18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Московская застава: принимаем депутатов без комиссии

Депутаты муниципального образования Московская застава жалуются: после выборов в совете отменены все депутатские комиссии. Сделано это было то ли для того, чтобы не допустить до участия в муниципальной жизни 4-х оппозиционеров, получивших мандаты депутатов (по их версии), то ли, чтобы не мешать депутатам "думать о Родине" (по официальной версии). Впрочем, не все депутаты сочувствуют коллег из Московской заставы. Если единороссы еще говорят, что комиссии полезны и на их заседаниях кипит работа, то оппозиционеры уверяют, что от комиссий пользы столько же, сколько от самих муниципалитетов.

Если их нет

Муниципальное образование Московская застава, по наблюдению депутата данного МО Ольги Корнеевой, избранное по спискам "Справедливой России", единственное, в котором отсутствуют депутатские комиссии. Есть только одна – контрольно-ревизионная.

- Комиссии – одна из форм участия депутатов в муниципальном самоуправлении, - полагает Корнеева. - Комиссии работают по принципу законодательного собрания. Я и большинство депутатов округа не состоим ни в одной депутатской комиссии, потому что у нас в МО Московская застава депутатские комиссии были ликвидированы в апреле 2009 года, сразу после выборов. Когда принималось решение о ликвидации комиссий, на вопрос "почему?" глава МО Валентина Афонькина нам ответила: "По опыту прошлых лет можно сказать, что депутатские комиссии работали неэффективно". В итоге в нашем округе 16 депутатов проголосовало за это решение, 4 – против. То есть, большинством голосов наши депутаты фактически расписались в том, что не хотят участвовать в работе муниципального совета. Со временем были также внесены соответствующие изменения в устав, из которого понятие о депутатских комиссиях было просто выброшено.

По мнению Ольги Корнеевой, решение о ликвидации комиссий выглядело странным, поскольку новые люди, впервые избранные депутатами, не получили возможности поработать в них и, быть может, сделать что-то продуктивное.  

- Появился новый совет с новыми людьми, почему нам нельзя было дать шанс? – удивляется Корнеева. - И посмотреть – будут работать комиссии или нет. Мы поднимаем этот вопрос уже четыре года. В ответ мы слышим: "да, у нас нет комиссий, но ничто не мешает создать временную рабочую группу, если нужно обсудить вопрос". Но временная группа и постоянная депутатская комиссия – это, согласитесь, две разные вещи.

В частности, к депутатам, впервые попавшим в совет в 2009 году, относится и сама Корнеева.

- Идеальный вариант работы комиссии я могу предполагать только теоретически, поскольку это мой первый созыв, – сожалеет Ольга Корнеева. - Я так понимаю, что собирается комиссия, и на ней в принципе можно обсудить целевые программы. На комиссии по благоустройству, наверное, можно обсудить адреса – какие адреса рекомендуется облагородить, то есть хотя бы высказывается какое-то дополнительное мнение. Сама идея местного самоуправления предполагает такую дискуссию. Я говорила о ликвидации комиссий с некоторыми бывшими депутатами ЗакСа, и они пришли в ужас, спросили: "Разве это правильно – взять и отказаться от такого важного инструмента самоуправления?". Конечно, неправильно. Один из возможных смыслов всего этого – максимально отодвинуть депутатов от работы, от своих прямых обязанностей.

А вот сама глава М Московская застава Валентина Афонькина считает, что "не может быть однозначного ответа, нужны или не нужны депутатские комиссии".

- Если депутаты идут в комиссии с мыслями сначала о Родине, а потом о себе, это может принести плоды- полагает Афонькина. А если это для галочки, чтобы потом кто-то для отчета сочинял протоколы – конечно, нет.

Валентина Афонькина связывает упразднение депутатских комиссий в своем округе с недостаточной ответственностью депутатов, которые в них состояли.

- Это связано с тем, что на заседание комиссии мог прийти один человек, а два-три – не прийти, связано, может быть, с отсутствием ответственности, - сообщила ЗАКС.Ру Афонькина. - Я не считаю, что отсутствие комиссий в нынешнем составе влияет на эффективность работы муниципального образования.

Жаркая полемика 19-ти единороссов

Роман Шайхайдаров, депутат МО Оккервиль, представляющий в совете "Единую Россию", в красках, какие прения и какая полемика ведутся в депутатских комиссиях. Причем даже в муниципалитетах, где и 20 депутатов 19 – единороссов.

- Не стоит представлять себе дело так, что муниципалитет из однопартийцев – это некая застывшая структура, - утверждает Шайхайдаров. - Скажем, у нас в округе сейчас нет единомыслия в совете о том, должна ли присутствовать и участвовать бюджетно-финансовая комиссия в бюджетном процессе. А по поводу большинства от одной партии, которое во всем согласно – это стереотип. Я шел по спискам от "Единой России", но это совершенно не значит, что у меня нет своего мнения по тому или иному вопросу. Я всегда открыто высказываю позицию, и у нас всегда идет живой, эмоциональный диалог. У нас нет штампования документов и формализованности. Несмотря на то, что у нас 19 человек от одной партии и только 1 – из другой. Партийная линия объединяет для другого. А когда дело касается качества жизни и насущных дел – при чем здесь партия? Это миф. Ни фига нету никакой генеральной линии партии. Да, какие-то люди не задумываются и поднимают руку молча, но это не из-за партийной принадлежности - человеку просто некогда или неохота разбираться в том или ином предмете.

По мнению Шайхайдарова, комиссия сужает круг специалистов по той или иной теме, в результате чего муниципальным советом справедливо не выслушиваются и не учитываются мнения дилетантов.

- Комиссии нужны, - уверен Шайхайдаров. - Правильно, когда тот или иной вопрос решает маленькая группа специалистов, а не наоборот. А единомыслие – оно не по партийному признаку возникает. Партийная принадлежность ни при чем. Людям нужны дорожки, детские площадки и работающие фонари, им все равно, кто из какой партии. Например, вопрос о бюджете не начнет обсуждаться советом без резолюции соответствующей комиссии. И, конечно, на эту резолюцию на совете ориентируются, иначе зачем же было по комиссиям расходиться?

Кто хоть раз сталкивался с муниципалами?

А вот депутат МО Коломяги Иван Корнеев, представляющий партию КПРФ, считает, что строгая регламентированность действий муниципальных комиссий убивает саму идею этих добровольных "кружков по интересам". По его словам, отталкиваясь именно от этой идеи, работают муниципальные комиссии в его округе.

- Вначале каждый из депутатов сказал, что ему интересно, - рассказал ЗАКС.Ру Корнеев. - Это не работает в жесточайших рамках. У нас нет такого, что комиссия по культуре строго, по очереди, рассматривает все культурные проекты, ну как в Госдуме или в ЗакСе. Жесткой привязки такой нет. Это скорее объединения по интересам. В Коломягах оппозиционных депутатов в среднем больше, чем по остальным городским муниципалитетам (в МО 9 депутатов, трое из которых избраны от "Единой России", трое - от КПРФ, трое – самовыдвиженцы – прим. ЗАКС.Ру), но компания у нас мирная и слаженная. Представители "Единой России" - люди, давно работающие в округе, знающие его, ассоциирующиеся скорее с ним, чем с партией. Пока не дошло до выборов, партийных и внутрипартийных разногласий у нас нет.

По мнению Ивана Корнеева, комиссии абсолютно не нужны в тех муниципалитетах, где по численности одна партия существенно доминирует над остальными.  

- Если в совете есть подавляющее большинство единомышленников, их и в любой комиссии будет большинство, и комиссия, таким образом, теряет свой смысл, - полагает депутат МО Коломяги. - Более того, председателями комиссии в ситуации такого вот подавляющего большинства, согласного между собой, тоже будет понятно кто – представитель лидирующей партии. Кроме того, модель Госдумы – когда все проекты, связанные с образованием, социалкой, сначала выносятся в комиссию, а потом, только после одобрения комиссии, выносятся на обсуждение муниципального совета – в моём понимании абсолютно не нужна. Это трата времени.

По словам Корнеева, условное назначение у комиссий одно – чтобы условный житель знал, какой депутат лучше справится с его конкретной проблемой.

- Как объединение по интересам комиссия, наверное, имеет смысл. Но гораздо больший смысл еще и в том, что с образованием комиссий избирателю будет проще определиться, к какому депутату по какой проблеме лучше идти. Если избиратель видит, что человек входит в комиссию по молодежной политике, то он понимает, что, наверное, по каким-то молодежным вопросам стоит идти к нему, а не, скажем, к специалисту по бюджету.

Еще критичнее на существование депутатских комиссий смотрит депутат МО №54, эсер Сергей Трошин. По его словам, функции комиссий при совете смехотворны, при том, что многие стремятся занять в них место.

- Мое мнение, что комиссии муниципальных советов – абсолютно бесполезная вещь, - поясняет ЗАКС.Ру Трошин. - Я не знаю, может, кто-то знает какие-то механизмы получения выгоды от этого. Есть подозрение, что некоторые депутаты муниципального совета идут туда, предполагая выгоду, а не заботу о людях, и возможно они через эти комиссии решают какие-то свои вопросы. Я слышал, что депутаты буквально стремятся возглавить эти комиссии. Но статус председателя комиссии – это такой мизер, что мне это непонятно. Лично мне никто не рассказывал о каких-то возможных преференциях лиц, находящихся в этом статусе. Решения комиссий абсолютно консультативны, они не обязательны для исполнения советом. Пользу делу они не приносят, а значит, не нужны. Влияние комиссий на решения совета – практически нулевое, стремящееся к нулю.

Проблема, по версии Трошина, еще масштабнее. Бесполезны, политически несостоятельны не только комиссии, но и вся система муниципальной власти Санкт-Петербурга.

- Проблема еще и в том, что сам совет не может принять никаких важных решений для жизни города. Муниципальная власть в Москве и СПб – ничтожна, это такие потешные полки. Ну а комиссии – это уж совсем бесполезная трата времени. При этом я муниципальный депутат. Я считаю, что как представитель людей, я являюсь связующим звеном между людьми и органами реальной государственной власти, которые что-то решают. А сами муниципальные органы вообще ничего решают. Если спросить 95% горожан – "а в каком муниципальном образовании вы живете?", то они не смогут ответить. Потому что они практически никогда не сталкиваются с муниципальной властью, потому что она никаким образом не влияет на его жизнь. Жизненно важными вещами – здравоохранением, правоохранительными органами, ЖКХ, образованием – занимается государственная власть, где-то федеральная, где-то власть субъектов федерации. Так что в нынешнем виде вся муниципальная власть в городе абсолютно несерьезна.

Владимир Дукельский
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru