одной неопытностью объясняют то, что муниципалитете все никак не утвердят бюджеты, бывший депутат МО Прометей Алексей Зинчук и депутат Автово Илья Шмаков. Зинчук уверен, что муниципалитеты ждут указки сверху, от районных администраций и полностью зависят от исполнительной власти. Примерно такого же образа мыслей придерживается и Шмаков.
 
- Формировать бюджет сложно. Нужны профессионалы. Муниципалитеты обновились. Бюджет сокращается. В Автово у нас возникли проблемы с выполнением доходной части бюджета в 2014 году, и думаем, что следующий год будет еще хуже. Мы заметили, что не просто так приходят деньги. Бюджет формируется в основном из налоговых поступлений. Часть - штрафные санкции предпринимателей, но это малая часть. Формирование бюджета не прозрачно. Мы не можем проконтролировать поступления этих денег в бюджет. У меня есть ощущение, что кто-то распределяет те средства, что поступают в налоговые органы. Кому-то дают деньги, кому-то нет. Вполне возможно, что муниципалитеты договариваются с теми, кто распределяет деньги. Кому-то достанется больше, кому-то меньше. Чем меньше бюджет, тем большая часть идет на функционирование муниципалитета. В Автово возможности договариваться нет. Я поднимал вопрос на совете, каким образом мы можем проконтролировать налоговые поступления. Никаких полномочий у нас нет. Обращаться в контрольно-счетную палату смешно, потому что в Петербурге все подконтрольно администрации губернатора, а обращаться ли в федеральную счетную палату - вопрос открыт. Если мы поймем, что доходы сокращаются серьезно, то я буду ставить вопрос, чтобы обратиться в счетную палату, чтобы нам открыли эти данные. Потому что сейчас это - инструмент давления. У нас в предыдущие годы был переходящий остаток от бюджета, чтобы использовать его в критический момент, как получилось в этом году. В 2016 в Автово выборы, так что, думаю, доходы сократятся у нас по разнарядке, и на этом будет строиться предвыборная кампания против нас. Что мы, мол, ничего не делаем, а половину бюджета едим сами, - полагает Илья Шмаков.

Сергей Кагермазов
Мария Смирнова
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru