18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Сергей Соловьев: Коррупция ушла в тень

В связи с тем, что законодательство о местном самоуправлении стало более понятным, коррупция в муниципалитетах ушла в тень. Такое мнение в интервью ЗАКС.Ру высказал депутат Законодательного собрания, глава парламентской комиссии по МСУ Сергей Соловьев, ранее возглавлявший МО Сенной округ. Он считает, что помочь в борьбе с коррупцией сможет образ честного и порядочного чиновника, а также серьезно настроенные активисты, которые не занимаются огульным оскорблением чиновников, а подходят к своему делу профессионально.

— Что такое, по вашему мнению, муниципальная коррупция?

— Не думаю, что нужно отделять муниципальную коррупцию от государственной. И те и другие чиновники работают с бюджетными деньгами налогоплательщиков, только у государственной власти больше полномочий, а у муниципальной меньше. У нас даже есть такой предмет — государственное и муниципальное управление. В Петербурге, например, муниципальные образования стоят вне вопросов управления городом, а в Ленобласти и других субъектах России они намного сильнее. Поэтому если вы там зададите такой вопрос, то все будут сильно удивлены: и тут чиновники, и там чиновники, а закон един для всех.

— Встречались ли вы с фактами коррупции в муниципалитетах?

- Когда я в 2000-м году начинал работать в МО №2, то закон о местном самоуправлении был достаточно несовершенным. К примеру, там было написано о дошкольных образовательных учреждениях, которыми мы на самом деле не занимались. Когда мы проходили по территории муниципалитета, то видели таблички государственных образовательных учреждений, на которых было написано, что они муниципальные. В таких условиях, когда многое непонятно, мы и начинали работать. К примеру, приходили к нам руководители дошкольных или школьных учреждений и говорили "Помогите, нам нужно купить мяч!", и мы им помогали из добрых побуждений, хотя бюджеты тогда у нас были маленькие. Уже позже выяснялось, что это, оказывается, нецелевое использование средств и мы не имели право государственным органам покупать эти мячи. Постепенно из года в год все это регулировалось, системные акты закона приводились в порядок. Сейчас более-менее понятно, что является злоупотреблением, а что нет. Каких-то глобальных недопониманий уже нет. Нет и законодательной путаницы, которой могли бы воспользоваться те, кто хочет нарушить закон и обогатиться. К тому же идет постоянный контроль со стороны надзирающих органов.

— Вы считаете, что уровень коррупции в муниципалитетах за последние годы снизился?

— Не совсем. Если раньше все эти нарушения бюджетного законодательства было сложнее выявить, то сейчас четко определены полномочия местного значения и коррупция ушла в тень. Если сейчас какие-то коррупционеры пытаются с кем-то договориться, то это уже настолько глубоко лежит в процессуальных вопросах, что необходимо все выяснять в суде. Я не могу сейчас кого-то огульно обвинить, подобными вопросами должны заниматься соответствующие органы. Наверное, подавляющее количество людей приходят в муниципалитеты и работают добросовестно. Возможно, есть и те, кто поступает иначе, я не могу этого исключать. В любом случае могу уверенно утверждать, что наше петербургское законодательство сегодня на порядок лучше, чем было в 2000-м году.

— Как вы относитесь к деятельности активистов, которые борются с коррупцией?

— Я очень положительно к этому отношусь. Мне нравится Общероссийский народный фронт. Несколько раз по телеканалу "Россия 24" видел сюжеты о том, как они контролируют качество дорог: заезжают в какие-то глубинки, снимают ямы и на всю страну их показывают. Вот это я понимаю! Ведь чиновники ответственны за дороги! Это серьезная работа, на которую люди тратят свое время.

Но есть и те активисты, которые просто навешивают ярлыки "Он коррупционер!", но не могут предоставить документальных доказательств. Перед выборами читал информацию о том, что некие активисты прошлись по муниципалитету, подсчитали, что деревья там ниже, стволы тоньше — виноваты депутаты-коррупционеры, надо их всех сажать. Позже выходит опровержение главы муниципалитета, он говорит, что все нормально — стволы соответствуют нормам, кроны соответствуют.

Бороться с коррупцией надо, но не огульно всех оскорбляя, а действуя серьезно. Это же касается и журналистов. Вот взять ваш ресурс: вы подходите к информации с разных сторон, общаетесь с разными людьми перед тем, как выпустить материал. А ведь есть те, кто что-то выдумывают, высасывают из пальца. Это непрофессионально.

— Некоторые муниципальные депутаты обходят закон и получают зарплаты через унитарные предприятия. Как это можно трактовать?

— Они не обходят закон. Это неверная интерпретация. Закон не запрещает депутатам муниципального совета работать в унитарных предприятиях. Во время прошлого созыва мы проводили подсчет: лишь 3-7% депутатов работает в своих муниципалитетах. Это не такая уж большая цифра. Большинство муниципальных депутатов работают в каких-то своих организациях и учреждениях.

Но есть, безусловно, и те, которые избирались депутатами и, не имея возможности применить свои знания в другой сфере, предлагают администрации свои силы, изъявляют желание поработать в каких-то муниципальных учреждениях. В этом нет ничего противозаконного. У нас в Сенном округе был такой случай: депутат Елена Бабич много лет была социальным работникам, а потом по какой-то причине вынуждена была уйти. Она предложила нам дать ей работу в муниципалитете — проводить различные праздники, мероприятия, — ведь она была полностью подготовленным человеком! Никакой закон она не обходила, а приносила и, насколько я знаю, приносит до сих пор большую пользу.

— Как эффективнее всего проводить профилактику коррупции в муниципалитетах?

— Тут есть несколько важных моментов. Во-первых, необходимо в общественном сознании зафиксировать образ человека, который добросовестно и ответственно выполняет свои обязанности. Во-вторых, должен быть тщательный контроль со стороны надзирающих правоохранительных органов. Известно, что представители местной власти многие между собой дружат, часто это переходит ту грань, за который скрывается превышение полномочий, какой-то незаконный сговор. И, наконец, в-третьих, нужен публичный общественный контроль. Это помогает пресечь коррупцию на ранней ее стадии. Мы видим, что изменения происходят. Меняется и общественное сознание. Но не надо переходить из крайности в крайность и считать всех чиновников коррупционерами. Важно выполнять свою работу ответственно.

Для справки:

Бюджеты петербургских муниципалитетов сравнительно невелики, однако регулярно становятся объектами посягательства недобросовестных муниципалов. За последние годы ряд муниципальных образований оказались в центре коррупционных скандалов, часть из которых привела к уголовным делам. В частности, были возбуждены уголовные дела в муниципальных образованиях Георгиевский, Остров Декабристов, Невский округ, Северный, Малая Охта.

В МО Георгиевский в 2012 году было выделено 17 млн рублей на проведение лекций . Планировалось провести 40 лекций по "созданию товариществ собственников жилья", 35 "мероприятий для малого бизнеса" и 10 "мероприятий по гражданской безопасности для неработающих жителей округа". Однако лекции, по-видимому, так и не были проведены. В декабре 2014 года прокуратура Фрунзенского района возбудила против "неустановленных лиц" МО Георгиевский уголовное дело по статье 159 ч. 3 ("Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере").

В МО Остров Декабристов предполагаемые хищения были связаны с непроведенными работами по благоустройству: укладке асфальта, высадке зеленых насаждений. Зимой 2013-2014 годов активисты проекта "Муниципальная пила" исследовали благоустройство в МО Остров Декабристов и обнаружили, что при общей сумме конкурса в 51 млн 184 тысячи рублей, сумма хищений, по их оценкам, составляет 19 млн 14 тысяч рублей, то есть 37% от общей суммы конкурса. По заявлению "Муниципальной пилы" муниципалитет проверили следователи и прокуратура, после чего  было возбуждено уголовное дело по статье 159 ч.3 УК РФ ("Мошенничество") в отношении неопределенного круга лиц из руководства ООО "Технострой", то есть выполнявшего работы подрядчика. Ущерб по делу оценивался в 800 тысяч рублей. Позже было возбуждено второе уголовное дело, связанное с хищениями на укладке асфальта.

В Малой Охте в 2013 году были посажены деревья, которые не соответствовали техническому заданию. При этом само техзадание было сформулировано очень подробно, что не позволяло большинству поставщиков претендовать на участие в конкурсе; сумма контракта составляла 5,5 млн рублей. Через год, в мае 2014 года, в отношении подрядчика, ООО "ПетроЛандшафтСтрой", было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере").

Еще в ряде муниципальных образований были также обнаружены нарушения, но уголовные дела пока не возбуждены. Так, недавно выяснилось, что глава МО Морские ворота Елена Толкачева выписывала премии самой себе. Толкачева уверяет, что все решения принимались в установленном законом порядке на заседании, однако два депутата не были оповещены об этих заседаниях, а еще два депутата, по официальным документам голосовавшие "за", сообщили, что отсутствовали на одном из заседаний, где якобы принималось решение. Сейчас Морские ворота проверяет прокуратура. Несмотря на это, 23 июня совет Морских ворот назначил Толкачевой очередную премию.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru