18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Ольга Кутыловская: Коррупция — подрыв авторитета власти 

Ольга Кутыловская, с сентября 2014 года исполняющая обязанности председателя муниципального совета МО Поселок Парголово, считает коррупцию грехом. Она уверена, что воровство в муниципалитетах ведет к подрыву авторитета власти. Также Кутыловская в беседе с ЗАКС.Ру рассказала, отражается ли на муниципальной работе политическое противостояние между сторонниками "Трудовой партии" и партии "Единая Россия".

О борьбе с коррупцией

— Получал ли ваш муниципалитет за последние 5 лет предписания прокуратуры или иных надзорных органов, касающиеся нарушений антикоррупционного законодательства?

— Последние 5 лет, конечно, получали. Что касается коррупции, в прошлом году было замечание по поводу нашего нормативно-правого акта, касающегося предоставления сведений о доходах муниципальных служащих. У нас было принято положение, противоречащее принятому законодательству. Повторно рассмотрели этот документ на заседании Совета, внесли коррективы. На самом деле я благодарна прокуратуре, сотрудничество с ними помогает нам не нарушать действующее законодательство. Каких-то необоснованных претензий со стороны органов прокуратуры я за 11 лет работы не помню.

— А что касается КСП?

— Контрольно-счетная палата проверяла исполнение бюджета за 2012–2013 годы. Замечания были, с чем-то мы согласились, с чем-то не согласились, но коррупциогенных фактов отмечено не было. Аудиторы посчитали нецелевым использование бюджетных средств на ликвидацию несанкционированных свалок с территории организованных нами контейнерных площадок в границах частного жилищного фонда, предназначенных для сбора ТБО по договорам, заключенным жителями с перевозчиком. Осуществить контроль за тем, какой мешок с мусором оплачен, а какой нет, не представляется возможным. Организовать иной порядок сбора мусора в условиях "хаотичной" застройки поселка также не представляется возможным. В условиях, когда нет федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок сбора и вывоза мусора от частного сектора, и, главное, отсутствуют меры административного воздействия на домовладельцев, не желающих оплачивать вывоз своего мусора, прокуратурой эти расходы были признаны целесообразными.

Также нецелевыми были признаны расходы на мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, связанные с тем, что мероприятия проводились за пределами территории муниципального образования. Справедливости ради нужно сказать, что формулировка этого вопроса местного значения в законодательстве изменена и претензии по данным расходам сегодня неактуальны. Еще одна претензия касалась уборки акваторий и береговой полосы водных объектов. К сожалению, противоречия в законодательстве делают возможным ставить под сомнение возможность расходования бюджетных средств на исполнение данного полномочия. Однако около 100 водных объектов на территории муниципального образования, до которых ни у кого не доходили руки, за последние три года ухожены, мусор убран — расходы целесообразны.

— Как вы считаете, снизило ли изменение федерального закона о коррупции воровство среди муниципалов?

— Мне сложно говорить за всех. Что касается нас конкретно, мы все живем на территории муниципального образования и наша задача так освоить бюджетные средства, чтобы сделать как можно больше для жителей. Поэтому говорить о каких-то коррупционных проявлениях нельзя, тут нас закидают тухлыми яйцами, если что-то пойдет не так. Мы тут как под увеличительным стеклом.

— То есть у вас есть постоянное ощущение гражданского контроля? У вас сформировался в муниципалитете круг активистов?

— Да, нам не дают почивать на лаврах. У жителей достаточно быстрая реакция на все. Могут еще и домой позвонить и сказать: “Караул, тут колонка течет, а тут дерево упало”. На самом деле это помогает, хоть и спокойной жизни от этого нет. Территория у нас очень большая, а специалистов по благоустройству, образно говоря, полтора человека. При том что у нас 6 обособленных населенных пунктов, не связанных между собой транспортной доступностью. Например, на "Северную долину" нам можно только через город или окружную дорогу попасть. Поэтому звонки и сообщения от граждан помогают быстрее реагировать на негативные моменты, которые возникают на территории. Хотя есть такая категория жителей, которая считает, что вся их общественная сознательность заключается в том, чтобы позвонить и "свысока погрозить пальчиком". Такие люди есть, но их не очень много. В основном жители звонят и говорят о проблемах, предлагают помощь, советуют.

— Активисты “Красивого Петербурга” у вас работают на территории муниципалитета?

— Да. И я очень благодарна молодежи “Северной долины”, которая ежегодно с общественной организацией “Красивый Петербург” убирает Шуваловский парк. Это федеральная собственность, а ВНИИ ТВЧ (Всероссийский научно-исследовательский институт токов высокой частоты им. В. П. Вологдина. — Прим. ЗАКС.Ру) сегодня в сложном финансовом положении и содержать парк практически не в состоянии. Кроме того, у нас есть активисты, которые готовы оказать помощь по раздельному сбору мусора. Считаю, что за этим направлением работы — будущее. Думаю, раздельный сбор мусора мы будем осваивать.

— Как вы относитесь к деятельности Фонда борьбы с коррупцией? Видите ли пользу в их деятельности?

— Общественный контроль — это всегда хорошо. Но лично с ними я не сталкивалась, не было обращений с их стороны. В то же время если есть факты коррупции, то выводы должны делать правоохранительные органы, человека виновным должен признавать суд.

— Что такое муниципальная коррупция?

— Конечно, все зависит от чести и совести каждого. Но я считаю, подобные вещи в каких-либо государственных или муниципальных органах власти — это подрыв авторитета власти. С этой точки зрения, коррупция губительна, пропадает вера в то, что власть может что-то сделать полезное. Если хочешь зарабатывать большие деньги, иди в бизнес, рискуй своим имуществом и здоровьем. Воровать грешно в принципе, но если ты работаешь в бюджетной сфере, воровать еще более грешно. Над муниципалами много проверяющих органов — прокуратура, КСП, КГФК, ОБЭП. И если что-то пойдет не так, поселок будет знать об этом моментально.

— Существуют ли какие-то внешние силы, способные влиять на муниципала, заставлять его преступать закон? Сталкивались ли вы с подобным?

— Когда на выборы идут люди самостоятельные, способные принять волевые решения, на них повлиять нельзя. Повлиять можно на тех, кто замаран, либо на слабого человека. Со мной можно вести диалог, но заставить меня сделать что-либо противозаконное невозможно. Если совсем "припрет", я предпочту снять с себя полномочия и уйти.

О совете

— По результатам выборов муниципальный совет образования был поровну поделен между сторонниками "Трудовой Партии" и сторонниками партии "Единая Россия". Из-за этого долгое время не могли выбрать председателя совета. Спустя 10 месяцев этот вопрос решился?

— Нет, эта проблема так и не решилась. Я исполняю обязанности председателя.

— По закону как долго у вас может сохраняться такой статус?

— В законе написано следующее: глава муниципального образования исполняет свои полномочия до выборов следующего главы. Про сроки там ничего не сказано. Поэтому такое положение может сохраняться неопределенное время.

— Отражается ли это на принятии других нормативных актов? Например, на утверждении бюджета.

— Спасибо, что по вопросам жизнедеятельности и развития муниципального образования, по принятию бюджета и утверждению отчета об исполнении бюджета у нас в совете никакого противостояния нет. Люди пришли разумные и понимающие, что политика политикой, а жизнь должна продолжаться. Принципиальных разногласий у нас нет.

О субсидиях

— Получал ли ваш муниципалитет субсидии из бюджета города в рамках депутатской поправки?

— Парголово второй созыв подряд без депутата ЗакСа, поэтому никакие субсидии нам не дают и не давали. Я считаю, что распределение субсидий через депутатов — это не совсем правильно. Все муниципалитеты на территории Санкт-Петербурга должны находиться в одинаковых условиях. Комитет финансов сам в состоянии проанализировать, кому нужны дотации, а кому средств достаточно.

— Что касается наполняемости бюджета, за последние годы ситуация изменилась в лучшую или худшую сторону?

— Мы дотационные, хотя сейчас с развитием новых территорий, с развитием предпринимательского рынка в "Северной долине" надеемся, что наполняемость бюджета будет лучше. Но мы привыкли работать и с маленьким бюджетом. Когда правильно планируешь и распределяешь средства бюджета, удается делать много.

— Хватает ли бюджетных средств на решение острых проблем муниципалитета?

— Все идет в плановом режиме. При том что мы достаточно экономно живем, в этом году мы предусмотрели в бюджете 12 млн рублей на реконструкцию зеленой зоны, которая передана нам по закону, и сейчас как раз проводятся работы по созданию парка на улице Первого Мая. Основная дорогостоящая проблема, которая была на заре 2000-х, — это плохие дороги. У нас прошла газификация поселка, дороги, переданные нам на содержание, были порезаны просто в лапшу. В последние годы много средств уходило на их ремонт, и сегодня уже можно говорить о том, что серьезных претензий по этому направлению нашей работы нет.

— Какие еще у вас есть программы?

— Например, помимо военно-патриотического воспитания у нас есть такое направление работы, как сохранение местных традиций. В 2013 году мы издали книгу по истории Парголово. Парголово — берет свое начало с 1500 года, когда о нем было первое упоминание в Новгородских летописях. Знание истории своего поселка — это тоже патриотика. В этом году планируется издание еще одной книги, посвященной территории Осиновой рощи и всей усадьбе Лопухиных-Вяземских. Хотим издать книгу, посвященную столетию Храма святителя Иоасафа Белгородского, расположенного в Михайловке. Ежегодно традиционно в поселках проводятся уличные культурно-досуговые мероприятия — новогодние гуляния, масленица, концерты, посвященные Дню Победы, Дню города, Дню поселка, и другие.

— Как, на ваш взгляд, можно улучшить жизнь в муниципалитетах?

— Мне сложно говорить за всех, но что касается пригородных муниципальных образований, нам нужно дать больше полномочий. Для примера, когда мы начинали и не было четкого разделения территорий между властями, где чьи зеленые насаждения, мы за счет средств местного бюджета занимались валкой аварийных деревьев. Это мы начали делать после того, как в 2002 году случился ураган и поселок практически 5 суток был без электричества, чуть ли не 12 км проводов нужно было заменить из-за сваленных деревьев.

После того как мы серьезно почистили территорию от аварийных деревьев и ежегодно контролировали появление новых "деревьев-угроз", сильные ветра нам были не страшны. Но в последние два года полномочий заниматься этой работой у нас нет. И теперь мы "проводим экскурсии" по территории, занятой частным жилищным фондом, для сотрудников администрации района, с показом больных и аварийных деревьев. Полномочий нет, но свое время мы тратим, получается. Может, целесообразнее все-таки позволить нам выполнять эту работу? Не надо давать дополнительных денег, дайте право работать. Мы это сделаем быстрее и качественнее.

Второе важное разграничение полномочий касается детских и спортивных площадок. В начале 2000-х в поселке не было ни одной детской площадки. За счет средств местного бюджета с 2004 по 2008 годы на территории муниципального образования в местах общего пользования было организовано 28 детско-спортивных площадок. По 10 площадкам были выполнены кадастровые планы, и площадки были переданы на баланс спортивных бюджетных учреждений администрации района вместе с нашим оборудованием, в том числе и детским. Теперь решается вопрос, что делать. Есть договоренность, что пока оборудование в рабочем состоянии, мы его содержим. Но если мы снимем это оборудование, то окажется, что дети будут лишены возможности играть на детских площадках. Зачем так нужно было делать? Наши законы и управленческие решения должны быть направлены на то, чтобы жителям жилось лучше, а не наоборот.

Для справки:

Бюджеты петербургских муниципалитетов сравнительно невелики, однако регулярно становятся объектами посягательства недобросовестных муниципалов. За последние годы ряд муниципальных образований оказались в центре коррупционных скандалов, часть из которых привела к уголовным делам. В частности, были возбуждены уголовные дела в муниципальных образованиях Георгиевский, Остров Декабристов, Невский округ, Северный, Малая Охта.

В МО Георгиевский в 2012 году было выделено 17 млн рублей на проведение лекций . Планировалось провести 40 лекций по "созданию товариществ собственников жилья", 35 "мероприятий для малого бизнеса" и 10 "мероприятий по гражданской безопасности для неработающих жителей округа". Однако лекции, по-видимому, так и не были проведены. В декабре 2014 года прокуратура Фрунзенского района возбудила против "неустановленных лиц" МО Георгиевский уголовное дело по статье 159 ч. 3 ("Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере").

В МО Остров Декабристов предполагаемые хищения были связаны с непроведенными работами по благоустройству: укладке асфальта, высадке зеленых насаждений. Зимой 2013-2014 годов активисты проекта "Муниципальная пила" исследовали благоустройство в МО Остров Декабристов и обнаружили, что при общей сумме конкурса в 51 млн 184 тысячи рублей, сумма хищений, по их оценкам, составляет 19 млн 14 тысяч рублей, то есть 37% от общей суммы конкурса. По заявлению "Муниципальной пилы" муниципалитет проверили следователи и прокуратура, после чего  было возбуждено уголовное дело по статье 159 ч.3 УК РФ ("Мошенничество") в отношении неопределенного круга лиц из руководства ООО "Технострой", то есть выполнявшего работы подрядчика. Ущерб по делу оценивался в 800 тысяч рублей. Позже было возбуждено второе уголовное дело, связанное с хищениями на укладке асфальта.

В Малой Охте в 2013 году были посажены деревья, которые не соответствовали техническому заданию. При этом само техзадание было сформулировано очень подробно, что не позволяло большинству поставщиков претендовать на участие в конкурсе; сумма контракта составляла 5,5 млн рублей. Через год, в мае 2014 года, в отношении подрядчика, ООО "ПетроЛандшафтСтрой", было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере").

Еще в ряде муниципальных образований были также обнаружены нарушения, но уголовные дела пока не возбуждены. Так, недавно выяснилось, что глава МО Морские ворота Елена Толкачева выписывала премии самой себе. Толкачева уверяет, что все решения принимались в установленном законом порядке на заседании, однако два депутата не были оповещены об этих заседаниях, а еще два депутата, по официальным документам голосовавшие "за", сообщили, что отсутствовали на одном из заседаний, где якобы принималось решение. Сейчас Морские ворота проверяет прокуратура. Несмотря на это, 23 июня совет Морских ворот назначил Толкачевой очередную премию.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru