18+
полная версия сайта

Новости Статьи Интервью Медиатека Муниципал

Всеволод Беликов: Хотели установить новую детскую площадку, а получилась — коррупция

Глава муниципального образования Финляндский округ и председатель Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга Всеволод Беликов в интервью ЗАКС.Ру объяснил, почему в Петербурге почти нет муниципальной коррупции, подсказал, как выявить коррупционера, и нарисовал портрет современного муниципального депутата.


Кант и муниципальная коррупция

— Что такое муниципальная коррупция?

— Коррупция — проблема, существующая в любом государстве, в любом обществе. Случаи выгодоприобретения конкретного человека в ущерб законным интересам государства и общества встречаются как в федеральной, так и в региональной власти. В муниципальной власти проявления коррупции возможны при принятии должностными лицами решений в ущерб интересам граждан и развитию территории муниципального образования. В органах местного самоуправления Санкт-Петербурга случаи проявления коррупции единичны. У нас 111 муниципалитетов, и на две тысячи должностных лиц были возбуждены два-три уголовных дела, которые не были доведены до суда в связи с отсутствием состава преступления. Думаю, такая статистика подтверждает результативность большой совместной работы по противодействию коррупции, которая ведется совместными усилиями с правительством города.

— Что является залогом отсутствия муниципальной коррупции?  

— В первую очередь сам принцип организации местного управления и выборного формирования органов муниципальной власти. Муниципальные депутаты — это и есть население. Они живут и работают в "своих" округах, прекрасно знают территорию и болевые точки, поэтому заинтересованы в качественном исполнении своих депутатских обязанностей: разработке и принятии муниципальных программ, максимально отражающих интересы жителей, внимательном контроле за исполнением местной администрацией муниципального бюджета — опять же в интересах населения.

Сама процедура принятия бюджета очень непроста: специальной комиссией совместно с представителями местной администрации разрабатывается проект бюджета, на протяжении нескольких заседаний в него вносятся многочисленные поправки; проводятся общественные обсуждения, а отдельные аспекты проходят согласование с референтными представителями общественности — ветеранскими организациями, советами многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, общественным и молодежным советами. В конечном итоге бюджет муниципального образования обязательно публикуется на официальном сайте. Следующий шаг — привлечение к процедуре контроля за исполнением работ широкого круга общественности и обеспечение качественного технического надзора. Все муниципалитеты заключили договоры с Контрольно-счётной палатой: дважды в год профессионалы проверяют наши проекты и отчёты об их исполнении. Также наши финансовые потоки контролирует казначейство, где у нас открыт единый лицевой счет.

Только представьте: деятельность органов местного самоуправления контролируют порядка двадцати надзорных органов, в том числе государственная техническая инспекция и прокуратура. Это большой отряд помощников. Более того, стало много проще узнать, коррумпированный ли человек или нет.

— И как можно вычислить коррупционера?

— Банально посмотреть, на каких машинах ездит, каким имуществом владеет. Сейчас эти данные публикуются, и факты обладания должностными лицами с официальным ежемесячным доходом в 50 тысяч рублей имуществом, во сто крат этот доход превышающим, получают широкую огласку и понятные последствия.

Хочу отметить, что обязательной составляющей коррупции является наличие умысла. В представлении народа коррупция — это отдых на Канарах главы муниципального образования с друзьями и сотрудниками. Но ситуация другая: пробелы в законодательстве и сложности с определением балансодержателей объектов и территорий создают угрозу нецелевого расходования бюджетных средств, что также трактуется как коррупция. Так и получается: хотели установить новую детскую площадку, а получилась — коррупция, потому что территория формально никому не принадлежит или находится в ведении садово-паркового хозяйства.

— Но есть же и реальная коррупция, например когда фирма, выигрывающая контракты, связана с муниципальными депутатами. Либо когда глава незаконно выписывает себе премии. И таких историй в Петербурге много: Красненькая речка, Черная речка. Малая Охта, Морские ворота, Остров Декабристов, Дворцовый округ, Шушары.

— Давайте по порядку. Финансирование главы муниципального образования строго регламентируется действующим законодательством, и на сегодняшний день составляет порядка 50-60 тысяч рублей со всеми-всеми надбавками. Если закон позволяет выписывать премии, то это нужно делать, конечно учитывая реальные заслуги. Это стимулирование деятельности, в том числе профилактика коррупции. А что касается закупок, то муниципальный депутат и глава не имеют отношения к проведению конкурсных процедур, этим занимается контрактная служба в полном соответствии с ФЗ-44.

— В Георгиевском в 2012 году муниципалы должны были провести цикл лекций за 17 млн рублей, но так ничего и не сделали. В результате завели уголовное дело. Это муниципальная коррупция или нет?

— Да, однозначно коррупция. Более того, это выходит за рамки здравого смысла и наносит серьезный удар по репутации совета. Хорошо, что случай нашел общественный резонанс, была дана соответствующая оценка. К счастью, такой случай единичный и остальные муниципалитеты работают добросовестно. Наша система осуществления закупок прозрачна и доступна для населения.

Постоянный мониторинг осуществляют и общественные организации, в том числе ОНФ (Общероссийский народный фронт. — Прим. ЗАКС.Ру). Сильный проект, ориентированный не только на контроль, но и на методическую поддержку и содействие. Недавно ОНФ организовывал семинар на тему осуществления "честных закупок". Грамотно, толково — мы остались довольны.

Выявляются и нарушения. Из последнего — муниципалитет разместил конкурс на организацию фуршета для общества ветеранов и блокадников, сопоставимый по стоимости с Международным экономическим форумом. В требованиях были блюда, о которых мы с вами и не слышали. Формально закон не был нарушен, но неуместность такого поступка вызвала принципиальную реакцию. Но коллеги исправились, поняли — надо быть скромнее.

— А что касается проверки прокуратуры и Контрольно-счетной палаты МО Финляндский округ, какие есть недочёты и замечания?

— С отчетами можно ознакомиться на официальном сайте МО Финляндский округ — материалы в открытом доступе. Замечания разные: Контрольно-счетная палата трактует некоторые нормы по-своему, а у прокуратуры может быть совершенно иное видение. Читая отчеты, важно сохранять здравый смысл и не забывать отвечать на вопрос — а какой умысел у того или иного действия? Если умысел — сделать лучше для жителей, то о чем тут говорить?.. Конечно, все, и я в том числе, считаю, что контроля много, что он зачастую субъективный, не учитывает конкретные реалии. Хотя я понимаю, что контроль должен быть, и я готов сотрудничать с каждым.

— Жители жаловались на муниципальную коррупцию?

— Жалобы есть. Понимая широкую информационную огласку борьбы с коррупцией, жители необоснованно подводят действия должностных лиц под ее определение: отказались выделить место под гараж — коррупция, отказали записать ребенка в школу — опять коррупция, не поставили скамейку около дома — снова коррупция. Мы часто с этим сталкиваемся и тратим немало усилий, чтобы донести до сознания граждан, что муниципальная власть не всемогуща, а обладает крайне ограниченными полномочиями и наши действия строго регулируются законодательством. Всё же в силу своих возможностей мы всегда стараемся помочь жителям, чаще всего через неформальные рычаги влияния — через сложившиеся конструктивные отношения с управляющими организациями и районными властями.

Совсем другое дело, если чиновник незаконно отказал в просьбе — такой работник подлежит осуждению, наказанию в соответствии с законом. Вообще, феномен коррупции часто отсылает нас к этике Канта, к его нравственному императиву. И наша задача — отрабатывать единый эффективный принцип работы с гражданами, который не будет зависеть от тех или иных условий.

— Какие мероприятия проводит Совет муниципальных депутатов по противодействию коррупции?

— Глубоко убежден, что чаще всего первопричинами коррупции являются правовой нигилизм и недостаточный профессионализм муниципальных служащих. Реализуя совместно с органами исполнительной власти, прокуратурой, Контрольно-счетной палатой комплекс мер, направленный на противодействие коррупции, мы также ведем активную работу по повышению уровня образования и квалификации муниципальных депутатов и служащих: распространяем методические пособия, организуем семинары и круглые столы, разъясняем законодательную базу, обращаясь к опыту регионов. Властные и общественные институты достигли абсолютного понимания, что коррупция — зло, разрушающее город, оно не позволяет нам смотреть с уверенностью в будущее детей и внуков.

— Как вы относитесь к таким движениям, как "Муниципальная пила" и Фонд борьбы с коррупцией?

— Я всячески приветствую любую инициативу, направленную на защиту интересов города и горожан. Совет пропагандирует и оказывает правовую помощь в организации общественных советов муниципальных образований — органов, которые контролируют, наблюдают, подсказывают, следят за всем, что происходит на территории. Однако нетрудно заметить, что наивысшая активность "Муниципальной пилы" и подобных организаций наблюдается как раз перед выборами и используется для борьбы за голоса избирателей. "Пила", "Контроль" или "Надзор" — инструмент политической борьбы. Но выборы пройдут, и начнется ежедневная, напряженная работа, требующая постоянных усилий и тесного взаимодействия с непосредственными исполнителями — органами местного самоуправления.

Не скрою, отношения с "Муниципальной пилой" у меня непростые. Неоднократно говорил Дмитрию Сухареву, что готов к совместной работе, но его организации важнее пиар, чем конкретные результаты и благополучие жителей того или иного двора. Но я настроен оптимистично и искренне надеюсь, что формат работы таких организаций изменится и на смену "что-то нашел — раздул скандал — выяснилось, что ничего и не было" придет совместный поиск ошибок и путей их устранения. Любой глава заинтересован в том, чтобы имя его муниципалитета и депутатов звучали только в позитивном контексте.

— Как вы относитесь к приговору Евгении Васильевой по делу "Оборонсервиса" и последующему ее освобождению по УДО?

— Решение суда комментировать не буду. Однако я убежден, что в отношении людей, которые со знанием дела системно реализовывали преступные схемы, нанесли серьезный удар по имиджу власти, должны нести наказание, которое сопоставимо с нанесенным уроном.


Выборы в ЗакС и портрет муниципала

— Как вы считаете, за 10-15 лет портрет муниципального депутата изменился?

— Да. Депутат стал более профессиональным. В первый созыв в муниципальные депутаты шли не всегда осознанно, граждане не понимали их цели и возможностей. Сейчас уровень правовой грамотности значительно вырос, сформировалась общественная сознательность. Сейчас у каждого кандидата есть цель — сделать максимум, чтобы жизнь своего округа стала лучше. Петербургский муниципальный депутат — активный, серьезный, грамотный, принципиальный человек.

— Какие вы видите системные недостатки в муниципальном самоуправлении Петербурга?

— Их много. Самый острый — межведомственная разобщенность, отсутствие чёткого разделения полномочий, банальное непонимание, кто и что должен делать, и показательно — благоустройство. В августе состоялось совещание в правительстве Петербурга, на котором был поднят вопрос о серьезных изменениях в законодательстве о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге, которые снимут имеющиеся противоречия. Благоустройство внутриквартальных территорий должно быть в одних руках, и муниципальная власть может взять на себя такую ответственность.  

— Подавал ли Финляндский округ заявку на получение субсидий из бюджета города?

— Ни в прошлом, ни в этом году наш округ такие субсидии не получал. Финансирования, конечно, не хватает, но есть те, кто больше нуждается.

— Собираетесь ли вы баллотироваться в Законодательное собрание в 2016 году?

— Такой вопрос стоит на повестке дня. Выросли достойные соратники и преемники, которые могут нести пост главы муниципального образования не менее достойно, а может, и лучше меня. Вообще я считаю, что главы муниципальных образований, муниципальные служащие, депутаты — кадровый ресурс законодательной и исполнительной власти.

Для справки:

Бюджеты петербургских муниципалитетов сравнительно невелики, однако регулярно становятся объектами посягательства недобросовестных муниципалов. За последние годы ряд муниципальных образований оказались в центре коррупционных скандалов, часть из которых привела к уголовным делам. В частности, были возбуждены уголовные дела в муниципальных образованиях Георгиевский, Остров Декабристов, Невский округ, Северный, Малая Охта.

В МО Георгиевский в 2012 году было выделено 17 млн рублей на проведение лекций . Планировалось провести 40 лекций по "созданию товариществ собственников жилья", 35 "мероприятий для малого бизнеса" и 10 "мероприятий по гражданской безопасности для неработающих жителей округа". Однако лекции, по-видимому, так и не были проведены. В декабре 2014 года прокуратура Фрунзенского района возбудила против "неустановленных лиц" МО Георгиевский уголовное дело по статье 159 ч. 3 ("Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере").

В МО Остров Декабристов предполагаемые хищения были связаны с непроведенными работами по благоустройству: укладке асфальта, высадке зеленых насаждений. Зимой 2013-2014 годов активисты проекта "Муниципальная пила" исследовали благоустройство в МО Остров Декабристов и обнаружили, что при общей сумме конкурса в 51 млн 184 тысячи рублей, сумма хищений, по их оценкам, составляет 19 млн 14 тысяч рублей, то есть 37% от общей суммы конкурса. По заявлению "Муниципальной пилы" муниципалитет проверили следователи и прокуратура, после чего  было возбуждено уголовное дело по статье 159 ч.3 УК РФ ("Мошенничество") в отношении неопределенного круга лиц из руководства ООО "Технострой", то есть выполнявшего работы подрядчика. Ущерб по делу оценивался в 800 тысяч рублей. Позже было возбуждено второе уголовное дело, связанное с хищениями на укладке асфальта.

В Малой Охте в 2013 году были посажены деревья, которые не соответствовали техническому заданию. При этом само техзадание было сформулировано очень подробно, что не позволяло большинству поставщиков претендовать на участие в конкурсе; сумма контракта составляла 5,5 млн рублей. Через год, в мае 2014 года, в отношении подрядчика, ООО "ПетроЛандшафтСтрой", было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере").

Еще в ряде муниципальных образований были также обнаружены нарушения, но уголовные дела пока не возбуждены. Так, недавно выяснилось, что глава МО Морские ворота Елена Толкачева выписывала премии самой себе. Толкачева уверяет, что все решения принимались в установленном законом порядке на заседании, однако два депутата не были оповещены об этих заседаниях, а еще два депутата, по официальным документам голосовавшие "за", сообщили, что отсутствовали на одном из заседаний, где якобы принималось решение. Сейчас Морские ворота проверяет прокуратура. Несмотря на это, 23 июня совет Морских ворот назначил Толкачевой очередную премию.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
 
полноэкранная версия материала


Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru